search
main
0

Дела семейные

Разновозрастные детские объединения

Пожалуй, каждый учитель хоть раз в своей рабочей практике сталкивался с проблемой отсутствия инициативы учащихся в рамках внеурочной деятельности или на школьных мероприятиях. Особенно остро этот вопрос встает перед классными руководителями: дети не проявляют инициативу, потому что им неинтересно? Им не хватает мотивации? А если не в этом проблема, тогда как помочь им самоорганизоваться, не выполняя при этом за них всю работу? Давайте разбираться.

В первую очередь детям интересна та деятельность, где они непременно чувствуют себя основными героями события. Такого события, которое может обойтись без взрослого – мамы, папы, учителя, классного руководителя, директора, тренера, – но никогда именно без него, школьника!

Как этого добиться? Хорошим решением может стать перенос места действия за пределы школы, пусть это будет недельный поход с палатками летом. Звучит здорово, многие дети заинтересуются.

Следующий этап самый главный – организация.

Несомненно, проведение столь масштабного мероприятия без вмешательства взрослых невозможно, но если организация трансфера для детей к месту событий и помощь с костром логично ложатся на плечи старших, то быт и содержание мероприятий – это как раз то, что по силам школьникам.

На этапе подготовки необходимо продумать формат взаимодействия учащихся. Хорошо работает деление по смешанным возрастным группам. Ученики средней школы с огромным энтузиазмом взаимодействуют со старшеклассниками, которые в свою очередь, чувствуя ответственность за младшее поколение, делятся опытом участия в подобных мероприятиях, являются наставниками и координаторами менее подготовленных товарищей. Такие разновозрастные детские объединения можно назвать семьями, где старшие играют роль родителей, а младшие – детей, где старшеклассники шефствуют над учениками средней школы. И как в каждой ячейке общества, у семьи есть глава, который коллективно выбирается заранее.

Когда группы детей сформированы, время заняться их сплочением. Под общую тему выезда семьи придумывают название, символы и отличительную атрибутику. А если пофантазировать, у семьи могут появиться фамильный герб, история и даже самостоятельно написанный гимн – все, что способствует сплочению и укреплению внутрисемейных уз.

Теперь к мероприятиям. На выезде за каждой семьей закрепляется день, события которого участники полностью продумывают сами, начиная с утренней зарядки и заканчивая тематическим вечерним мероприятием. Дети составляют расписание, готовят украшение лагеря, музыку для общих сборов, оформление, реквизит. Старшие в семье, ее глава непременно курируют происходящее, следят, чтобы младшие были активны и не оставались без внимания, и лишь в случае спорных ситуаций и возникающих сложностей обращаются за помощью к учителям и организаторам выезда. Как в любой семье, младшие учатся у старших, ведь когда-нибудь они сами станут родителями своих школьных семей.

Возникает вопрос о степени участия взрослых в подготовке и проведении мероприятий. Разумеется, говоря об автономии и самостоятельности детей, следует четко понимать ее степень, определить ее пределы. Стоит подчеркнуть, что в этой истории взрослые готовы консультировать, поддерживать и помогать, но при этом не беря все на себя и не навязывая свою помощь. Благодаря такому взаимодействию выстраиваются доверительные отношения не только внутри организованных команд детей, но и в связке «учитель – ученик», что положительно влияет и на учебную мотивацию в том числе.

Таким образом, у каждого ребенка появляется возможность для самореализации, развиваются навыки коммуникации с младшими и старшими школьниками, формируются умения, важные для командной работы, создаются предпосылки развития инициативности.

Но стоит учитывать также и минусы: долгосрочную подготовку к проведению подобного мероприятия и возможные сложности в организации выезда на официальном уровне. В любом случае результат проделанной работы будет стоить затраченных усилий.

Предоставление ребенку свободы выбора, пусть и в рамках темы, школьного сообщества или заданной траектории, формирует у него понимание, что он не объект образовательной системы, а непосредственный субъект школьной и внеклассной жизни. Это осознание впоследствии и мотивирует ребенка проявлять инициативу, так как его мнение становится услышанными и находит реализацию в деятельности школьной группы, в данном случае семьи.

Ксения СИДОРСКАЯ, учитель русского языка школы №1505 «Преображенская»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте