Подлинная инклюзия требует абсолютно иного взгляда на взаимоотношения ребенка и школы: не ребенок должен интегрироваться в школу, максимально подстраиваясь под ее правила и традиции,а наоборот – школа должна адаптироваться под каждого конкретного ребенка. В нашей гимназии много детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения), и мы опираемся на постоянный анализ ситуации, осмысление происходящего, активный диалог всех значимых субъектов.
Этот подход позволил определить и спроектировать ключевое звено, которое в упреждающем режиме помогло создать базу для внедрения инклюзивного образования. Такой базой стала система психологического просвещения дошкольников и обучающихся, педагогов, родителей. Она обеспечивает развитие толерантности, способности к сотрудничеству, психологических компетентностей родителей и педагогов, навыков общения и разрешения конфликтных ситуаций у детей.Для родителей работают лекторий психологических знаний, родительский клуб, виртуальный родительский клуб, проводятся обучающие занятия по развитию навыков общения.Педагогам помогают ролевые игры, групповые занятия по развитию навыков саморегуляции и снижению эмоционального напряжения, обучающие занятия по развитию навыков конструктивного разрешения конфликтов, обсуждение важных для профессиональной деятельности педагога психолого-педагогических вопросов.Для дошкольников и обучающихся необходимы психологические игры на сплочение детских коллективов, развитие навыков общения и разрешение конфликтных ситуаций, психологические КВН «Общение – дело серьезное», игровые занятия с использованием элементов песочной терапии. Осуществляем программу социализации дошкольников и младших школьников (по методике социализации Н.П. Гришаевой): развитие навыков общения, сотрудничества, принятия решений, навыков саморегуляции и произвольности поведения.Мы создаем ресурсный центр, реализуем адаптированные образовательные программы. Наша основная задача – создание эффективной самообучающейся системы командного взаимодействия всех специалистов, администрации, педагогов, педагогов дополнительного образования, родителей, детей на формальном и неформальном уровне. Нам очень важно, чтобы слово «инклюзия» приобрело в нашей гимназии свой первоначальный гуманистический смысл – «вовлеченность» каждого ребенка с ОВЗ в счастливую жизнь!Татьяна КАМИОНСКАЯ, педагог-психолог, руководитель социально-психологической службы гимназии №1532
Комментарии