search
main
0

День Департамента образования в округе

​Министр образования Москвы Исаак Калина ответил на многочисленные вопросы жителей Северного округа.

– В школе должны быть бесплатные группы продленного дня и бесплатные кружки, которые будут работать с детьми, пока родители заняты на производстве. Как вы относитесь к тому, что собраны 70 тысяч подписей под обращением за возврат бесплатных продленок и кружков? – О бесплатном дополнительном образовании я скажу так, чтобы все понимали. Общий объем бюджетных средств, которые выделены на кружки, в Москве достаточно велик: 10 миллиардов рублей только системе образования, примерно столько же у Департамента культуры, есть деньги у Департамента спорта, у муниципалитетов. Другое дело, что сегодня есть серьезный платежеспособный спрос и люди зачастую несут деньги в кружки, которые организованы не школами, не нашими дворцами творчества, а некими структурами, размещающими эти кружки в каких-то полуподвалах. Они это делают без всякой ответственности за безопасность и здоровье детей. Наверное, не самое плохое дело эту потребность реализовать с помощью государственных учреждений, по крайней мере эти учреждения несут стопроцентную ответственность за нормальные условия, за безопасность. Если у кого-то из директоров школ все кружки не бесплатные, то пусть они расскажут, куда делись те деньги, которые город выделил школам на дополнительное образование. Разговор о платности кружков вообще разговор хороший, но по нему трудно принимать решения. Один человек говорит, что кружки платные, другой – что бесплатные, нужны, как говорится, «явки, пароли, адреса», чтобы принимать меры.В Москве 700 с лишним школ, на весь город только 19 школ используют 66 статью Федерального закона «Об образовании в РФ», которая разрешает взимать родительскую плату за уход и присмотр в группах продленного дня. То есть 19 школ с согласия управляющих советов установили плату на уход и присмотр в ГПД, самая маленькая плата – 900 рублей в месяц, самая большая – 3800 рублей. Если окружное управление образования не утверждало цену на оплату ухода и присмотра в ГПД, а школа плату взимает, то это незаконно, очевидно, деньги поступают в этом случае не на расчетный счет школы, так как у нас облачная бухгалтерия и мы видим любое перечисление денег из школы и в школу. Если бы деньги за ГПД на счете появились, Служба финансового контроля сразу задала бы вопрос, есть ли на то разрешение учредителя. Если департамент получит адреса тех школ, которые взимают деньги за ГПД, мы пошлем туда СФК и она проверит, так ли это. – Должны ли в наше сложное время быть в школах бесплатные обеды для детей, посещающих группы продленного дня? – Москва – единственный субъект Российской Федерации, где все ученики начальной школы бесплатно завтракают. Больше ни одного такого субъекта в Российской Федерации, к сожалению, нет. Что касается бесплатных обедов, то все-таки в Москве немало семей, которые предложение о бесплатных обедах восприняли бы даже с некоторой обидой. У меня на приеме бывают молодые люди, которые говорят: «А зачем моему ребенку бесплатный завтрак? Я за него заплачу! Что это: кто-то оплачивает питание моего ребенка, я что, не могу это сделать?» Разные люди имеют разные потребности. В нашем городе есть система бесплатных обедов для детей из малообеспеченных семей. В Департаменте соцзащиты есть все эти списки, мы договорились, что к следующему учебному году нам их передадут и по ним предоставим так называемое льготное питание для тех семей, которые в этом в самом деле нуждаются. – В Общественной палате Москвы состоялся круглый стол «Платная продленка. Анализ ситуации и социальные исследования». К сожалению, представители Департамента образования, которые были приглашены, на круглый стол не пришли и разговор прошел впустую. Нельзя ли вернуть в госзадание школам строчку о бесплатных группах продленного дня, чтобы не было двоякого толкования, чтобы директор не думал, будут ли траты школы на ГПД нецелевыми, позволяет ли их бюджет тратить деньги или не позволяет?- Я благодарен за комплимент, что в отсутствие представителей Департамента образования обсуждение в Общественной палате теряет смысл. Я такого комплимента давно не слышал. Вообще в Московскую общественную палату мы всегда ходим, более того, там есть комиссия под председательством ректора МФТИ Николая Кудрявцева, и когда Николай Николаевич нас приглашает, мы на приглашение откликаемся моментально. Если другая комиссия проводит заседание и хочет, чтобы мы там присутствовали, то лучше всего это делать вместе с комиссией по образованию. Мы как-то привыкли и стараемся на «чужие поляны» не заходить, чтобы на нас не обиделись наши коллеги. Если нас пригласит Николай Кудрявцев, мы тут же придем, но Николай Николаевич на обсуждение темы продленки нас не пригласил, так как запрашивал у нас материалы, мы ему их направили, значит, Кудрявцев все прочитал. Если возникнет вопрос на комиссии по образованию, мы с удовольствием придем и будем разговаривать о тех 19 школах из 700, которые берут плату за присмотр и уход, хотя нам хотелось бы поговорить и об этих 700. – В одной из газет была напечатана информация о том, что после прошлогоднего трагического инцидента со стрельбой в одной из столичных образовательных организаций школы Москвы обяжут передавать в прокуратуру списки детей, находящихся в группе риска. Издали ли вы такой приказ и обязали ли школы сделать это?- Информация о каких-то списках для прокуратуры для меня абсолютная новость: городская прокуратура никаких списков у нас не запрашивала. Думаю, идет путаница с абсолютно известными и стародавними понятиями: «дети, стоящие на внутришкольном учете», «дети, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних», «дети, стоящие на учете в органах внутренних дел». Этот учет был и есть, уверен, что он будет и дальше. Это профилактический учет, который серьезно помогает многим ребятам не попасть в какие-то преступные дела. Никаких запросов от прокуратуры у нас нет, нет и никаких списков детей, которые бы мы могли ей передавать. Окружные управления образования давно приучены к тому, что, если прокуратура обращается к ним напрямую, они пересылают эти обращения в Департамент образования. Если все правильно, мы сами даем ответ в городскую прокуратуру. – Есть приказ Министерства образования и науки РФ о введении в школах психологического тестирования. Эксперты из Совета по защите традиционных семейных ценностей пришли к выводу, что единственное положительное – это добровольность тестирования и то, что допуск детей до 15 лет к нему может быть осуществлен только после письменного разрешения родителей. Каково ваше отношение к этому тестированию? – Я никогда не скрывал, что всякая безграмотная профилактика опаснее пропаганды. Поэтому можно написать какие угодно методические рекомендации и инструкции, но если их будут выполнять безграмотно, то это всегда опасно. Не зря же есть фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Раз это приказ Министерства образования и науки РФ, то я могу использовать знакомства в министерстве для того, чтобы эксперты-психологи Совета по защите традиционных семейных ценностей встретились с теми людьми, которые готовили этот приказ на подпись, и пусть они дискутируют. Но поверьте, любой приказ министерства, особенно такого характера, издают только после тщательных консультаций с разными группами специалистов. Если есть альтернативная позиция у другой группы специалистов, я готов помочь им донести свою позицию до разработчиков этого приказа. – Имеем ли мы право отметить праздник выпускного бала 19 июня 2015 года, но не в парке культуры имени М.Горького и не в школе? – У нас постановлением Правительства Москвы определена дата проведения выпускных балов 19 июня 2015 года. Город взял на себя ответственность за обеспечение безопасности в этот день во вполне определенных точках, которые обозначены в этом документе, – в школах, в вузах и в парке имени М.Горького. Ни в каких других точках 19 июня город не будет обязывать работать МВД, МЧС, здравоохранение. Хочу, чтобы все поняли: проведение выпускной ночи – очень серьезная нагрузка на все службы города, начиная с метрополитена, автобусов, ГБДД, МЧС, здравоохранения и много еще кого. Поэтому в этот день в городе все будет так, как определено в постановлении Правительства Москвы. Если родители хотят отметить праздник выпускного бала, кроме 19 июня, еще и в другой день и там, где они хотят, то они должны знать: детям 19-го выдадут аттестаты, 20-го с 6 утра город прекращает свою зону ответственности за выпускников. Родители могут проводить праздник там, где хотят, но этот праздник не будет иметь никакого отношения к городу. Обычно некие компании по заказу родителей берут на себя организацию праздника, но когда что-то случается, то туда вызывают «скорую», МВД, МЧС, которые город не сможет отпустить с тех площадок, которые за ними закреплены. – Знаете ли вы, что на открытии Рождественских чтений патриарх Кирилл и митрополит Меркурий очень много говорили о том, что курс ОРКСЭ недостаточен, что два года идет исследование о том, что его нужно продлить (от 34 часов до полноценного преподавания от 2-го до 10-го класса)? Нельзя ли организовать по этому поводу более широкое обсуждение, чтобы родители понимали, о чем идет речь, насколько это необходимо и соответствует ли СанПиНам, особенно для средних и старших классов?- Я знаю, о чем говорили патриарх Кирилл и митрополит Меркурий. Рад, что вот уже четыре года мне не приходится отвечать на вопрос, что будет в федеральных учебных планах и программах. На сайте отдела катехизации есть информация о том, что, прежде чем выступать на Рождественских чтениях, мы встречались с владыкой. Я встречался с ним не как руководитель Департамента образования Москвы, просто у нас давно хорошие рабочие отношения, с тех пор, когда мы еще работали над введением курса ОРКСЭ. Мы тогда долго все обсуждали, поэтому, поверьте, ничего пугающего или удивляющего в выступлении владыки для меня нет. У нас беда: говорят, что нет в мире фактов, есть только их интерпретация, каждый их интерпретирует так, как хочет. У владыки в его речи есть очень серьезный и очень грамотный подход: ничего в школе нельзя преподавать в отрыве от другого. Недавно была одна интересная история: мальчик отлично учился в начальной школе, перешел в пятый класс, и у него появились две четверки за четверть. Отец решил его покритиковать и говорит: «Саша, что ж у тебя целых две четверки по двум предметам?!» На что умнейший мальчишка ответил отцу: «Папа, у нас теперь ни один учитель все предметы сам не знает, а ты хочешь, чтобы я на все пятерки учился!» К сожалению, мы в школе зачастую преподаем каждый свой предмет, абсолютно невзирая на другие предметы. Но (и владыка об этом сказал) невозможно преподавать литературу, не опираясь на знание православной культуры, невозможно преподавать искусство, не зная православия, да вообще ни один предмет нельзя преподавать без таких знаний. Владыка сказал о том, что во всех предметах хорошо бы понять роль православной культуры, и это очень серьезно. К сожалению, пока мало авторов, которые могли бы эти вещи объединить, и об этом тоже говорит владыка. Если у нас курс ОРКСЭ остается таким же дискретным, отрывочным, фрагментарным, то, конечно, от него мы получим меньший результат, чем мог бы быть, если бы курс был встроен в общую систему школьного образования. Поэтому надо говорить не об отдельных предметах, а об общем содержании школьного образования, о взаимосвязанности предметов, чтобы один предмет не противоречил другому. Вот об этом и говорил владыка, я его здесь полностью поддерживаю. – А представители других конфессий тоже будут вести уроки? – Я вернусь на семь лет назад, тогда создавали учебные пособия по шести модулям «Основ религиозной культуры и светской этики». Министерство образования и науки РФ всем конфессиям и Институту философии РАН тогда поставило условия: все пособия должны пройти так называемую круговую экспертизу, то есть каждая конфессия проверила пособия других конфессий и учебник по основам светской этики. Когда они пришли к общему согласию, то завизировали каждый курс. Поэтому нет ничего противоречащего в этих модулях. Конечно, есть своя специфика в трактовке, но противоречащие вещи в модулях были убраны. Я уверен, что если курс будет дальше развиваться, то модули будут разрабатывать по этому же принципу. – Наша школа сотрудничает с МФТИ, но в ней нет химии как дополнения к профилю. Можно ли у нас ввести химию, чтобы подкрепить профильное химическое образование вузовским уровнем, ведь в МФТИ есть сильные преподаватели?- Я поговорю с ректором МФТИ Николаем Кудрявцевым. Если Физтех не сможет ввести химию, то договоримся с другим вузом. Вы правильно выбираете профиль. Проблеме выбора всегда мешает мода. Все побежали в юристы, и ты побежал, а пока добежал, все места юристов заняты и ты уже не нужен. Все побежали в экономисты, и ты побежал, но пока добежал, уже никому не нужен. В химики же бегут очень мало. Я всегда шучу, что все люди делятся на «поговорить» и «сделать». Конкурс среди тех, кто «сделать», намного меньше, а значит, шансов там намного больше. Поэтому те ребята, которые сейчас выбирают инженерные профили, медицинский профиль, вообще профили, связанные со «сделать», в будущем очень здорово выиграют. Директора школ должны иметь в виду, что они могут создавать у себя профиль или не профиль, это их внутреннее дело, но мы скоро начнем считать профили только в том случае, когда есть связка «школа – вуз – отрасль». Нельзя ориентировать ребят непонятно на какую будущую работу. Хотим сориентировать, давайте выстроим всю вертикаль. Школа может сотрудничать не только с Физтехом, а с той же Менделеевкой, еще с кем-то, если надо, я с удовольствием помогу, ведь телефоны всех ректоров по старой привычке в записной книжке храню.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте