search
main
0

Дело принципа. В управлении образованием должен участвовать конечный потребитель

Еще пять лет назад система образования Астраханской области абсолютно не соответствовала запросам потребителей, была закрыта для реформ, слова «образовательная услуга» и «потребитель» применительно к школе воспринимались в штыки как учителями, так и политиками. Затем на смену старому руководству пришла новая команда, которая начала активные действия по модернизации образования – провела реструктуризацию школ, начала внедрять компьютерные технологии, освоила мультисервисную информационно-образовательную среду.

Вадим МЕЛЕШКО, Астрахань

– Было очевидно: надо запустить механизм конкуренции между школами, чего нельзя сделать без введения подушевого финансирования, – говорит министр образования и науки Астраханской области Виталий ГУТМАН. – Также требовалось хоть каким-то способом запустить конкуренцию между педагогами внутри образовательного учреждения, а это невозможно без изменения системы оплаты труда. Кроме того, следует признать, что сложившаяся за десятилетия и даже века структура системы образования не соответствует требованиям современности. Нельзя сохранить социализм в отдельно взятой отрасли, если вокруг бушует капитализм.

Процесс реформирования стартовал с учетом понимания всех этих проблем, и были получены первые положительные результаты. Однако дальше начались проблемы, что вполне закономерно, так как ни реструктуризация сети школ, ни конкуренция внутри учреждения, ни введение подушевого финансирования сами по себе отнюдь не гарантируют неминуемого резкого повышения качества образования. Потому что содержание и технологии образования остались принципиально неизменными со времен Яна Амоса Коменского и Дистервега.

Для обеспечения очевидных изменений необходимо перейти на использование современных образовательных технологий.

– Пять лет назад у нас в области один компьютер приходился на 120 учеников, – вспоминает Виталий Александрович. – Сейчас – примерно на 15. Пять лет назад на учебники мы тратили 200 тысяч рублей на всю область. Теперь – 20 миллионов. Конечно, этого мало, тем не менее налицо ощутимые сдвиги. В прошлом году, например, приобрели более 650 ноутбуков только для сельских школ. И если ранее стремились насыщать техникой только ресурсные центры, то теперь заботимся о рядовых школах.

Однако и после этого ожидаемого качественного скачка не произошло. Дело в том, что для многих директоров процесс приобретения «железа» превратился в самоцель, в результате чего они получают комплект техники, но не пользуются ею, а берегут до лучших времен. Также налицо проблема нехватки добротного образовательного контента. А самое главное – педагоги не готовы работать в новых условиях, боятся нового, не умеют и не желают овладевать техникой и технологиями.

Чтобы переломить ситуацию, следует изменить не только систему преподавания, но саму психологию преподавателя.

– С развитием информационных технологий существенно меняется роль педагога, – убежден Гутман. – Раньше родители и дети понимали: учитель – это тот человек, который знает! Сейчас же вполне естественна ситуация, когда преподаватель называет фамилию какого-нибудь достаточно известного ученого, а дети ему просто не верят, причем на том лишь основании, что названной фамилии нет в Википедии. Можно сколь угодно долго возмущаться и вспоминать о былом статусе учителя, но гораздо продуктивнее делать выводы и пытаться работать в этих условиях. Да, учитель перестает быть главным звеном в образовательном и воспитательном процессе, хотим мы этого или нет, это так, следовательно, надо что-то менять и как-то меняться.

И тут на первый план выходит дистанционное образование. Конечно, вряд ли имеет смысл транслировать во все школы по телевидению или Интернету лекции какого-нибудь именитого ученого, как это пытались делать еще в советские времена. Подобные подходы будут иметь даже не нулевой, а, скорее, отрицательный эффект, поскольку исключают обратную связь. Хотя в некоторых случаях можно поступать и так тоже.

Другой выход видится в изменении сути урока и отказе от традиционной классно-урочной системы, которая просуществовала около нескольких веков. И это вполне закономерно, так как сейчас нужно разрабатывать технологии и подходы не только завтрашнего, но и послезавтрашнего дня.

Чтобы помочь педагогу начать мыслить по-новому, в областном институте повышения квалификации создан центр информационных технологий, где каждый год на протяжении последних пяти лет обучение проходят по 1,5-2 тысячи учителей, причем в первую очередь не технических, а гуманитарных специальностей.

– К сожалению, если посмотреть объем потребленного трафика, то становится очень грустно: по некоторым школам он равен практически нулю, – сетует Виталий Александрович. – Это значит, что из всего богатства образовательного контента, который сейчас присутствует в Сети, педагоги не соизволили взять ничего. Резонный вопрос – почему? Напрашивается столь же резонный ответ – у них просто нет потребности скачивать что-либо.

Но если потребности нет, нужно ее создать. Каким образом? Лучше всего – изменив систему аттестации педагогов в рамках подушевого финансирования. То есть мы говорим: кто хочет получать больше, должен постоянно повышать свою квалификацию и, главное, уметь демонстрировать свои стремления и умения. Раньше человек несколько месяцев посещал курсы ИПКРО, затем писал творческую работу, защищал ее, потом к нему в школу приезжали эксперты – те же, кто его обучал на курсах, после чего проводился срез знаний. Ну и, естественно, требовалась справка, что учитель овладел ИКТ. Подобный документ, кстати, можно было приобрести в том же институте за 500 рублей. Теперь педагог приходит в Центр мониторинга в образовании в определенное время, садится за компьютер, получает определенный пакет заданий по предмету, отвечает на него, отсылает ответ и очень оперативно получает ответ в виде заработанного количества баллов. Отсутствие видимой связи между этим учителем и экспертом исключает так называемый человеческий фактор, когда баллы набавляют или снимают на основе критерия «понравился или не понравился». Это помогает бороться с коррупцией, сэкономить массу времени и реально показать свой уровень знаний.

Маленький нюанс: тем педагогам, кто не захотел принять новую систему повышения квалификации, было отказано в повышении зарплаты. И экономические стимулы заработали! А ведь аналогичным способом можно заставить совершенствоваться не только рядового преподавателя, но и школу в целом. К примеру, при аккредитации надо просто учесть определенный объем учебного (!) контента, взятого из Сети за такой-то период времени. Конечно, один только факт скачивания, без подтверждения использования скачанного, мало о чем говорит, но уже это хорошо, это первый шаг. Следующий – участие в комплексных проектах, в частности, тех, которые касаются информатизации школ. И так далее.

Помочь учителям и образовательным учреждениям начать работать по-новому, в духе современных требований можно и другим способом, используя самые последние достижения науки и техники, которые значительно облегчают процесс преподавания и администрирования. Одним из таких проектов стала Мультисервисная информационно-образовательная среда (МИОС), разработанная компанией «Ситроникс» и успешно внедренная в гимназии №3 Астрахани. Благодаря ей каждый педагог имеет полностью оборудованное рабочее место, ученики – ноутбуки и пульты голосования, в каждом классе установлены проекторы и мультимедийные доски, есть центральный сервер, оборудована локальная сеть с выходом в Интернет, разработано специальное программное обеспечение. Среда позволяет не только проводить уроки с гораздо большей эффективностью, но также вести различные базы данных, общаться с родителями через e-mail и СМС, осуществлять мониторинг учебного процесса на всех уровнях.

– Использование интерактивных технологий лучше готовит школьников к современной жизни, – считает министр. – Если будет возможность, мы постараемся создать МИОС и в других учреждениях области, объединив их в единую систему на уровне региона. При этом не стоит впадать в крайность. В некоторых субъектах РФ руководители департаментов образования хвастают, что могут в любой момент со своего рабочего стола отследить движение любого из учеников в любой школе, а также увидеть меню любого из образовательных учреждений. Вот только непонятно, зачем ему это нужно. Мы делаем ставку на другое, благодаря чему у нас в области изменилось отношение к системе образования со стороны общества.

Действительно, согласно опросам наблюдается устойчивый рост удовлетворенности образовательными услугами со стороны ее потребителей. Но, самое главное, изменилось отношение к проблемам образования внутри самой системы. Директора школ перестали ходить в министерство – им это больше незачем. Удалось выстроить такие управленческие схемы, что люди научились взаимодействовать друг с другом на нормальном управленческом языке. В одном из районов области впервые в истории России прошли прямые выборы в управляющий совет образовательного округа. И интерес к ним был самым живым. Подобные подходы успешно работают во всех цивилизованных странах, поэтому мы стараемся внедрять передовые подходы и у себя.

Гутман уверен: реальных успехов можно достичь, лишь допустив к управлению системой образования конечного потребителя. И от этого принципа Министерство образования и науки Астраханской области не собирается отказываться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте