search
main
0

Дело для лидеров. Благодаря ему можно оставаться на высоте десятки лет подряд

Говорят, у каждой школы должна быть своя изюминка. Это выражение так часто используется, что уже изрядно затерлось и перешло в разряд журналистских штампов. Побывав в елань-коленовской школе №2 Новохоперского района Воронежской области, я поняла, чем можно заменить поднадоевший «изюм». У хорошей школы должно быть свое дело – интересное, творческое, объединяющее вокруг себя неравнодушных взрослых и детей. Причем для учеников именно оно часто становится определяющим моментом, с которого начинается взросление и формируются основы необходимых важных качеств характера, таких как ответственность, инициативность, порядочность, умение работать в команде.

Для ребят из елань-коленовской второй школы таким большим делом стала своя газета «Школьное окно», созданная по инициативе директора Николая Семеновича Терентьева. 20-летний юбилей (для школьной газеты срок очень серьезный!), который торжественно и весело отмечали в феврале этого года, стал праздником для всего поселка, а гости, бывшие в свои годы юными корреспондентами и редакторами, съехались со всей страны. – Работа в нашей школьной газете, – говорит Александр Никитин, сотрудник «Школьного окна» в 2009-2010 годах, – стала для меня тем большим, интересным и очень важным опытом, который мало кто где может получить. Зачастую такой опыт молодые люди получают или в студенческие годы, или даже позже, когда начинают работать журналистом, став взрослым человеком. А нас уже в школе подготовили к будущему, воспитав в нас серьезное отношение к работе, ответственность, обязательность и творчество. Александр по образованию историк, сейчас работает журналистом в РИА «Новости» в Воронежской области. Алина Смолякова, выпускница Воронежского педагогического университета, не связала свою судьбу с журналистикой, хотя «Школьное окно» в 2006-2007 годах и для нее было важным делом жизни. Сейчас Алина живет в Москве, а работает бортпроводником в большой авиакомпании: – Из более 100 человек, прошедших через редакцию нашей школьной газеты за все годы, профессиональных журналистов немного, но почти все мы, будучи студентами, занимались вузовскими газетами. Я, например, все годы учебы работала в газете педагогического университета и вообще вела очень активную общественную жизнь, старалась участвовать во всех мероприятиях вуза. Такое отношение к жизни в нас воспитала школа, наши учителя всю душу в нас вкладывали, а Николай Семенович – он когда возьмет человека под свое крыло, уже не отпускает! Мы все это чувствуем до сих пор и очень ему благодарны. Сегодня, накануне начала учебного года, мы решили рассказать об этой школе подробнее, ведь оставаться на высоте десятки лет подряд – дело трудное, особенно в сельской местности, где и возможностей поменьше, чем в крупных городах, и людей меньше, соответственно выбор специалистов ограничен. Тем не менее уже второй раз подряд елань-коленовская школа №2 становится победителем областного конкурса «Школа – лидер образования Воронежской области». Победили в 2012 году, когда проект стартовал впервые, и столь же блестящий результат показали в 2015-м, во втором проекте.  На полученный в 2012 году грант в школьном здании переоборудовали шесть кабинетов, в том числе и кабинет внеурочной деятельности, в котором располагается все необходимое для издания газеты оборудование. Резограф, принтер, компьютеры, мини-типография, которую задействуют и для оформления школьных коридоров. Например, к 70-летию Победы, когда собирали большой семинар с привлечением соседей – сетевых школ, сами напечатали широкую георгиевскую ленту с портретами земляков – участников Великой Отечественной. В новом кабинете дистанционного обучения провели видеоконференцсвязь, и здесь теперь проходят занятия с детьми-инвалидами из других школ и районов области. В прошлом году обучали ребенка, живущего в Таловском районе, затем старшеклассника из воронежской гимназии №1. Своих детей с ОВЗ нет, но есть уже оборудование и отличные педагоги. – Если нужно будет, мы всегда сможем обучать большее количество детей, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Оксана Николаевна Склярова. – Такая возможность дорого стоит! Ребенок-инвалид, часто с очень тяжелым заболеванием, сегодня может присутствовать на уроке, пусть на расстоянии, но он видит весь класс, ребята с ним общаются, разговаривают, а потом сами начинают писать ему письма, завязывается дружба. Такие уроки у нас проходят по информатике, биологии, английскому языку. С 1996 года вторая школа работает с применением информационно-компьютерных технологий. Поэтому нет проблем и в подготовке детей с ОВЗ. А если возникают психологические или методические трудности, обращаются за помощью к коллегам – сотрудникам Воронежского областного Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. С ними связь тесная, в начале каждого учебного года составляется список, какой учитель и по какому предмету сможет принять к себе в класс ребенка с ОВЗ. Ответственность очень большая, педагог тут не только высококлассный профессионал, но и отличный психолог, который может выстраивать урок и отношения в объединенном классе. Здесь и дети за партами, и ребенок на экране, который находится у себя дома перед монитором. Каждый такой урок для учителя как открытый! Угодить надо и тем и другим, со всеми успеть поработать, никого не обделить вниманием и знаниями. Отбор преподавателей для таких классов очень жесткий. Кстати, за такие уроки учителя сегодня никаких доплат не получают, ни в каких вышестоящих приказах это не учитывается! Это неправильно. Еще одно назначение кабинета дистанционного обучения – связь с сетевыми школами. Елань-коленовская школа №2 считается базовой, в ней 370 учеников, 26 педагогов, вместе с администрацией и вспомогательным персоналом в ней работают 42 человека. Изначально сетевое взаимодействие было организовано с двумя соседними сельскими школами, а после победы в первом областном конкурсе сеть расширилась, школ стало пять: Подгоренская, Ярковская, Бороздиновская, Терновская и елань-коленовская школа №1. Сетевое взаимодействие организовывалось для успешного введения новых образовательных стандартов. Областной конкурс определил школы – инновационные площадки, на их базе учителей обучали работать по новым ФГОС. Вторая елань-коленовская школа стала такой площадкой и до сих пор во многом оказывается передовой. Например, в стандартах есть требование изучения второго иностранного языка. А в последние годы в сельских школах в основном остался один английский. Что делать, откуда брать второй язык и преподавателя по нему? Для сельской местности это настоящая проблема. Поэтому когда в школе №2 появилась молоденькая учительница английского языка со вторым немецким, ее знания пришлись как нельзя вовремя. Правда, в маленьких сельских школах есть и еще одна проблема – нет видео-конференц-связи. Но в елань-коленовской нашли выход: учитель общается с учениками по скайпу, причем на хорошем немецком языке. Еще одно требование стандартов – внеурочная деятельность. О ней нам рассказала заместитель директора по воспитательной работе Галина Алексеевна Смольякова. В основной школе масса кружков и секций различных направлений: робототехника, «Солнечный мир танца», «Мы учимся быть читателями» для начальной школы, «Математический лабиринт» для пятиклассников, «Основы комплексного анализа текста» для старшеклассников и много других. Есть и узконаправленные по предметам, и общеразвивающие. Большое количество занятий идет не только после уроков, но и во время основного учебного процесса. В школе используется нелинейное динамическое расписание, есть динамические паузы, а пятым уроком может быть внеурочная деятельность, когда, например, два пятых класса соединяют, перемешивают, а потом делят на четыре подгруппы по интересам, и дети расходятся на занятия. После этого последним шестым уроком в этих классах ставят технологию или физкультуру. В итоге два-три раза в неделю внеурочка стоит в основном расписании, и это тоже требование стандартов. Вот только, к сожалению, в них не указано, как при организации внеурочной деятельности решать кадровую проблему в сельских школах. Указано только, что надо иметь «узких» специалистов, которые могут заниматься с детьми, а где их обучать, неизвестно. Решение этой проблемы позволит школе остаться лидером.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте