search
main
0

День интеграции.

Термин «интеграция» означает «взаимосвязанность, системное соединение в единое целое отдельных составных частей, сам процесс установления таковых связей». В 2009-10 учебном году это был день «Красота и здоровье». В прошлом году – «Году космонавтики посвящается…». В апреле 2011-12 учебного года этот день был посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Наше мероприятие прошло под лозунгом «Вклад наук в успех Отечественной войны 1812 года». Это получился настоящий праздник, на котором учащиеся были вовлечены в активную познавательную деятельность. Участники – ребята 9-11 классов.

Целый учебный день они работали  в группах, отображая одно из направлений предмета по названной теме. Примерно за 3 недели до дня интеграции были сформированы 5 творческих команд по 5-7 человек в каждой. Эти объединения школьников состоят из представителей разных классов. Главный успех их работы в том, что они  «связаны одной цепью» и движимы одной целью. Задания  выбирали каждый по душе,  но советовались и помогали друг другу. А распределение групп такое: математика, физика, иностранные языки, литература, биология и их значение в войне. Каждая группа подбирала,  разрабатывала, оттачивала найденный материал, отражая именно свои направления. У каждой – свои ученики-выступающие. Учителя выступали в роли консультантов.

В процессе деятельности  были интегрированы  знания, полученные поэтапно в 9, 10, 11 классах по физике, истории, географии, математике, биологии, иностранному  языку, литературе  и  осуществлена  связь между этими предметами.

Цели мероприятия:

Показать историческое значение Отечественной войны 1812года.

Оценить вклад различных наук в итог войны.

Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.    Научить делать выводы.

Задачи:

– расширение кругозора учащихся, закрепление знаний о событиях и героях Отечественной войны 1812 года;

– активизация интеллектуальной деятельности;

– способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, чувства гордости и уважения к историческим событиям и подвигам героев своей страны.

Ход мероприятия.

Мероприятие проводилось в большом фойе 2 этажа. Вдоль стен стояли столы с реквизитами или материалами – подборками, необходимыми при защите своего проекта каждой группе. На стенах развешены рисунки, баннеры с высказываниями ученых- историков, исторические схемы, плакаты о ходе войны 1812 года, портреты русских генералов, фото формы русской и французской армии, пейзаж с пожаром Москвы, звучали музыкальные фрагменты из увертюры П.И. Чайковского «1812 год». В конце зала находились зрители.

Главный ведущий: В этом году мы отмечаем 200-летие одной из самых славных страниц в истории нашей страны – Отечественной войны 1812 года. И те, кто участвовал в войне, и те, кто родился значительно позже нее, хранили память о ней до конца своих дней. Рассказы о Бородинском сражении, пожаре Москвы, Березине были, по словам Герцена, их колыбельной песнью, детскими сказками, их Илиадой и Одиссеей. А начать наш День мы хотим с песни в исполнении  И.Мазуркевич  на стихи М.И. Цветаевой «Генералам 12 года».

Звучит песня  на стихи М.И. Цветаевой «Генералам 12 года».

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, —

Очаровательные франты

Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера —

Малютки-мальчики, сегодня —

Офицера!

Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

Ученик 1 читает отрывки из стихотворения Лермонтова «Бородино».

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй,  к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Когда б на то не Божья воля,

Главный ведущий: Кто выиграл войну 1812 года? Император? Тактика? Офицеры? Морозы? Все внесли свою лепту, все были на своих местах и исполнили свой долг.

Какой бы ни была война, но  исход  её зависел и от  научных знаний по физике, математике, химии, биологии, знания французского языка…

Слово предоставляется 1 творческой группе о влиянии французского языка на ход истории.

Французский язык

Все выступающие говорят на французском языке.

Ученик 1: Важной составляющей образования светского человека было знание иностранных языков. Со второй половины XVIII века разговорным языком высшего света стал французский.

В начале ХIХ века  в  дворянских семьях дети нередко усваивали сначала чужой язык — на нем говорили родители и гувернеры-французы, а затем уже родной, русский. Порой доходило до абсурда. В 1820 году генерал-губернатором Москвы стал князь Дмитрий Голицын. Проведя юные годы за границей, он хорошо знал иностранные языки, но очень плохо говорил по-русски. Когда требовалось выступить перед москвичами с речью, он составлял текст по-французски, затем его переводили на русский, и князю приходилось буквально выучивать его наизусть.

Ученик 2: Для продвижения по гражданской и военной службе, особенно в придворных кругах, вовсе не обязательно было знать хорошо русский язык, но на французском требовалось говорить и писать безукоризненно. Этим, кстати, отчасти и объясняется такое количество иностранцев (немцев, шведов, поляков, финнов и др.) на русской гражданской и военной службе – им вовсе не обязательно было знать русский язык и русскую культуру. Знание французского языка давалось в аристократических и дворянских семьях с детства, с помощью выписанных из Франции гувернеров и гувернанток.

Дворянство средней руки, не имевшее таких средств (гувернерам из Франции надо было платить по тем временам огромные деньги – до 1 тыс. руб. в год), стремились отдать своих чад во французские пансионы, что тоже стоило немалых денег. А мелкопоместной мелкоте с одной-двумя деревеньками крепостных и это было не по карману. И вдруг осенью и зимой 1812 г. к ним на двор десятками полезли даровые \”гувернеры\”, готовые за теплый кров и пищу учить их недорослей французскому языку и хорошим манерам. Сын одного из таких мелкопоместных дворян Могилевской губернии Ю. К. Арнольд, известный затем экономист, вспоминал о той поре: \”Редкий был тогда дом, в котором не встречалось бы пленного француза: иметь у себя \”своего\” француза – это установилось тогда само собой для каждого \”порядочного дома\”. И у нас, следовательно, оказался \”свой\” француз…

Ученик 3: Во время Отечественной войны 1812 года были нередки случаи убийства и ранения офицеров русской армии от своих же солдат, особенно вечером и ночью, из-за привычки офицеров говорить по-французски.

Иногда увлечение французским языком приводило к трагическим последствиям. В уже упоминавшихся мемуарах А.Н. Муравьёв пишет: «Когда настала ночь, я опять отправился уже пешком на Раевского батарею, где и около которой лежали страшные груды мертвых и раненых, коих ужасный стон раздирал душу; отправившись с целью отыскать брата Михаила, но не найдя его, я, утомившись до чрезвычайности, лег тут отдохнуть на землю, подле одного раненого, заснул немного и, проснувшись, застал соседа уже мертвым; брата же не нашел. В это самое время, рассказывали мне после, что казаки на аванпостах убили двух едущих верхом русских офицеров, Муханова и Окунева, говоривших между собой по-французски. Казаки в темноте ночи приняли их за французов и закололи их пиками своими».

Главный ведущий: Как видим, Отечественная война 1812 года имела огромное международное значение. Русская армия и ополчение не остановились на границах России, а пошли дальше (заграничный поход 1813-1814 гг.) – освобождать народы Европы от наполеоновского ига. \”Русская кампания 1812 г. поставила Россию в центре войны… Русские войска составляли основное ядро, вокруг которого лишь позднее сгруппировались пруссаки, австрийцы и остальные\”

Открываем следующую страницу нашего мероприятия – литература.

Литература

(сопровождается презентацией, Приложение 2)

Ученик 1: Трудно найти историческое событие XIX века, которое, подобно Отечественной войне 1812 года, нашло бы столь полное отображение в литературе и изобразительном искусстве. В этой войне русский народ победил как защитник своего национального достоинства, сформированного мирным трудом в процессе тысячелетней истории. Нельзя сказать, что победа эта не потребовала для своего осмысления времени – эпическое произведение Л.Н.Толстого \”Война и мир\”, посвященное этому событию, было написано полвека спустя, знаменитое \”Бородино\” Лермонтова также появилось лишь к 25-летней годовщине сражения, но было много откликов поэтов и писателей на данное событие. В ту пору патриотический подъем людей еще не был омрачен сменой либеральной политики Александра-1  на сугубо монархическую и последовавшую за этим аракчеевщиной. В литературе тех дней мы находим много здравиц царю, народу и Отечеству.

В избранных патриотических и юмористических стихотворениях из собрания историка и очевидца тех дней С.М.Любецкого мы находим искренние отклики поэтов на военные события. Вот что пишет Степан Юшков в своей Песни \”На освобождение царствующего града Москвы октября 11-го дня, 1812года\”:

Да когда ж было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Храмы Божий златоглавые

Опустели все – службы нету в них?

Не видать в Москве силы русские,

В светлых теремах красных девушек;

Не видать по Москве золотых карет;

Не слыхать совсем шуму градского?

Только видно лишь красно зарево,

Тучи мрачные дыму черного;

Только слышны там плач, да стон, да треск

Вздохи тяжкие, вопли смертные!

Ученик 3: Александр I в те дни вел себя необыкновенно скромно, даже робко. Численное преимущество неприятеля, триумфальное шествие французской армии по пределам Российской империи ввергло его в уныние и заставило обратиться к народу. С большим воодушевлением был воспринят призыв создавать народное ополчение. Часть крестьян, не дожидаясь царского рескрипта, покинули свои жилища, чтобы уйти в леса и начать партизанскую войну. Русские люди не сомневались в справедливости своего решения и готовы были драться до конца за землю отцов. Отсюда и несокрушимая вера в победу. Эта вера отражена во многих поэтических произведениях того времени.

Ученик 4:

Хоть Москва в руках французов,

Это, право, не беда! –

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда.

(«Солдатская песня» у Ив. Кованько).

Ученик 1: Большое место у всех авторов занимают призывы к объединению, к собиранию сил. У того же Ф.Н.Глинки читаем:

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть, чем в рабстве жить.

Ученик 2: Обосновавшийся в Москве Наполеон полагал, что кампания окончена, и ждал предложений о мире. Но никто не слал к нему послов. Более того положение наполеоновской армии быстро ухудшалось. Приближались холода. Очень скоро Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безумием. После поражения в сражении у села Тарутина он решил больше не искушать судьбу и дал приказ отступать на Смоленск. О безрадостном беге его войска обратно, на запад, через разграбленные его же мародерами города, узнаем из множества сатирических сочинений:

Захотел плясать по-русски,

Присядай-ка по-французски ты, Наполеон!

Бонапарту не до пляски,

Растерял свои подвязки

И кричит \”пардон\”.

Ученик 4: Многочисленные концерты, театральные постановки продемонстрировали весь тот творческий запал нашего народа, который пробудила победа над Наполеоном. Кто только не писал тогда в честь этого события песни, хоры: Державин, Карамзин, Жуковский, а следом за ними Писарев, Кованько, Родзянка, Шатров, Хвостов и многие-многие другие.

В стихотворении \”Бородино\” М.Ю. Лермонтов нашел простую и в то же время выразительную форму для освещения своей темы: старый солдат-артиллерист рассказывает молодому \”про день Бородина\”, о том, как русские солдаты и их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества. Пожалуй, более всего высший взлет патриотических настроений народа отражает такая строфа:

\”Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!\”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Главный ведущий: Тема войны в русской литературе была и остается актуальной. Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какой бы она ни была. Переходим к следующему разделу. Какова была неоценимая роль химии и биологии в ходе войны?

Химия и биология

(сопровождается презентацией, Приложение 3)

Главный ведущий: В истории Отечественной войны 1812 года, наряду с такими вопросами, как роль народных масс, стратегия и тактика, партизанская война, и другими, большой интерес представляет деятельность медицинских работников армии и страны. Как говорил Баграмян:  \”То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности\”. Вот об этом и пойдет речь дальше.

Ученик 1: Многие врачи и ученики Госпитальной школы оказывали медицинскую помощь воинам русской армии. Спасая воинов, военные врачи «среди опасностей жестоких сражений … доставляли им врачебные пособия».

В ноябре 1812 г. в Московском госпитале находилось на лечении 2042 раненых и больных, а также 487 пленных. Согласно распоряжению М.И.Кутузова пленные лекари и аптекари привлекались к лечению раненых и больных французов. Своих солдат французы хоронили на кладбище, с умершими же русскими поступали по-другому. На территории госпиталя в плохо засыпанных ямах было обнаружено 150 трупов русских воинов, умерших от голода, ран и болезней…

Преподаватель Медико-хирургической школы при Московском госпитале известный хирург профессор Ф.А. Гильтебрандт вместе с хирургом Я.И.Говоровым лечил раненого во время Бородинской битвы полководца П.И.Багратиона. Раненые начали поступать в Московский военный Госпиталь с первых чисел августа. В августе в корпусах на территории  госпиталя находилось 2000 раненых; в филиале в Головинском дворце – более 7000, а в конце августа – 15 000. Персонал госпиталя обслуживал также все московские военно-временные госпитали, развернутые в казармах, дворцах и институтах. 2 сентября 1812 года после приказа фельдмаршала М.И.Кутузова об оставлении Москвы началась подготовка к эвакуации больных и раненых. Из Московского госпиталя и его филиала  удалось эвакуировать более 17 000 больных. Раненых на подводах доставили в Коломну, потом водным путем на Касимов, Елатьму и Меленки. Транспорт сопровождали старший штаб-лекарь госпиталя А.П.Козлов и доктор И.Е.Дядьковский. Эвакуацией и работой госпиталей руководил профессор Х.И.Лодер. Всего в Касимовской группе госпиталей лечилось 22 765 раненых и больных. Касимовская группировка госпиталей

Ученик 2: В качестве примера заботы о здоровье рядовых воинов можно привести приказ выдающегося генерала русской армии П. И. Багратиона.

Приказ  № 39.

3 апреля 1812 г.

«Для предварения умножения болезней предписать ротным командирам, дабы они наблюдали

1-е. Чтобы нижние чины не ложились спать в одежде, а особливо не разувшись.

2-е. Солому, на подстилку употребляемую, чаще переменять и смотреть за тем, чтоб после больных не подстилали б под здоровых.

3-е. Надзирать, чтоб люди чаще переменяли рубашки, и, где возможно, устроить за селениями бани для избежания пожаров.

4-е. Как скоро погода будет теплее, избегая тесноты, размещать людей по сараям.

5-е. Для питья в артелях иметь квас.

6-е. Наблюдать, чтоб хлеб был хорошо выпечен.

Впрочем, я уверен, что все начальники приложат неусыпное старание к сохранению здоровья солдата».

В ранце солдата имелись две запасные рубахи, портянки, сухари на три дня. Каждый имел «водоносную флягу» или манерку, в которую входило, если судить по размерам (15×17х8 см), около двух литров воды.  Со времени Суворова солдаты приучались к тому, чтобы не пользоваться случайными продуктами и загрязненными водоисточниками. Если же неизбежно приходилось прибегать к нечистой воде, она «удобрялась» уксусом.

Ученик 3: Для переноски раненых с поля боя на перевязочный пункт в каждом полку должны были иметься 20 или более нестроевых солдат с четырьмя носилками и с двумя лёгкими линейками. «Место перевязки» назначалось «дневными приказами армии» и обозначалось «флагом или другими какими-либо знаками, чтобы раненые, не блуждая, могли оное сыскать». «Положением» 1812 года  Военной полиции поручалось наблюдать, чтобы перевязка раненых, «если сражение пространно, отправлялось в разные местах». На военную полицию возлагался и вынос раненых с поля боя. Каждый перевязочный пункт был оснащён готовыми повязками, бинтами, корпией, хирургическими инструментами. В каждом полку имелась запрягаемая двумя лошадьми аптечная фура с аптечными ящиками.

В зимний период войска проходили ежедневно не более двадцати верст в сутки, но движение это совершалось по глубокому снегу, и люди утомлялись до чрезвычайности. Многие отмораживали руки и ноги, получали случайные ожоги во время ночного отдыха у зажженных костров и вынуждены были оставаться в госпиталях. В то же время другие непосредственные участники говорят об очень небольшом количестве обмороженных. Большинство прогрессивных полководцев, командиров и особенно врачей проводили в жизнь принцип, хорошо выраженный М. В. Ломоносовым, а затем многими другими, в частности профессором Московского университета И. Андреевским: «…естественнее предупреждать болезни, нежели врачевать их при действительном появлении».

Ученик 4: Французская армия не была готова к ведению войны в зимних условиях. Не было в достаточном количестве палаток, теплой одежды и обуви, не была предусмотрена перековка лошадей и перестановка обозов на полозья. Форсированные марши затрудняли регулярное снабжение армии провиантом, фуражом, что заставляло солдат заниматься мародерством, и ожесточало крестьян. Солдаты начали испытывать голод еще на подходах к Смоленску. И даже после кровопролитного Бородинского сражения часть солдат в течение трех дней вынуждена была питаться тем, что находила в ранцах погибших.

Огромная территория, низкая плотность населения и его нищета также были препятствием для скорого продвижения, а позже и отступления армии. В таких условиях и при нехватке медикаментов порой и незначительные раны делались смертельными, так как солдаты боялись отстать от своих частей и быть убитыми ожесточенными крестьянами. Французов, по словам английского генерала Р.-Т. Вильсона, поразили в России: жители, земледелие, просвещение, громадные пожертвования дворян на нужды войны, послушание и привязанность крестьян к своим господам.

Биваки, недоедание, форсированные марши, перепады от жары к холоду, эпидемические болезни, — все это разрушало ряды армии. Зачастую им, оставлявшим за собой выжженные деревни и города, содеянное казалось «адом».

Ученик 5: В войну 1812 года положение медицинской службы существенно изменилось по сравнению с предыдущими военными конфликтами. В связи с развитием военной техники резко возросли потери от ранений, увеличилось количество безвозвратных потерь. Врачей в русской армии, конечно, не хватало для своевременного и высококачественного лечения раненных и больных. Особенно, недоставало их на ряде важных участков. Но, во-первых, достаточного количества врачей не было ни в одной войне. Во-вторых, большую помощь врачам оказывали школьные фельдшера, отряд которых составлял не менее 4000 человек. А по своей подготовке русские школьные фельдшера превосходили многих французских хирургов.

Главный ведущий: Итак, знание и опыт русских врачей и всего медицинского персонала, их самоотверженность и высокий патриотизм помогали им творить настоящие чудеса и преодолевать любые трудности.

Как же связать исторические моменты, военные действия со знаниями физики и математики? Оказывается, без них было не обойтись. И об этом дальше пойдет речь.

Физика

(сопровождается презентацией, Приложение 4)

Ученик 1: Уже в те далекие годы люди умели производить математические расчеты архимедовой силы, плотности порохового газа, массы оболочки, жесткости ее, дальности полета, высоты подъема.

Одним из наиболее весомых вкладов ученые сделали в вооружение и техническое оснащение русской армии. И в связи с этим я расскажу вам о тяжелой артиллерии, использованной в войну 1812 года русской армией.

Самым распространенным и часто используемым техсредством была пушка. Пушка – тип артиллерийского орудия. От других представителей ствольной артиллерии, таких как гаубица или мортира, пушка отличается большим удлинением ствола (40-80 калибров), начальной скоростью снаряда и дальнобойностью, но зато она имеет меньший максимальный угол возвышения. На слайде перед вами картинка пушки в разборном виде образца 1805 г. Прицеливание осуществлялось через отверстие в прямоугольной пластинке, которую в зависимости от дальности цели устанавливали на одном из делений. А сейчас я вам покажу видеоматериал, наглядно демонстрирующий выстрелы из пушек.

Другим видом артиллерийского орудия, пользовавшегося не меньшей популярностью, была мортира. Мортира — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах. Скорострельность мортир – один выстрел за 5-7 минут. Стреляли бомбами и зажигательными снарядами. Нас слайде перед вами картинка мортиры, образца 1805 г.

Ученик 2: Третий вид артиллерийского орудия, один из самых старых на тот момент, но считающийся одним из самых мощных, был полупудовый «Единорог». Единорог — старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубица. Разработан был в 1757 году русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым; на вооружение поставлен графом П. И. Шуваловым. Единственным недостатком, как единорогов, так и пушек было отсутствие железных осей. Деревянные оси часто ломались, нуждались в постоянной смазке. На слайде перед вами картинка мортиры, образца 1805 г. И вот на ней под стволом наглядно видны эти деревянные оси, которые после 2-3 мощнейших ударов выходили из строя. Максимальная дальность стрельбы 1/2-пудового единорога – 2300 м. Дальность изменялась за счет изменения длины и диаметра ствола «единорога». И пред вами на этом слайде представлены фотографии разных модификаций «Единорогов», хранящихся и по сей день в музее.

Ученик 3: Помимо артиллерии в войне использовались летательные аппараты аэростаты. Аэростат – летательный аппарат, легче воздуха, снабженный двигателем и системой управления движением. Подъемную силу обеспечивает газ легче воздуха, в наши дни это гелий. И сейчас перед вами на картинке представлены аэростаты разной формы.

Уже в те далекие годы люди умели производить математические расчеты архимедовой силы, плотности порохового газа, массы оболочки, жесткость ее. И сейчас перед вами представлены одни из немногих формул, которые ученые-физики вывели для расчетов: дальности полета, времени полета, скорости снаряда, длины ствола орудия, диаметра ствола.

Но это не все используемые формулы, на самом деле их очень много. Были проведены эксперименты по исследованию дальности полёта снаряда от угла вылета снаряда и его массы. Установили зависимость между этими величинами. Ученик 4: Шел 1812 год… В мае А.Н. Волконская (владелица усадьбы \”Воронцово\”) предоставила территорию усадьбы для строительства большого воздушного шара. Предполагалось, что он станет \”последним словом\” военного дела – с шара можно будет бомбардировать неприятельскую армию взрывчатыми снарядами. Вот и пришлось подсчитать подъемную силу шара, его грузоподъемность, высоту подъема. Работами руководил механик Франц Липпих. Первоначально Липпих предложил свои услуги Наполеону, но тот их отверг. Тогда Липпих связался с российским послом в Штутгарте, который и сообщил об идее постройки шара своему правительству. Заманчивое предложение, сулившее немало расходов, но и выгод, было принято. Липпиха привезли в Москву вместе с письмом императора, в котором он предлагал тайно поместить Липпиха недалеко от города и снабдить его всем необходимым для начала работ. По согласованию с А.Н. Волконской Леппиха пригласили в ее имение. Начало Отечественной войны с Наполеоном заставило форсировать строительство шара.   Математика (сопровождается презентацией, Приложение 5) Ученик 1: Современная история имеет глубокую связь с математикой. Речь идет о новом методе исторического исследования – математическом моделировании. Математическая модель – это приближенное описание какого-либо явления, выраженное с помощью математической символики. Математическая модель – мощный метод познания внешнего мира, а также прогнозирования и управления. Анализ математической модели позволяет проникнуть в сущность изучаемых явлений. Изучение явления с помощью математической модели называется математическим моделированием. Сейчас мы с вами составим математическую модель Бородинского сражения, которое состоялось 26 августа 1812 г. Ученик 2: Военная мощь армии зависит от численности войск и от их оснащённости. Обозначим N1 и N2 – количество человек в русской и французской армиях соответственно; М1 и М2 – количество орудий в русской и французской армиях. Но по своей поражающей силе орудия превосходят человеческие возможности, поэтому количество орудий необходимо умножить на коэффициент к. Получаем, что силы русских составляли R = N1 + kM1, французов – F = N2 + kМ2. Так как у противников орудия имели почти одинаковую поражающую силу, то коэффициенты можно считать одинаковым. Большое значение в сражении имеет плотность огня. Она вычисляется как (N+kM)/l, где 1 – протяженность войск. Соотношение плотности R/F огня обеих сторон и будет являться упрощенной моделью Бородинского боя. Ученик 1: Каждое из обозначений формулы является параметром, меняя который, можно моделировать различные варианты развития событий. Это помогает лучше оценить значение того или иного фактора явления. Но прежде давайте найдем отношение русских и французских сил на начало войны: N1=240000,  М1=9 42,  N2=614000,  М2=1400, к =30, 1=600 ; R = (240000 + 30·942):600 = 447 ; F = (614000 + 30·1400):600 = 1093; R/F = 447/1093 = 0.4. Ученик 2: А теперь найдем отношение R/F при Бородин­ском сражении, где: N1 = 132000, М1 = 640, N2= 135000, М2 = 587, к = 30; R =  (132000 + 30·640) : 600 = 252; F = (135000 + 30·587):600 = 254,35. Тогда R/F = 0,99. Мы убедились, что изучая историю, современный ученый должен владеть и математическими знаниями. Недаром математику называют царицей всех наук. Главный ведущий: Мы увидели, чтобы победить в войне, требовались не только знания стратегии тактики и расположения войск, но и знания физики и математики.   И завершаем праздник последней страничкой «География в войне 1812 года».

(сопровождается презентацией, Приложение 6)

Ученик 1: Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между Россией и вторгшейся на её территорию армией императора Наполеона I Бонапарта. В наполеоноведении также используется термин «Русская кампания 1812 года» (фр. campagne de Russie pendant l \’année 1812).

Бесславно окончилась попытка Наполеона победить Россию. Закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии и переносом военных действий на территорию Польши и Германии в 1813 году. История знает не много примеров подобных военных катастроф. В своем донесении М.И. Кутузов так подводил итоги кампании. \”Наполеон вошел с 480 тыс., а вывел около 20 тыс., оставив не менее 150 000 пленными и 850 пушек\”. Число погибших в русских войсках составило 120 тыс. чел. Из них убитых и умерших от ран – 46 тыс. чел. Остальные умерли от болезней в основном, в период преследования Наполеона».

Ученик 2: В русской истории Отечественная война стала самой интенсивной по количеству битв. В среднем, на каждый месяц здесь приходилось по 5 сражений. 25 декабря, в день Рождества Христова, царь издал Манифест об изгнании неприятеля и победоносном окончании Отечественной войны 1812 года. Этот день, как и дата Полтавской битвы, стал также и официальным религиозным праздником в память \”об избавлении Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесять язык\”.

Много памятных мест свидетельствуют сегодня о тех далеких событиях 1812 года, вызывающих как чувство боли и горечи за перенесенные страдания и невзгоды, так и чувство гордости за свою страну и свой народ.

В чем же причины неудачи великого похода французов в 1812 году? Историки давно нашли ответ на этот вопрос. Мы же кратко остановимся на  географических аспектах, сыгравших положительную роль в ходе рассматриваемого события.

Заключение

Ученик 1: Отечественная война 1812 года имела огромное международное значение. Русская армия и ополчение не остановились на границах России, а пошли дальше (заграничный поход 1813-1814 гг.) – освобождать народы Европы от наполеоновского ига. Популярность самого Кутузова в Германии была невероятной. За две недели до смерти он сам со смешанным чувством удивления (за себя) и гордости (за свою Отчизну) писал в сугубо частном письме своей жене: \”На улицах кричат: \”Виват, Кутузов! Да здравствует великий старик!\”. Иные просто кричат: \”Виват, наш дедушка Кутузов!\”. Этого описать нельзя…\”.

Ученик 2: Великий русский революционный демократ Н. Г. Чернышевский позднее писал: \”Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы… патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев\”.

Эти патриотические традиции вновь возродились в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В июле 1942 г. был учрежден военный орден М. И. Кутузова для награждения генералов и старших офицеров за успешную разработку и проведение планов военных операций. За годы войны орденом Кутузова было награждено 6986 генералов и офицеров.

Главный ведущий: Слава Великой Армии была столь же велика, сколь и трагедия, ее постигшая. Поэтому с появлением новых источников судьбы ее воинов — и генералов и рядовых, по-прежнему будут волновать исследователей разных стран.

Со страниц учебников, литературных произведений, фильмов  мы узнаем о том, что война – не только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!

Татьяна Бауэр, учитель физики средней школы №4 города Донецка Ростовской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».

В прикрепленных файлах – Приложения 1-6 (презентации)

Литература:

1.  Ссылка со страницы <a href =  \"http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/otechestvennaya-voina-1812-g-2\"

2.  «Учительская газета», рубрика  «Методическая кухня»  (№№17-22, 2012 г).

3.  http://www.nga.gov/kids/napoleon/n-full400.jpg  – Наполеон

http://photobucket.com/albums/bb255/labaz2/Davydov.jpg  – Давыдов

http://photos1.ocan.ru/zem/4959-337674_cUR37Q1uSm.jpg  – памятник в Тарутино на берегу реки Нара

http://mirpeople.ru/_ld/0/02084911.jpg – Василиса Кожина

http://img-fotki.yandex.ru/get/4527/125730387.c/0_60892_3a2f5a6a_XL – французы на берегу реки Неман.

4.  Журнал \”Знание – Сила\”  №06, 2012г.

5. Школьные учебники по истории, географии, физике, литературе…

7. http://lexandre.ya.ru/replies.xml?item_no=3962

ru/photo/3-0-3-3

http://chron.eduhmao.ru/img_9_5_1_2.html

http://www.ekburg.ru/news/2/11076/

http://www.stihi.ru/2008/11/27/4978

http://www.bg-znanie.ru/print.php?nid=927

http://www.diary.ru/~the-best-of-thebest/p106398566.htm

http://wpc.freeforums.org/post1192.html

http://www.distedu.ru/mirror/_litera/www.bashedu.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html

http://www.diary.ru/~sacurada13/p157106540.htm

http://ochek.ru/index.php?q=uggc://jjj.yvirvagrearg.eh/gntf/%R4%R5%RQ%R8%S1+%R4%R0%R2%SO%R4%RR%R2/

8. Россия. Автобиография. Москва, Эксмо, 2009.

9. Д.Бантыш-Каменский. Российские генералиссимусы и генерал- фельдмаршалы. Москва, Эксмо,2008

10. В. Пикуль. Исторические миниатюры, Москва,1988.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте