search
main
0

Делать ли домашнее задание вместе с ребенком – советы психолога

Зачем дают задание на дом, как из-за него перестать нервничать родителям и нужно ли выполнять его с ребенком, рассказала детский психолог.

Фото: pixabay.ru

Детский психолог Ксения Рябова отметила, что во многих российских семьях домашнее задание школьников вызывает массу вопросов. Об этом сообщает ресурс Растимдетей.рф.

В чем трудность домашних заданий школьников?

При выполнении домашнего задания вместе с ребенком на роль родителя накладывается роль педагога. Однако у них разные функции. Родители должны ребенка любить, принимать его таким, какой он есть. Учителю положено контролировать ученика, требовать и оценивать его работу. При совмещении этих ролей появляются трудности восприятия у ребенка и взрослого. Это чревато внутренним напряжением и конфликтом.

Совместно проведенное время обычно доставляет удовольствие ребенку и родителю. Выполнение уроков – исключение из этого правила. В эти моменты, как правило, желаемое и действительное не совпадают – отсюда неудовлетворенность и расстройство.

Ребенок не воспринимает родителя как профессионала. Поэтому он не настроен слушаться и подчиняться, ведь «учительница говорит, что надо делать не так».

Родители нередко воспринимают ребенка как собственное продолжение и относятся к нему с пристрастием. В итоге у мам и пап появляются неоправданные ожидания. Они уверены, что ребенок все должен воспринимать быстро, задачи решать легко, потому что «я в его возрасте…». Когда взрослый видит, что на практике это не так, ситуация чревата конфликтом.

Тревожные мамы и папы не перестают подогревать свои страхи фантазиями о том, что ребенок станет двоечником, не сможет окончить школу и поступить в вуз. Этими страхами они заражают и ребенка, создавая напряжение при выполнении домашних заданий.

Фото: @nnextomars/Twitter

Осуществляющиеся пророчества тревожного родителя. Негативно настроенный родитель регулярно выискивает ошибки и промахи ребенка. Как только он действительно их допускает, мама и папа говорят: «Ну вот, мы же говорили – ты сам ничего не можешь»

Собственный негативный опыт учебы мешает родителю выстроить свои отношения с ребенком. Со многими нынешними родителями в их детстве никто уроки не делал, при этом учеба им давалась не просто. В этом случае они могут считать это причиной своих школьных проблем – поэтому стараются в своей семье такого не допустить. Поэтому необходимо различать негативный опыт родителя и реальные сложности у ребенка.

Стоит ли делать уроки вместе

Ответ на этот вопрос зависит от того, как часто мама и папа выполняют домашнее задание вместе с ребенком – это бывает разово либо систематически. Кому-то нравится выполнять задания вместе с детьми. Позиция родителя по данному вопросу бывает трех видов: поддерживающая, спасательская либо контролирующая.

В первом случае родители сочувствуют ребенку, помогают ему, когда нужно, объясняют то, что непонятно. Это оптимальный и продуктивный вариант поведения взрослого. Спасательская позиция характерна для тех, кто уверен, что ребенок самостоятельно не справится, то есть взрослые делают задание за него сами. Цель хоть и благая (получение хорошей оценки), но ребенок не получит знаний и не будет самостоятельным.

При контролирующей позиции родитель выступает в роли надзирателя. Это не позволяет выстроить доверительные отношения и не мотивирует ребенка на самостоятельную работу.

В случае конфликта при выполнении уроков, родитель в глазах ребенка становится раздраженным учителем – вместо заботы и любви на него сваливаются упреки. Школьник чувствует свою никчемность – это точно вредит личностному развитию.

Фото: ФИПИ

Кому это нужно

Когда ребенок делает уроки только с родителями, это не говорит о его лени. Скорее всего, за него все делали взрослые. Такие дети ждут, что мама придет и скажет, что пора делать уроки, что именно нужно сделать, написать или рассказать. У них отсутствует функция самостоятельного контроля и управления. Постепенно у него пропадает интерес к познанию. Много энергии тратится на то, чтобы сопротивляться напряжению, возникающему из-за конфликтов, связанных с оценками и школой.

Взрослым необходимо помнить, что познавательная потребность есть у каждого от природы. Важно ее не задавить, а научиться стимулировать.

Конфликты при выполнении заданий вместе с мамой вызывают у ребенка злость и раздражение – он не может поделиться этими негативными эмоциями. Их подавление отнимает у него энергию. А неуверенность и ожидание провала лишают последних сил. В результате – замкнутый круг: провал в учебе — желание родителей помочь — жесткий контроль — упадок сил у ребенка — потеря мотивации — провал в учебе.

Как добиться самостоятельности

Если усилия родителей безуспешны, стоит перестать их прилагать. Надо посмотреть, как это можно делать по-другому. Но не следует резко бросать начатое. Если вы привыкли делать уроки вместе, отходите от этой привычки постепенно.

Важно помогать в организации процесса выполнения заданий и режима. Обсуждайте с ребенком подготовку к урокам, стройте планы совместно, следите за соблюдением режима. В случае, когда ребенок не успевает сделать уроки до назначенного часа, выполнять их не стоит.

Хорошо меньше контролировать, следует быть готовым к начальному ухудшению оценок. При снижении контроля необходимо усилить поддержку. И помогать в уроках стоит только тогда, когда ребенок об том попросит.

Необходимо поощрять и поддерживать ребенка. Его нужно хвалить за приложенные усилия и за достижение успехов. Нужно, чтобы родители оставались именно на родительской позиции, а не выступали в роли учителя. Полезно найти себе занятие. Это стоит сделать не просто в качестве отвлекающего от уроков маневра, но и чтобы ребенок видел, что такое интерес и увлеченность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте