search
main
0

Декларация благих намерений

Как просто назначить крайними учителей...

Мне понятны стремление к высокому и забота об «облико морале» юного поколения, но дальше благих намерений дело не пойдет, и рекомендованными списками литературы эту задачу не решить. Стратегической задачи нет: что должны делать учителя со списками разных знаменитостей или институтов? Для современных школьников они, как правило, просто психологически неподъемны. Нередко в подобных списках появляются или исчезают произведения. Например, в одном из недавних «Мастера и Маргариту» Булгакова выкинули! Равно как и тех авторов, которых все равно детки читать не будут, а заставлять их читать – это учителю умотаться по каждому слову исторический комментарий выстраивать. Легко выступать с лозунгами и прожектами, огульно и по-обывательски вешая всех собак на ЕГЭ. Между тем система отлажена за пятнадцать лет и на самом деле работает. Не худо бы авторам хотя бы самый последний список изучаемых произведений федерального госстандарта прочитать, там все по уму, а главное – он вариативный, дающий свободу творческому учителю.

В 80-е годы, например, задача школы была определена: «воспитать вдумчивого читателя». Программой по литературе в полном объеме успешно может овладеть только уже сформированный и мотивированный читатель, человек, у которого чтение стало потребностью. Обывательское же мнение требует от школы дитятко не только научить читать, но и мотивировать на чтение… Всеми уже замечено, что интерес к чтению с 5-го по 8-й класс категорически падает прежде всего из-за того, что изучаются произведения, работающие на подход к истории как к классовой борьбе, а не соответствующие интересам ребенка и сопутствующие взрослению. В последнем ФГОС в этом направлении лед худо-бедно тронулся. И еще… при моей огромной любви к тому же Леониду Леонову сейчас наверняка «Русский лес» читают только студенты филфаков, да и то не все. И когда я вижу фамилию «Крупин» (читал, знаю такого, хороший автор), то думаю: а почему не Сергей Залыгин? Этот гораздо сильнее будет своими попаданиями в болевые нервы времени…

В подобных списках не учитывается главное – современный школьник просто не умеет и не в состоянии прочитать огромные по объему тексты в реально допустимое, как это было раньше, время. Только потому, что век другой и потоки информации предполагают наличие другого мышления, иначе цейтнот. Поэтому и школа невольно переориентируется на просмотровое и ознакомительное чтение больших по объему произведений, переключаясь на подробное внимательное изу­чение отдельных отрывков и коротких текстов. То есть происходит смещение воспитательной и образовательной задач с «воспитания вдумчивого читателя» на «обучение чтению и восприятию художественной литературы». К этому можно относиться по-разному, но практически прочтения школьниками «Войны и мира» полностью уже никто не требует – бесполезно.

Учителя поставлены в четкие рамки федерального стандарта. И этим уже все сказано. Любые попытки что-то предложить учителям со стороны – ну обсудить-поговорить можно… Но недолго – еще конспекты писать и к урокам по методикам ФГОС готовиться. Так что, на мой взгляд, любая попытка реформирования литературного образования со стороны – это всего лишь декларация благих намерений.

Буквально недавно появился новый стандарт изучаемых в школе литературных произведений. Самое удивительное, что он мне нравится. Не без недостатков, конечно, но на фоне всех предыдущих здесь реально прорыв. Хотя досаду вызывает интересная вещь: подобный подход был главной фишкой программы Бунеева, линейку учебников которого вычеркнули из Федерального списка. Изъяли на несколько лет, в течение которых практически с оглядкой на того же Бунеева до ума довели ЕГЭ и ГИА по русскому и литературе, ну а сейчас вернули как бы… В общем, обывательское «Во всем виноват ЕГЭ!», оно обывательское и есть. Чтобы не искать проблемы современных учеников в сбоях самой системы, ориентированной на «креативного потребителя», и назначить крайних, как обычно, в лице учителей. Между тем только-только с новаторскими делами ФГОС и требованиями к современному уроку разобрались. Любой вменяемый школьник, ответственно относящийся к учебе с первого класса, ЕГЭ расщелкает, как семечки, без дополнительного натаскивания и репетиторства, от которого только-только мы начали отходить. А если сейчас систему сломать… В общем, тогда тушите свет и радуйтесь, кто дожил до пенсии.

Юрий ЛУКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте