search
main
0

Дело, слово и творчество Василия Зеньковского

К 140‑летию выдающегося философа, психолога, педагога

Василий Васильевич Зеньковский, выдающийся русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагогический мыслитель, органично совмещал в себе миссии пастыря, проповедника и церковного деятеля, философа, богослова и историка русской мысли, публициста, неутомимого общественного деятеля и лидера православной студенческой молодежи.

Василий Зеньковский – один из немногих русских мыслителей, сумевший построить целостную философско-педагогическую систему, не преступив той грани, которая отделяет эти формы сознания и интеллектуальной деятельности друг от друга. В нем гармонично сочетались дело, слово и творчество, его наследие в полном объеме сохраняет свою актуальность.

Корни дуба

Василий Васильевич родился 4(16) июля 1881 года в Проскурове (ныне Хмельницкий), городе, который писатель Александр Куприн избрал местом действия для своего романа «Поединок».

Во многом основные контрапункты его судьбы, как это обычно и бывает, оказались заложены в родословной. Василий происходил из украинского шляхетского рода. Был внуком кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Отец Василия был педагогом, затем директором гимназии, совмещавшим эту работу с деятельностью церковного старосты, а мать работала учительницей.

Мальчика воспитывали в традиционном православном укладе. С детства, как вспоминал позднее сам Зеньковский, он был «религиозным ребенком, ходил вместе с отцом в церковь, пел в церковном хоре. Все детство – до 14 лет – было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви. Дед мой был священником – и мне тогда казалось священство чем-то недостижимо высоким, чего удостаиваются немногие избранники».

Однако во время обучения во 2‑й киевской гимназии, в которой углубленно преподавали классические и современные иностранные языки, он утратил веру в Бога под воздействием статей Дмитрия Писарева. Уже с этого раннего возраста определяется широта научных интересов. В гимназии, непрестанно углубляя свои познания, юноша заинтересовался психологией и начал серьезно заниматься философией.

В 1900 году он поступил в Киевский университет Св. Владимира, в котором вначале учился на естественно-математическом факультете и собирался впоследствии заняться медициной и стать врачом. Одновременно Василий продуктивно занимался философией. В это же время произошло возвращение молодого студента-естественника в Церковь, он снова стал верующим человеком.

В 1904 году Зеньковский перешел на филологический факультет и занимался на философском и классическом отделениях. После окончания историко-филологического факультета (1909), будучи широко образованным гуманитарием (свободно владел французским, немецким и английским языками), Василий Васильевич был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию и одновременно читал курсы «Введение в философию» и «Психология детства» на Женских курсах А.В.Жекулиной. Его последующая общественная и профессиональная деятельность была многообразна.

Когда в среде русской интеллигенции начался религиозный ренессанс, Зеньковский принял активное участие в Киевском религиозно-философском обществе, а по окончании университета был избран его председателем. В это же время он стал писать на религиозно-философские темы, сблизился с философом С.Н.Булгаковым, впоследствии выдающимся священнослужителем и богословом, и по его инициативе подготовил к печати книгу о Гоголе. Книга не была издана, а манускрипт ее пропал в революционные годы. Уже на самом склоне своей жизни Зеньковский напишет новую книгу о Гоголе, которым он никогда не переставал заниматься. В «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры». Здесь же отметим вклад Василия Васильевича Зеньковского в золотой фонд отечественного достоевсковедения, внесенный весомыми по своей значимости работами о Ф.М.Достоевском.

В 1910-1911 годах Зеньковский читал курсы по философии, психологии и педагогике в различных образовательных учреждениях. Затем работал директором Киевского института дошкольного воспитания.

В 1913-1914 годах, находясь за границей (в Германии, Австрии и Италии), работал над магистерской диссертацией на тему «Проблема психической причинности», вышедшей книгой в Киеве в 1915 году. На ее основе блестяще защитил диссертацию и был удостоен степени «магистр философии».

Свою докторскую диссертацию ученый защитил в Московском психологическом институте имени Л.С.Щукиной в 1916 году, вскоре был избран экстраординарным профессором по кафедре психологии Киевского университета. По свидетельству тогда студента, а позднее видного философа В.Ф.Асмуса, «специальная психологическая эрудиция его была огромна.
Особенность чтения лекций состояла в том, что он читал психологию как философскую науку». Результатом обращения к психологии и педагогике явилась книга «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918). По мысли Василия Зеньковского, суть идеала социального воспитания составляют общечеловеческие принципы солидарности и братства, на основе которых развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Министр исповеданий

В годы революции и Гражданской войны Зеньковский был вовлечен, как он сам отмечал, «в политическую работу на юге России». По самосознанию Василий Васильевич был русским украинцем, то есть, считая себя украинцем, он в самом украинском народе видел ветвь и неотъемлемую часть русского народа. Враждебное противопоставление русского украинскому было ему совершенно чуждо. Говорил он по-русски, хотя и с типично южнорусским акцентом.

В мае – октябре 1918 года Зеньковский занимал пост министра культуры в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. В ведение этого министерства входили и церковные дела. Зеньковского даже выдвигали от украинской партии на кафедру митрополита Киевского, но он категорически от этого отказался, поскольку не считал себя готовым принять монашество, хотя никогда не был женат.

В воспоминаниях «Пять месяцев у власти», объясняя свое согласие занять этот пост желанием послужить христианству и налаживанию украинско-русских отношений, Зеньковский писал: «Тогда я не сознавал, каким роковым для всей моей жизни был этот шаг. Я знал, что иду на жертву, но не представлял себе все-таки, как велика будет жертва…»

Подчеркнем, что все время нахождения на министерском посту Василий Васильевич последовательно выступал сторонником украинской церковной автономии, но одновременно боролся против автокефалии украинской Церкви. Эта принципиальная позиция в итоге стоила ему министерского поста.

«Мы не в изгнании, а в Послании»

В 1919 году Василий Васильевич Зеньковский эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев и стал частью деятелей русского зарубежья. Он был профессором философии в Белградском университете сразу на двух факультетах – богословском и философском (1920-1923).

После окончания Гражданской войны в эмиграции оказались более двух миллионов граждан России (кроме тех, кто проживал на отделившихся от Советской России территориях государств Прибалтики, Польши, Финляндии, Бессарабии). Причем это были в основном люди с высшим и средним образованием. Не случайно у современников складывалось убеждение, что Россия разделилась на две части: голова оказалась в эмиграции, а туловище осталось в Советской России.

Среди примерно 500 тысяч вынужденных эмигрантов, оказавшихся в странах Европы, насчитывалось около 80 тысяч детей школьного возраста. Все это обусловило создание в различных государствах более ста русских школ, а также нескольких десятков профессиональных курсов, средних и высших профессиональных учебных заведений.

В условиях эмиграции образование представлялось главным средством предотвращения денационализации, утраты детьми идентификации себя как русских, а следовательно, и растворения в западной культуре. Все это ставило перед педагогами задачу создания школ, где бы образовательный процесс был максимально насыщен национальными ценностями, предполагало разработку в данном направлении нового учебно-методического комплекса (программ, учебников, пособий).

Такой деятельности объективно способствовала атмосфера духовной жизни эмиграции, в условиях которой крайне обострились патриотические чувства в связи с утратой Родины и ностальгия по Отечеству, желание сохранить в себе и детях русский дух, не дать погибнуть национальным культурным ценностям.

Все эти задачи составили программу научной, просветительской, образовательной и общественно-педагогической деятельности 3еньковского. На этом поприще в полной мере проявился его незаурядный общественный и деятельный характер, он занялся воспитанием русского юношества в национальном духе, которое в первую очередь подразумевало просвещение в православной вере.

В 1923 году на Общеэмигрантском педагогическом съезде 3еньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. Принял активное участие в съезде русских эмигрантских кружков молодежи – Русского студенческого христианского движения (РСХД), председателем которого был избран в 1924 году и оставался им до самой смерти. Он любил отмечать, что «я по-настоящему у себя дома именно в нашем движении».

Движение включало не только студентов, но и интеллигентов всех возрастов. 3еньковский любил подчеркивать, что «все члены движения – студенты, так как стремятся к просвещению». Он мыслил движение как живую силу Церкви, которая формирует церковную интеллигенцию, задача которой – построение православной культуры.

В этот же период брат 3еньковского, живший в Праге, добился его приглашения во вновь организованный Русский педагогический институт, где ученый занял кафедру экспериментальной и детской психологии, а позднее возглавил весь институт, оставаясь руководителем Педагогического бюро по делам русской зарубежной школы. В 1927 году он стал редактором журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования». Когда чешское правительство прекратило субсидировать Педагогический институт, воспользовавшись полученной им Рокфеллеровской стипендией, Зеньковский уехал в США, где 9 месяцев изучал проблемы религиозного образования.

Свято-Сергиевский богословский институт

По возвращении из Америки летом 1927 года Василий 3еньковский обосновался в Париже, где прожил всю оставшуюся жизнь. Во Франции плодотворно занимался церковно-общественной, научной и педагогической деятельностью.

Главным поприщем деятельности Василия Васильевича стал Свято-Сергиевский богословский институт, где он был профессором по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики, а с 1949 года – деканом факультета. Институт сыграл бесценную роль в истории православного богословия, сохранив традиции русской богословской школы. Целью образования ставилось осознание юношеством русской эмиграции своего крестного пути (жизненной миссии) как желания послужить Отечеству.

Василий Васильевич создал в институте религиозно-педагогический кабинет, организовал Высшие женские богословские курсы, так как он высоко ценил участие женщины в христианской миссии.

3еньковский пользовался большим личным влиянием в совете профессоров – он играл важнейшую роль в финансовой жизни института. Помимо преподавания, административных забот и финансовой ответственности он внимательнейшим образом следил за успехами своих учеников и за научным ростом молодых коллег. Его помощь всегда была действенной, а советы – мудрыми и жизненными.

Отец Василий

Перед началом Второй мировой войны по каким-то необоснованным подозрениям Зеньковского в числе других русских эмигрантов арестовали. 40 дней в одиночной камере Парижской центральной тюрьмы, а затем, несмотря на заступничество ученых и церковных деятелей, 14 месяцев в лагере для интернированных на юге Франции он старался нравственно поддерживать заключенных.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020

Окончание следует

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте