search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Делаем вместе практику-путешествие. Соединить воедино разные устремления непросто, но тем интереснее договариваться

​Приходилось ли вам как классному руководителю или учителю-предметнику принимать участие в организации путешествия за пределы родного города вместе с вашими учениками? Предполагаем, что многие уверенно ответят: «Да». В гимназии №1514 сложилась система выездных практик-путешествий, когда после 8-го, 9-го и 10-го классов ученики гуманитарного профиля отправляются на несколько дней в один из российских городов.

После 10-го класса практика проводится в Санкт-Петербурге, до этого – под Псковом, в музее-заповеднике «Михайловское», в Петергофе, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Ярославле и других городах, в Крыму. Базовая цель гуманитарных практик-путешествий состоит в том, чтобы, исходя из собственной иерархии ценностей, научиться организовывать свою жизнь в другом культурном пространстве, самостоятельно осваивать и осмыслять это пространство, становясь его «соавтором», рефлексировать собственный опыт, быть гибкими в ситуации выбора, достигать поставленных задач или редактировать их в процессе движения. Эта цель и определяет структуру практики.Практика-путешествие ожидается весь год и учениками, и учителями. Первую встречу-обсуждение обычно проводим в конце зимы, когда все уже устали от холодов и ждут лета. Во встрече принимают участие ученики класса, выезжающие на практику, и команда учителей (обычно три человека: учителя истории и литературы, один из которых является классным руководителем). Первый вопрос, на который нужно дать ответ, задает классный руководитель: «В чем цель практики-путешествия в этом году? Чего мы хотим?» Ответов много: «побыть вместе», «получить удовольствие от интеллектуального и эмоционального общения», «освоить новое городское пространство», «расширить свои возможности и способности», «научиться чему-то новому», «продолжать учиться брать на себя ответственность за свое и общее дело». Несколько близких формулировок можно объединить, получив не больше трех целей и максимально конкретизировав их. Например, как именно предстоящая поездка поможет ребятам расширить свои организационные возможности. А творческие? А коммуникативные или интеллектуальные? Сама практика всегда подчинена единой концепции, которая заявлена в названии (практика в Ярославле на Волге «Времени река живая», практики в Петербурге «Город пышный, город бедный», «Продолжая петербургский текст», «Путешествие из Москвы в Петербург»). Это некоторый ракурс взгляда на город, а также способ собрать практику вокруг ученика, его личностного осмысления пространства. Роль учителей и классного руководителя на этом этапе – помочь договориться, сопровождать процесс.Перспектива поездки в Петербург сразу обозначила главную сложность: тем, кто никогда не был в Северной столице, хотелось увидеть парадный Петербург, а те, кто был уже знаком с городом, хотели исследовать его бесчисленные закоулки. Учителям хотелось сделать практику одновременно подводящей некоторые итоги учебного года и пропедевтической, задающей тон в изучении истории и литературы на следующий год, в 11-м классе. Соединить воедино столь разные устремления не так просто, но тем это интереснее обсуждать и договариваться!Непременно обсуждаются и длина поездки («Сколько дней нам нужно, чтобы получить удовольствие от общения друг с другом и городом, «вырасти» и не успеть надоесть друг другу?»), и способ проживания («Мы хотим быть вместе и учиться организовывать свою жизнь? Жить в шаговой доступности от центра города? Сделать проживание бюджетным, так чтобы все ученики класса могли поехать? Гостиница или хостел?») Интересно, что после 8-го и 9-го классов ребята обычно выбирают гостиницу, а после 10-го – хостел. Все вместе решают, как правильно ехать: ночным или дневным поездом. Обсуждается и сумма, в которую хотелось бы уложиться во время поездки, в которую входят стоимость билетов, проживание, питание и экскурсии.Итогом первой встречи становится формулировка целей практики, определение длительности и точных дат поездки и создание трех рабочих групп учащихся. Первая подбирает в Интернете варианты хостелов для проживания, вторая рабочая группа узнает удобное время отправления и прибытия поездов и стоимость билетов, третья работает над программой, собирая у участников поездки их пожелания. Между первой и второй встречами обычно проходит около месяца работы групп.Экскурсию по популярным туристическим местам решаем готовить своими силами (прекрасный новый опыт, в помощь – сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга»), а для посещения необычных мест договоримся об авторских экскурсиях, воспользовавшись связями и знакомствами. За время поездок у нас накопился целый банк важной информации, который заботливо пополняется и передается из рук в руки. Здесь имена и телефоны замечательных местных экскурсоводов, адреса и телефоны городских кафе, в которых можно недорого, качественно и быстро перекусить (или заказать обед на группу).И по традиции в поездке всегда ставится театральная постановка, а то и несколько! Какие тексты подойдут для инсценировки? Как они будут связаны с пространством Петербурга? Предложений много, в конце концов остаются три автора и три названия: А.Пушкин «Домик в Коломне», С.Маршак «Мистер Твистер» и К.Чуковский «Крокодил». Нужно запастись текстами (снова поможет Интернет) и распределить роли. Но это уже можно сделать на месте. Условие: каждый принимает в постановке посильное участие – если не играет роль, то занимается озвучиванием или режиссурой.Важный момент – это сочетание на практике сугубо интеллектуального постижения культурного пространства и его творческого освоения и эмоционального проживания (без которых никакой диалог с культурой невозможен). Один из принципов поездки – «город изучается ногами», поэтому старшеклассники перемещаются пешком и на общественном транспорте (полезный навык для компании подростков – еще одна тема для разговора «Почему в транспорте не любят подростков?»). Да, устают. Но пройденное и осмысленное самостоятельно пространство, да еще сопровождаемое самостоятельно подготовленными экскурсиями, осваивается гораздо лучше, чем увиденное из окна туристического автобуса. Перед посещением музея – индивидуальные задания. Например, в Эрмитаже нужно самостоятельно найти галерею портретов героев войны 1812 года, выбрать один из портретов и самостоятельно подготовить рассказ об этом человеке, ориентируясь на стилистику образца из ридера, найти зал Рембрандта и соотнести свои впечатления о картине «Возвращение блудного сына» с фрагментом из статьи петербургского искусствоведа С.Даниэля, найти «свои» залы Эрмитажа или Русского музея и потом в общем кругу рассказать о своих впечатлениях. Общая рефлексия – одна из важнейших составляющих практики.В 5 дней вмещается необыкновенно много. Это жизнь в хостеле, организованная ежедневными «ответственными за день», которые должны разбудить всех утром и помогать в течение дня тем, кто не очень еще умеет себя организовать. Это и путешествие по следам Раскольникова по городу «униженных и оскорбленных». И неожиданная возможность в Кронштадте вместе с замечательным поэтом Константином Севастьяновым после его авторской экскурсии «Свет моря» устроить лестничные чтения, когда все усаживаются на ступенях лестницы, ведущей к Финскому заливу, и читают любимые стихи. А мимо медленно проплывают морские корабли. А в Музее Анны Ахматовой во время интерактивной экскурсии «Сундук с Шереметевского чердака» ученики и учителя выбирают из настоящего сундука вещи прошлых времен и придумывают свои истории о них, а потом слушают рассказы экскурсовода о жизни поэта в Фонтанном доме в прошлом веке. Посылаются письма друзьям (а порой и самому себе, будущему) в самостоятельно нарисованных конвертах – проект mail-art. И многое другое, что осознается как интересное и ценное для всех приехавших.Каждый день создаются авторские тексты о прожитом дне, о новом пространстве и времени. Тексты создаются в определенном жанре (хокку, очерк, стихотворение в прозе, эпическое сказание…) или стиле (подражая «Евгению Онегину», «Кому на Руси жить хорошо», путевым запискам А.Грибоедова и И.Гончарова). Все тексты читаются или вслух или собираются на специально созданной для этого страничке в Интернете. Во время практики старшеклассники делают дневники путешественника, слушают лекции учителей, смотрят и обсуждают фильмы (например, анимационный фильм А.Хржановского по рисункам И.Бродского «Полтора кота»), репетируют свои спектакли. И создание коротких метафор «Это путешествие было подобно…». А еще на стене появляются записи «Хочется сказать спасибо…», а там – имена друзей, родителей, учителей, новых знакомых.Марина ПАВЛОВА, Антон СКУЛАЧЕВ,учителя словесности гимназии №1514

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте