search
main
0

Дело для креативных. В индустриально-строительном колледже готовят тех, кто просчитывает инновации на десять шагов вперед

​Липецкий индустриально-строительный колледж – один из флагманов среднего профессионального образования в регионе. Его главная задача – обеспечение области квалифицированными рабочими. Основная отрасль – строительство, тем не менее монопрофилизацией здесь не занимаются. Преподавателям и студентам интересны и информационные технологии, и даже «отрасли будущего» – то, что будет определять жизнь СПО завтра. Этого уже сегодня требует естественный ход развития системы образования.

Ради новых компетенцийЛет двадцать назад строительство вряд ли можно было назвать самой популярной отраслью среди абитуриентов. Вплоть до начала 2000-х она находилась в глубоком спаде, поэтому многие учебные заведения, готовившие будущих строителей, вынуждены были перепрофилироваться. Правда, липецкому колледжу повезло. Его директор Игорь Овечкин уверенно заявляет: никогда ЛИСК не изменял своему имиджу. Изменялась структура подготовки в зависимости от потребностей области, от технологических прорывов, но профиль не изменялся никогда. Было, конечно, время, когда приходилось совсем непросто: руководителей профильных предприятий с трудом удавалось убедить, что надо общаться и сотрудничать, потому что колледжу надо понимать, как и для кого готовить… Но это было давно: сегодня потенциальные работодатели знают: при грамотном взаимодействии колледж решит как минимум половину проблем предприятия – практических, а то и теоретических – в плане каких-либо инновационных разработок. И работодатели, кстати, на это очень рассчитывают. Сейчас неинтересны специалисты, которые просто могут что-то сделать, повторить, сейчас нужны те, кто сам просчитывает шаги и даже инновации и не нуждается в дополнительном администрировании.Это начинают сегодня ощущать на собственном опыте и те, кто уже, что называется, состоялся в профессии, поэтому они вновь садятся на студенческую скамью ради новых технологий в избранной профессии. Для них в колледже открыто более 40 программ. Вообще, как утверждает статистика, лишь 15% трудоспособного населения в течение своей жизни не меняют профессию. Ведь нередко бывает так, что в юности мы не всегда осознанно выбираем профессию. С другой стороны, есть те, кто не от желания наверстать упущенное, а понимая исчерпанность пусть даже любимой некогда специальности, решает сменить профессию. Поэтому сегодня ЛИСК – это уже настоящий центр непрерывного образования и для тех, кто пришел сразу после (или вместо) школы, и для тех, кто готов принимать все новое, с чем человеку приходится сталкиваться в течение всей трудовой деятельности. Так что приходится колледжу учиться понимать запросы и тех, кому едва исполнилось 15, и тех, кому уже за 60. Последнее особенно актуально в связи с грядущей пенсионной реформой.Нужно переформатировать мозгВ подготовке квалифицированных рабочих кадров ориентиром для многих организаций СПО является так называемый Топ-50 востребованных профессий. Этот перечень Минтруда России, по мнению Игоря Овечкина, хорош всем, кроме одного: он дает текущий срез ситуации, но ведь жизнь не стоит на месте, поэтому надо задумываться, какой будет подготовка студентов уже завтра. Да, пусть сегодня работодатели приходят смотреть лаборатории и говорят: «Ого, а у нас такого оборудования нет!» Более того, как отмечает заместитель директора по учебно-производственной работе Наталья Грязева, в колледже есть такие учебно-рабочие места для студентов, оснащение которых стоит миллионы. А работодатели пусть не переживают, у них на заводах такое тоже будет, уже завтра. Самое главное, чтобы не получалось наоборот: приходит выпускник колледжа на завод и разводит руками: «С таким меня работать не учили…»Впрочем, одного нового оборудования мало, важно, чтобы оно соответствовало технологическим стандартам и чтобы были квалифицированные кадры, готовые работать с этим оборудованием. Поэтому, по словам директора колледжа, сначала понадобилось в буквальном смысле переформатировать мозг преподавателей. Ведь сегодня репродуктивная функция в обучении уже неактуальна: нужно учить не умению, а творчеству, нужно, чтобы молодые специалисты могли делать вещи, которые не могут сделать их наставники.Этого в колледже добились благодаря активному набору молодых преподавателей, которым хочется быть именно такими – креативными, свободными, готовыми постоянно совершенствоваться. И не раз в пять лет или в три года (такие ритмы, если хочешь задержаться на передовой, тоже уже не работают) – совершенствоваться нужно постоянно. А для этого у системы профессионального образования теперь есть WorldSkills.Причем, как утверждает Игорь Овечкин, большая часть посетителей на любых мероприятиях WorldSkills – это все-таки дети, которые ищут точки приложения своих сил… и вдруг находят, когда понимают, что вот они, их сверстники, уже делают что-то своими руками да еще и получают за это признание от взрослых. Ну как тут усидишь за школьной партой?Для родителей, по мнению Натальи Грязевой, WorldSkills тоже дает огромный воспитательный эффект. Чего греха таить, все хотят видеть своих детей успешными, но понимают, что если, скажем, ребенок не плавал с четырех лет, если не встал на коньки в два года, не открыл в себе неожиданный талант в живописи или стихосложении, то шансов на яркие триумфы не так много… А потом вдруг оказывается, что можно стать профессионалом в области сварки или обработки дерева и тебе будет рукоплескать весь мир! И это дорогого стоит. Это совсем другой взгляд на рабочие специальности.Только сознательный выбор!В стремлении молодежи уйти из школы после девятого класса и получить рабочую профессию кроется и еще одна, не самая позитивная, но вполне прагматическая, тенденция – желание избежать ЕГЭ. При этом дальнейшая траектория от СПО к высшему образованию уже никого не удивляет, ведь именно так у многих получается более осмысленное и обоснованное движение к вузу, нежели после 11-го класса: получил рабочую профессию, понял, что не хватает знаний, пошел учиться дальше.Однако и это еще не все, что касается свободы, которую обретает студент колледжа в ЛИСКе. Например, приходит подросток с намерением учиться на каменщика… Игорь Овечкин задается справедливым вопросом: а откуда у ребенка в 15 лет такое намерение? Если он твердо уверен, что в ближайшие три года будет с одинаковым энтузиазмом осваивать эту профессию, если понимает, зачем ему это нужно, тогда хорошо. А если нет? Вот поэтому и было решено дать возможность ребятам и девушкам учиться не по одной выбранной специальности, а по двум-трем, а в перспективе даже по пяти профессиям, пусть даже неродственным основной. Дается сама основа смежных специальностей, но этого достаточно, чтобы студент определился: мое/не мое. И кроме того, почувствовал себя гораздо увереннее на очень изменчивом рынке труда: действительно, человека с пятью специальностями очень трудно напугать грядущим сокращением или необходимостью смены профессии. Реализуется эта возможность в колледже за счет дополнительных часов во второй половине дня, но студенты принимают это спокойно, им самим это очень интересно.Впрочем, никто никого не принуждает ограничиваться разнообразием только рабочих специальностей: студенты колледжа в основном еще дети и впервые делают свои серьезные профессиональные шаги. У каждого студента есть возможность изменить что-то в своей жизни и сделать осознанный выбор в пользу той или иной профессии, которая станет главной в его жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте