search
main
0

Делиться опытом – готовы!

Татьяна ДОРОНОВА, профессор МГППУ: – Я считаю, что в настоящее время именно проект Москвы и ЮНЕСКО играет важную роль в повышении качества дошкольного образования не только Москвы, но и Российской Федерации. Мы взаимодействуем со многими регионами и знаем, что у маленьких россиян разное дошкольное детство: есть и голодное, и холодное.

После содержательного выступления заместителя начальника управления общего и дошкольного образования департамента Марии Цапенко на недавнем Всероссийском форуме по дошкольному образованию я спросила у наших коллег из провинции: «А у вас не вызывают раздражение успехи столичного дошкольного образования?» Представители регионов мне дружно ответили: «Нет!» и объяснили, что достижения Департамента образования Москвы – маяк, ориентир для системы дошкольного образования России. Особенно важно для системы дошкольного образования России то, что в проекте проходят апробацию системы управления качеством образования в образовательных учреждениях разных видов. Это очень важно потому, что эти учреждения как объекты становления, работы и развития отличаются друг от друга.

В содержании деятельности ресурсных центров проекта представлены все основные линии развития ребенка-дошкольника: здоровье и физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие. Такой подход представляет большую ценность, потому что не секрет, что очень часто проекты страдают «мелкотемьем» и не в состоянии обеспечить качественные преобразования.

Я – научный руководитель ресурсного центра «Девочки и мальчики». Благодаря усилиям всех участников ресурсного центра определены педагогические условия, которые позволяют формировать у детей гендерную идентичность, и подготовлено пособие для дошкольных образовательных учреждений «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», к 2012 году аналогичные пособия будут разработаны для работы с детьми от 4 до 7 лет, потому что на каждом возрастном этапе эти педагогические условия меняются. При этом мы, как и все другие ресурсные центры Москвы, позаботились о том, чтобы результативность деятельности по этому направлению была очевидна. Для этого разработана и апробирована целая серия методик, которая включает:

анкеты для педагогов и родителей;

вопросы для проведения интервьюирования детей с целью изучения их гендерных установок;

систему наблюдений за сюжетно-ролевой игрой и методику углубленного исследования гендерных предпочтений и стереотипов у детей.

Кроме того, разработаны подробные инструкции по проведению анализа полученных результатов. Но как внедрить это новое, требующее деликатного подхода направление в практику общественного и семейного воспитания Москвы?

В решении этого сложного вопроса нам помогло сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений, которое было очень хорошо продумано и организовано Марией Цапенко.

Первым шагом в решении этой проблемы было составление Департаментом образования годового плана мероприятий «Ресурсные центры – дошкольному образованию столицы». В этом плане была представлена информация о содержании открытых мероприятий всех ресурсных центров с указанием даты и даже времени их проведения.

Содержание мероприятий планировалось таким образом, что позволяло работникам дошкольного образования при регулярном посещении ресурсного центра в течение учебного года ознакомиться с разными направлениями его работы. Посещаемость мероприятий ресурсного центра «Девочки и мальчики» была отменная. Среди 350 человек, интересующихся нашей проблемой, были руководители и сотрудники дошкольных образовательных учреждений, преподаватели педагогических колледжей и вузов.

Вторым очень важным шагом в рамках реализации сетевого взаимодействия стала работа учреждений (детский сад – ЦРР №867 и детский сад – ЦРР №1352), которые вошли в экспериментальную площадку по нашей проблеме.

Благодаря поддержке главных специалистов своих округов педагогические коллективы этих дошкольных учреждений в течение учебного года регулярно встречались с сотрудниками детских садов своего округа, которые изъявили желание повышать свое профессиональное мастерство в вопросах гендерного воспитания.

Проведение в своем округе просветительской работы, принятие позиции обучающего положительно повлияли на наших коллег, на повышение их компетенции. Ведь хорошо известна народная мудрость: «Учил, учил – сам понял!».

В результате сетевого взаимодействия на сегодняшний день к инновационной деятельности по нашей проблеме приобщилось 55 дошкольных образовательных учреждений города, которые готовы для решения задач, связанных с воспитанием детей с учетом их гендерных особенностей. Кроме того, благодаря этой совместной работе появилось особое педагогическое сообщество людей, добровольно, а не принудительно занимающихся общим интересным делом. Очень приятно, что уже сейчас среди участников ресурсного центра отмечаются проявления дружбы, товарищества, взаимовыручки.

Третьим, очень перспективным направлением в нашей работе мы считаем непосредственное взаимодействие всех участников ресурсного центра с методическими службами округов. В настоящее время как ученые, так и практики готовы к тому, чтобы поделиться своим опытом на окружных семинарах, научно-практических конференциях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте