search
main
0

Делай все, что можешь

Азбука руководителя новой школы

Когда открывается новая школа, для тысяч людей все случается впервые. Педагогический коллектив, собранный из преподавателей других школ и даже других городов. Ученики с начального по выпускной класс, не имеющие здесь друзей. Да и сами стены: они видели пока только строителей. Перед директором стоит непростая задача – одновременно построить сразу несколько линий взаимоотношений, не отдавая предпочтения какой-либо из них.

В начале беседы с руководителем школы №79 Екатеринбурга Еленой Камышановой я задала наивный вопрос: «Может быть, есть специальные курсы для директоров новых школ?» В Екатеринбурге в последние годы открытие школы – нередкое событие.

Курсов, конечно, нет. А что есть? Во-первых, собственный опыт руководителя: на директорском пути Камышановой это третья школа. Во-вторых, помощь коллег, например директора близлежащей школы №23, которая несколько лет назад тоже фигурировала как новая. В-третьих, поддержка и подсказка сотрудников управлений образования и капитального строительства.

И вот итог первого года жизни школы: не без проблем, но они достаточно легко решались, и получены достойные результаты по учебе.

– Елена Анатольевна, что стало для вас азбучными истинами в процессе запуска новой школы?

– Единство педагогического коллектива в достижении цели, важность традиций и необходимость иметь собственное лицо.

К нам пришли педагоги, которые живут рядом со школой, большинство из них переехали недавно, молодой микрорайон Академический растет скоростными темпами. Немало стажистов, преподавателей с опытом, нам ценен их профессионализм, но мы понимаем, что у каждого сложились привычки, свое видение образовательного процесса, определенный стиль взаимоотношений с административной командой.

Мы старались создать максимально комфортные условия, в том числе психологические, обо всем подробно информировали, сопровождали, чтобы двигаться в одном направлении, чтобы не получилось так, как в известной басне «Лебедь, рак и щука».

Стараюсь общаться с учителями ежедневно, дверь моего кабинета открыта всегда. В школах Екатеринбурга наблюдается нехватка педагогов. У нас же на 1 сентября штат был укомплектован полностью.

– Вы говорите о важности традиций. Но ведь в новой школе их еще нет.

– Уже есть. Уверена, станет долголетней традицией фестиваль «Ученик года». Ученик года – это не единственный самый-самый лучший ребенок, это все дети, которые имели достижения в учебе, спорте, общественной работе, на олимпиадах, творческих конкурсах. Итоги подводятся каждую четверть, а в мае торжественный прием у директора детей и родителей, церемония награждения медалями.

Несмотря на то что старт жизни школы пришелся на период пандемии (к дистанционному обучению мы были полностью готовы), мероприятия проводились, хоть и не в массовом формате. Зато посмотреть трансляцию мог любой желающий: у нас создан и активно функционирует канал на YouTube.

Закладывается и традиция ранней профориентационной работы.

– Об этом расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Школа №79 является районным ресурсным центром по инженерно-технологическому образованию. В этом наша особенность, отличие от других учебных заведений. И, думаю, конкурентное преимущество.

Естественно, мы понимаем, что каждого ребенка инженером не сделаешь, да это и не нужно. Наша цель – чтобы каждый выпускник знал, что ему делать в жизни, а не пребывал после окончания школы в растерянности. Поэтому говорить о разных специальностях начинаем с первого класса.

В мае в течение недели проходил фестиваль профессий для всех параллелей. В младших классах проводились профориентационные игры, конкурс рисунков «Моя будущая профессия», родители рассказывали о своей работе. Дети постарше создавали презентации о профессиях, которые им интересны. Состоялась межшкольная игра для учащихся 8‑10‑х классов «Бизнес-идея», дети пробовали себя в роли предпринимателей.

Мы реализуем проект «Умные каникулы». В течение всех летних месяцев в школе будут проводиться занятия по робототехнике, в том числе для самых маленьких. Старшеклас­сники смогут в ресурсном центре поработать на станках с ЧПУ, изучить дизайнерское дело с применением компьютерных технологий.

– Профильные классы у вас также имеются?

– Есть десятый класс технологического профиля, остальные десятиклассники учатся по индивидуальным учебным планам. Каждый выбирает учебные предметы, в том числе и углубленного изучения, которые ему нужны будут для поступления в вуз. Создание учебного расписания в этом случае – кропотливая работа. Конечно, не обходится без «окон» в расписании уроков.

– Как дети проводят свободное время в случае «окон»?

– В библиотечно-информационном центре в основном. Это пятьсот квадратных метров замечательного уютного пространства, разделенного на несколько зон. Зона выдачи книг, учебная зона с проектором, компьютерами, где проводятся библиотечные уроки, зона коворкинга, где можно подготовиться к урокам, поработать над проектом. Есть две зоны отдыха: с круглыми столами для внеурочной деятельности и с мягкими креслами. Все выполнено в ярких красках. Школа у нас вообще яркая, разноцветная внутри, как вы заметили.

– У новой школы много преимуществ, и очевиднейшее из них – это современная материально-техническая оснащенность.

– Особенно ценным считаю то, что строители спроектировали отдельные зоны с учебными кабинетами для детей начальных классов и детей основной и средней школы. Отдельные входы, отдельные кабинеты, отдельные спортивные залы – их у нас пять! Так младшим школьникам комфортнее. Ведь не секрет, что начало учебы бывает для детишек стрессовым, тем более когда рядом по коридорам ходят «дяди» и «тети» из старших классов. В зоне начальной школы все выполнено с учетом возраста детей, по их росту – туалеты, питьевые фонтанчики.

Количественно младшие школьники пока лидируют. В 2020 году набирали 21 первый класс, а десятых только 3. К 1 сентября было зачислено 1500 детей, к концу года их стало 1800. В микрорайоне продолжают заселяться новостройки, значит, нам еще предстоит принять новых деток.

– Елена Анатольевна, родители-то тоже новые к вам пришли!

– Конечно. Я понимаю, что у них идет сравнение с теми учебными заведениями, где дети учились прежде. Чтобы не возникало у родителей повышенной тревожности, им нужно все показать-рассказать, в каких условиях находятся их дети, как организована их школьная жизнь. Я открыта для общения всегда, отнюдь не только в приемные часы.

– Вы продолжаете преподавать русский язык и литературу или совмещение здесь делу во вред?

– Вот уже пять лет не преподаю и скучаю без этого. Но понимаю, что всегда должна быть готова разрешить любую ситуацию – хозяйственную, педагогическую, встретиться с родителями для решения срочных вопросов, организовать, предотвратить, обеспечить развитие… Все дела очень разноплановые и ежеминутно требуют творческого подхода! Но если понимаю, что все получается и мы вместе с моими коллегами всей нашей большой школой движемся вперед, хоть и маленькими шагами, значит, я на своем месте! И я всегда следую своему жизненному девизу: «Делай все, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Это известное высказывание уже давно стало стилем жизни.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте