Одна из острых проблем НПО – слабая адаптация полученных профессий к требованиям, предъявляемым на конкретных рабочих местах. Если раньше «острый угол» сглаживала определенная государственная защита, подкрепленная законодательно, и выпускник ПУ или техникума получал три года на необходимую адаптацию, то сейчас условия изменились. Трудоустраиваясь на фирму или предприятие, молодой человек сегодня вынужден решать тестовые задания. Работодатель, если его не устраивает результат, устанавливает испытательный срок, после которого избавляется от неопытного работника либо при хорошем впечатлении принимает в производственный коллектив. В связи с этой ситуацией модульное обучение приобретает особую значимость. В чем его суть, рассказывает директор Учебно-методического центра Комитета по образованию Санкт-Петербурга Валерий МАРКУШЕВ.
– Принципиальное отличие модульного подхода от традиционного – в изменении вектора движения: мы идем от содержания профессиональной деятельности к содержанию профессионального обучения, а не наоборот. Современные условия требуют от нас иной позиции, чем та, когда дается определенное квалификационное удостоверение и молодой человек на предприятии постепенно доучивается. Сегодня в профессиональном обучении нужен максимально точный прицел на требования, предъявляемые в рамках определенных стандартов к конкретной профессии, а отсюда – требуется изменение наших педагогических технологий.
– Валерий Алексеевич, как строятся блок-модульные учебные программы?
– Начальный этап – это анализ содержания профессии. Причем содержание профессии представляется в виде совокупности трудовых заданий. Чтобы выполнить трудовое задание, необходимо совершить ряд трудовых операций. В дидактическом плане трудовому заданию соответствует учебный модуль, а трудовой операции – более мелкая компонента, которая называется дидактическим учебным элементом. То есть учебная информация по обучению какой-то конкретной профессии или специализации жестко структурирована и представлена в виде учебных модулей и входящих в них учебных элементов.
Также имеется система четкого диагностического контроля усвоения учебного материала. Это – входной контроль, который осуществляется в начале изучения учебного модуля. Он определяет готовность к усвоению учебного материала. Выходной контроль констатирует, насколько успешно изучен учебный модуль. Есть и специальная система, позволяющая вернуться и заполнить пробелы в знаниях.
В учебных элементах также предусмотрены по мере овладения каждой трудовой операцией небольшие тесты, проходя которые человек подтверждает усвоенность данной операции.
Другими словами, модульная учебная программа не есть учебный и тематический план с рекомендованным количеством часов. Это – пакет учебных материалов, в котором имеется комплексное методическое обеспечение, включающее гарантированный минимум содержания и весь контрольный инструментарий для оценки преподавателем или мастером успешности освоения материала.
– Как давно идет работа над созданием модульных программ?
– Мы ими занимаемся с 1995 года. Собственно, изначально это был проект, финансируемый бельгийцами. К большой радости, после окончания финансирования он не прекратил своего существования. Апрельским 2003 года постановлением правительства Санкт-Петербурга проект поддержали, и сейчас мы продолжаем заниматься созданием и внедрением программ на модульной основе. На сегодняшний день разработаны и находятся в компьютерной базе данных 42 профессии и специализации. Также у нас существует специализированная программа по подготовке разработчиков учебной программной документации на модульной основе. Обучение по ней прошли уже более двадцати человек. Весной мы планируем закончить работу над созданием модульных учебных программ по профессиям «токарь» и «слесарь». На следующий год – «газоэлектросварщик». Те 42 профессии, что уже разработаны, затрагивают сферу услуг, общественное питание, подготовку кадров административно-коммерческого сектора, автотранспорт.
– Модульное обучение начинается с первого курса?
– В ПУ оно начинается с первого курса на уроках производственного обучения, а со второго и по выпускной курсы подключается и теоретическая часть. Важно, что модульный подход позволяет человеку ориентироваться, что он сможет сделать в будущей профессиональной деятельности. Здесь очень четко поставлена цель. Изучив модуль, можно также проверить себя, достигнут результат или нет. Это не абстрактное знание, а конкретное знакомство с содержанием профессии. С преподавателя, мастера это снимает лишнюю работу. Все жестко структурировано, и педагог может спокойно наблюдать за каждым в учебной группе. Это позволяет ему вовремя применить свой педагогический арсенал в том случае, если ученик толковый. Такому можно давать дополнительный материал, чтобы заранее поднимать его на более высокий разряд по окончании учебного заведения.
При модульном обучении идет диалог преподавателя и учащегося. Исчезает позиция: «чего изволите?». У ребенка вся информация есть, у него начинают возникать вопросы, а это значит, что он начинает думать.
– Есть ли проблемы при внедрении модульного подхода?
– Одна из них заключается в том, что структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат. Для начала нужно пересмотреть массу нормативных материалов, учебных пособий. Непременное условие – использование иллюстративного ряда.
Следующая проблема – психологическая. Преподавателю, мастеру очень сложно отойти от репродуктивного уровня подачи материала, от принципа «делай как я, и не иначе». Трудно представлять себя не диктатором, а наставником, который видит личность и проблему каждого, который готов вовремя подойти и помочь.
Те, кто использует данную методику, на прежние позиции возвращаться не хотят. Не случайно, наверное, модульное обучение давно и широко применяется в средней, высшей школе и системе начального профессионального образования Западной Европы.
Комментарии