search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

Дело, слово и творчество Василия Зеньковского

К 140‑летию выдающегося философа, психолога, педагога

Василий Васильевич Зеньковский, выдающийся русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагогический мыслитель, органично совмещал в себе миссии пастыря, проповедника и церковного деятеля, философа, богослова и историка русской мысли, публициста, неутомимого общественного деятеля и лидера православной студенческой молодежи.

Василий Зеньковский – один из немногих русских мыслителей, сумевший построить целостную философско-педагогическую систему, не преступив той грани, которая отделяет эти формы сознания и интеллектуальной деятельности друг от друга. В нем гармонично сочетались дело, слово и творчество, его наследие в полном объеме сохраняет свою актуальность.

Корни дуба

Василий Васильевич родился 4(16) июля 1881 года в Проскурове (ныне Хмельницкий), городе, который писатель Александр Куприн избрал местом действия для своего романа «Поединок».

Во многом основные контрапункты его судьбы, как это обычно и бывает, оказались заложены в родословной. Василий происходил из украинского шляхетского рода. Был внуком кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Отец Василия был педагогом, затем директором гимназии, совмещавшим эту работу с деятельностью церковного старосты, а мать работала учительницей.

Мальчика воспитывали в традиционном православном укладе. С детства, как вспоминал позднее сам Зеньковский, он был «религиозным ребенком, ходил вместе с отцом в церковь, пел в церковном хоре. Все детство – до 14 лет – было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви. Дед мой был священником – и мне тогда казалось священство чем-то недостижимо высоким, чего удостаиваются немногие избранники».

Однако во время обучения во 2‑й киевской гимназии, в которой углубленно преподавали классические и современные иностранные языки, он утратил веру в Бога под воздействием статей Дмитрия Писарева. Уже с этого раннего возраста определяется широта научных интересов. В гимназии, непрестанно углубляя свои познания, юноша заинтересовался психологией и начал серьезно заниматься философией.

В 1900 году он поступил в Киевский университет Св. Владимира, в котором вначале учился на естественно-математическом факультете и собирался впоследствии заняться медициной и стать врачом. Одновременно Василий продуктивно занимался философией. В это же время произошло возвращение молодого студента-естественника в Церковь, он снова стал верующим человеком.

В 1904 году Зеньковский перешел на филологический факультет и занимался на философском и классическом отделениях. После окончания историко-филологического факультета (1909), будучи широко образованным гуманитарием (свободно владел французским, немецким и английским языками), Василий Васильевич был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию и одновременно читал курсы «Введение в философию» и «Психология детства» на Женских курсах А.В.Жекулиной. Его последующая общественная и профессиональная деятельность была многообразна.

Когда в среде русской интеллигенции начался религиозный ренессанс, Зеньковский принял активное участие в Киевском религиозно-философском обществе, а по окончании университета был избран его председателем. В это же время он стал писать на религиозно-философские темы, сблизился с философом С.Н.Булгаковым, впоследствии выдающимся священнослужителем и богословом, и по его инициативе подготовил к печати книгу о Гоголе. Книга не была издана, а манускрипт ее пропал в революционные годы. Уже на самом склоне своей жизни Зеньковский напишет новую книгу о Гоголе, которым он никогда не переставал заниматься. В «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры». Здесь же отметим вклад Василия Васильевича Зеньковского в золотой фонд отечественного достоевсковедения, внесенный весомыми по своей значимости работами о Ф.М.Достоевском.

В 1910-1911 годах Зеньковский читал курсы по философии, психологии и педагогике в различных образовательных учреждениях. Затем работал директором Киевского института дошкольного воспитания.

В 1913-1914 годах, находясь за границей (в Германии, Австрии и Италии), работал над магистерской диссертацией на тему «Проблема психической причинности», вышедшей книгой в Киеве в 1915 году. На ее основе блестяще защитил диссертацию и был удостоен степени «магистр философии».

Свою докторскую диссертацию ученый защитил в Московском психологическом институте имени Л.С.Щукиной в 1916 году, вскоре был избран экстраординарным профессором по кафедре психологии Киевского университета. По свидетельству тогда студента, а позднее видного философа В.Ф.Асмуса, «специальная психологическая эрудиция его была огромна.
Особенность чтения лекций состояла в том, что он читал психологию как философскую науку». Результатом обращения к психологии и педагогике явилась книга «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918). По мысли Василия Зеньковского, суть идеала социального воспитания составляют общечеловеческие принципы солидарности и братства, на основе которых развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Министр исповеданий

В годы революции и Гражданской войны Зеньковский был вовлечен, как он сам отмечал, «в политическую работу на юге России». По самосознанию Василий Васильевич был русским украинцем, то есть, считая себя украинцем, он в самом украинском народе видел ветвь и неотъемлемую часть русского народа. Враждебное противопоставление русского украинскому было ему совершенно чуждо. Говорил он по-русски, хотя и с типично южнорусским акцентом.

В мае – октябре 1918 года Зеньковский занимал пост министра культуры в правительстве гетмана Украинской державы Павла Скоропадского. В ведение этого министерства входили и церковные дела. Зеньковского даже выдвигали от украинской партии на кафедру митрополита Киевского, но он категорически от этого отказался, поскольку не считал себя готовым принять монашество, хотя никогда не был женат.

В воспоминаниях «Пять месяцев у власти», объясняя свое согласие занять этот пост желанием послужить христианству и налаживанию украинско-русских отношений, Зеньковский писал: «Тогда я не сознавал, каким роковым для всей моей жизни был этот шаг. Я знал, что иду на жертву, но не представлял себе все-таки, как велика будет жертва…»

Подчеркнем, что все время нахождения на министерском посту Василий Васильевич последовательно выступал сторонником украинской церковной автономии, но одновременно боролся против автокефалии украинской Церкви. Эта принципиальная позиция в итоге стоила ему министерского поста.

«Мы не в изгнании, а в Послании»

В 1919 году Василий Васильевич Зеньковский эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев и стал частью деятелей русского зарубежья. Он был профессором философии в Белградском университете сразу на двух факультетах – богословском и философском (1920-1923).

После окончания Гражданской войны в эмиграции оказались более двух миллионов граждан России (кроме тех, кто проживал на отделившихся от Советской России территориях государств Прибалтики, Польши, Финляндии, Бессарабии). Причем это были в основном люди с высшим и средним образованием. Не случайно у современников складывалось убеждение, что Россия разделилась на две части: голова оказалась в эмиграции, а туловище осталось в Советской России.

Среди примерно 500 тысяч вынужденных эмигрантов, оказавшихся в странах Европы, насчитывалось около 80 тысяч детей школьного возраста. Все это обусловило создание в различных государствах более ста русских школ, а также нескольких десятков профессиональных курсов, средних и высших профессиональных учебных заведений.

В условиях эмиграции образование представлялось главным средством предотвращения денационализации, утраты детьми идентификации себя как русских, а следовательно, и растворения в западной культуре. Все это ставило перед педагогами задачу создания школ, где бы образовательный процесс был максимально насыщен национальными ценностями, предполагало разработку в данном направлении нового учебно-методического комплекса (программ, учебников, пособий).

Такой деятельности объективно способствовала атмосфера духовной жизни эмиграции, в условиях которой крайне обострились патриотические чувства в связи с утратой Родины и ностальгия по Отечеству, желание сохранить в себе и детях русский дух, не дать погибнуть национальным культурным ценностям.

Все эти задачи составили программу научной, просветительской, образовательной и общественно-педагогической деятельности 3еньковского. На этом поприще в полной мере проявился его незаурядный общественный и деятельный характер, он занялся воспитанием русского юношества в национальном духе, которое в первую очередь подразумевало просвещение в православной вере.

В 1923 году на Общеэмигрантском педагогическом съезде 3еньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. Принял активное участие в съезде русских эмигрантских кружков молодежи – Русского студенческого христианского движения (РСХД), председателем которого был избран в 1924 году и оставался им до самой смерти. Он любил отмечать, что «я по-настоящему у себя дома именно в нашем движении».

Движение включало не только студентов, но и интеллигентов всех возрастов. 3еньковский любил подчеркивать, что «все члены движения – студенты, так как стремятся к просвещению». Он мыслил движение как живую силу Церкви, которая формирует церковную интеллигенцию, задача которой – построение православной культуры.

В этот же период брат 3еньковского, живший в Праге, добился его приглашения во вновь организованный Русский педагогический институт, где ученый занял кафедру экспериментальной и детской психологии, а позднее возглавил весь институт, оставаясь руководителем Педагогического бюро по делам русской зарубежной школы. В 1927 году он стал редактором журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования». Когда чешское правительство прекратило субсидировать Педагогический институт, воспользовавшись полученной им Рокфеллеровской стипендией, Зеньковский уехал в США, где 9 месяцев изучал проблемы религиозного образования.

Свято-Сергиевский богословский институт

По возвращении из Америки летом 1927 года Василий 3еньковский обосновался в Париже, где прожил всю оставшуюся жизнь. Во Франции плодотворно занимался церковно-общественной, научной и педагогической деятельностью.

Главным поприщем деятельности Василия Васильевича стал Свято-Сергиевский богословский институт, где он был профессором по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики, а с 1949 года – деканом факультета. Институт сыграл бесценную роль в истории православного богословия, сохранив традиции русской богословской школы. Целью образования ставилось осознание юношеством русской эмиграции своего крестного пути (жизненной миссии) как желания послужить Отечеству.

Василий Васильевич создал в институте религиозно-педагогический кабинет, организовал Высшие женские богословские курсы, так как он высоко ценил участие женщины в христианской миссии.

3еньковский пользовался большим личным влиянием в совете профессоров – он играл важнейшую роль в финансовой жизни института. Помимо преподавания, административных забот и финансовой ответственности он внимательнейшим образом следил за успехами своих учеников и за научным ростом молодых коллег. Его помощь всегда была действенной, а советы – мудрыми и жизненными.

Отец Василий

Перед началом Второй мировой войны по каким-то необоснованным подозрениям Зеньковского в числе других русских эмигрантов арестовали. 40 дней в одиночной камере Парижской центральной тюрьмы, а затем, несмотря на заступничество ученых и церковных деятелей, 14 месяцев в лагере для интернированных на юге Франции он старался нравственно поддерживать заключенных.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020

Окончание следует

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте