Ученики коррекционных классов с трудом воспринимают, усваивают и воспроизводят факты. Им трудно самостоятельно анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать даже разъясненный теоретический материал. Они склонны преимущественно к запоминанию с последующим пересказом лекции учителя, заучиванию текста учебника. Таких учеников независимо от их возраста надо терпеливо и планомерно обучать приемам учебной работы, воспитывать у них интерес и волю к изучению обществознания. Например, учить решать проблемные ситуации с помощью аналогий-моделей. При этом учитель должен излагать главные факты общественной жизни эмоционально, в наглядно-образной увлекательной форме, с обязательным разъяснением существенного.
Организуя работу по моделированию, учитель может опираться на житейский опыт детей или же актуализировать ранее полученные знания для решения новых задач.
Например, изучая тему «Ребенок и его права» в 6-м классе, мы вспоминаем материал 5-го класса «Права человека и гражданина». Я предлагаю составить сборник прав ребенка и затем дать ему название. Формулировка своих прав не вызывает особых затруднений, дети активно участвуют в работе. В первую очередь называют основные права – на жизнь, неприкосновенность, учебу, отдых. Сложнее озаглавить составленный документ. В коррекционном классе много детей со слабой памятью, но в процессе обсуждения появляются варианты «Конституция школы» или «Декларация класса». Таким образом, ребята вспоминают изученный ранее материал. Изучив права ребенка, сравниваем их с правами человека. Учащиеся составляют рассказ, в котором описывается случай нарушения прав. Прием моделирования удобен в данном случае потому, что он пробуждает самостоятельную мысль учащихся, помогает систематизировать знания и усваивать их на более высоком уровне обобщения.
В 7-м классе предлагаю ученикам моделировать ситуации, работая над терминами уголовного и административного законодательства, закрепляя изученный материал. Школьники не только моделируют проблемную ситуацию, но и обыгрывают ее, предлагая различные варианты решения. Выступая в роли судьи, ребята учатся грамотно квалифицировать правонарушения. Данный вид работы очень важен для учеников коррекционных классов, так как у многих плохо развита речь.
Детям постарше предлагается самостоятельно найти и смоделировать проблему, опираясь на излагаемый учителем материал. Изучая тему «Вымогательство», восьмиклассники получают текст: «Шестеро шестнадцатилетних подростков встретили пятнадцатилетнего и потребовали у него деньги. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел пятирублевую монету. Монету он вернул, но «за обман» потребовал крупную сумму денег. Встретив «должника» через несколько дней, старшие подростки вновь напомнили о деньгах. Получив отказ, завели в подвал и избили. На следующий день позвонили ему по телефону и потребовали деньги. Вот тут-то их и задержали». Перед изложением материала учащимся предлагается сформулировать познавательную проблему и смоделировать путь ее решения. Суть же проблемы в следующем: почему правонарушителей задержали лишь после телефонного звонка? Было ли еще правонарушение, кроме факта избиения? Уяснив суть понятия «вымогательство», ученики сами составляют подобные задачи, предлагают не только решение, но и возможные меры профилактики правонарушений.
Пусть ученик коррекционного класса решает простую задачу, главное, что его деятельность носит исследовательский характер. Формы моделирования могут быть различны, суть дела не меняется: ребята получают бесценный опыт творческой деятельности, усваивают знания, учатся их творчески применять.
Александр ШЕПТУХИН, учитель обществознания 10-й основной общеобразовательной школы Бугуруслана, учитель года Оренбургской области-2004
Комментарии