search
main
0

Деформация системы. Строили новую школу, получился ларек

Не хочу выглядеть неким критиканом, тем более не собираюсь кого-то поучать или наставлять, но молчать, когда на твоих глазах идут серьезные провалы в образовании, не могу.

Признаю, действительно, и в масштабах государства, и на региональном, и на муниципальном уровне выделяются многомиллиардные средства для укрепления и развития материально-технической базы образовательных организаций. Строятся красавицы-школы, старые здания ремонтируются, превращаются в храмы науки, оснащаются современными техническими средствами, растет заработная плата (правда, далеко не у всех) учителей. Это все так! Но за последние 10-15 лет в Валуйском районе закрыты почти все начальные и несколько основных школ, из средних общеобразовательных три реорганизованы в основные, на подходе еще несколько. Правда, это еще полбеды, хотя последствия нам еще аукнутся. Беда в том, что за последние годы мотивация к обучению у детей снижена и продолжает свое падение. Об этом говорят учителя, преподаватели вузов, ученые, писатели. Качество знаний, их глубина и прочность по многим предметам с каждым годом снижаются. Преподаватели вузов жалуются на то, что на первом курсе приходится обращаться к темам средней школы, потому что нет фундамента, на котором можно двигаться к вершинам научных и профессиональных знаний. В чем причина? Попробуем разобраться. До некоторого времени образование осознавалось обществом как непреходящая ценность. И родители, и учителя были единодушны: прочные, крепкие знания – залог успешного поступления в вуз, дальнейшей карьеры. Ныне в процессе реформирования произошла трансформация образования как ценности в образование как пользу. Ученики быстро сориентировались, что полезно, а что для них бесполезно. Сегодня мы преподносим ученикам образование в виде меню в хорошо отстроенном ресторане. Им предоставлено право «потреблять полезное» из набора предметов, курсов и факультативов. А что, на их вкус, не полезно, то и изучать не стоит серьезно. Анализ результатов участников олимпиад по химии, физике, биологии, астрономии и некоторым другим предметам, которые выпускники не выбирали для сдачи ЕГЭ, удручающий. Нет ни победителей, ни призеров по одной простой причине: участники показали очень низкие знания или полное их отсутствие. А откуда эти знания возьмутся, если ученику они не нужны? Удивляемся и негодуем на то, что весь класс приходит не подготовленным к урокам географии или биологии. Просто по этим предметам никто не собирается сдавать ЕГЭ. А двойки никого уже не пугают. Сладкие слова «свобода», «демократия», «выбор» все больше и больше внедряются в систему образования. Увы, сегодня стремление глубоко познать и прочно закрепить основы наук практически отсутствует у значительной части старшеклассников и студентов. Вместо этого у большинства школьников появились комфорт бездеятельности и повальное времяпрепровождение на каждом перерыве и после уроков за планшетниками и смартфонами. Это уже становится своего рода болезнью, почти не поддающейся лечению. Я был просто удивлен тому, что дети осознают вредность их зависимости от телефонов, смартфонов, планшетников и другой электроники, но ничего не могут с собой поделать, чтобы избавиться от ненужного их употребления. Все чаще и чаще мы становимся свидетелями жалоб детей и родителей на учителей. Нередко от родителей можно услышать указания и замечания: «Что вы от ребенка требуете невозможное?», «Почему так много задаете ему читать?», «Зачем вообще нужен ваш реферат?», «Я знаю, что у него должна быть четверка, а вы поставили ему тройку» и т. п. Сегодня родители не столько помогают школе обучать и воспитывать детей, сколько порой мешают учителям. Бывают, и нередко, такие случаи, когда родитель пытается указать учителю, что и как ему изучать с учениками. Родители видят свою главную миссию в том, чтобы набить кошелек деньгами и купить чадам место в вузе. Поразительно: все хотят в вузы, а есть ли для этого база знаний или нет, никого не волнует. Кого же мы плодим своим образованием? Какое будущее мы готовим нашей стране? На мой взгляд, есть еще одна причина, породившая нежелание старшеклассников и студентов «карабкаться по каменистым тропам науки, чтобы достичь ее сияющей вершины» (известное выражение К.Маркса). Новый Закон «Об образовании в РФ», вся политика, связанная с образовательной деятельностью, перевели понятие «образование» как ценность, как потребность быть культурно образованным и культурно развитым в широком смысле этого слова в понятие «образование как услуга, как товар». Ну и что тут плохого, спросите вы. Мы все сегодня живем в условиях товарно-денежных отношений. Ученик вкладывает деньги в свое образование, чтобы потом продать себя подороже на рынке труда. Товар, каковым является современное образование и каковым становится человек, может стоить очень дорого (элитные школы и вузы) или дешево. Став товаром, образование перестает быть смыслом жизни, непреходящей ценностью личности. Мы даже не представляем, как эта купля-продажа образования разъедает моральные устои нашего общества. Все можно купить за деньги – репетитора, преподавателя вуза, декана факультета, коменданта общежития, реферат, дипломную работу, кандидатскую и докторскую диссертации… Мне стало не по себе, когда от нас потребовали сделать расчет стоимости человеческого капитала в нашей школе. Если меня оценят как товар, то я перестану быть учителем, который всю свою сознательную жизнь сеял доброе, разумное, вечное. Меня превращают в легионера, футболиста ЦСКА, «Динамо», «Спартака» и др. Но даже если я буду стоить 100-150 млн рублей в год, как эти иностранцы в наших спортивных клубах, то и тогда я не продамся. Дети скорее нас, взрослых, поняли, как можно, не утруждая себя, получить хорошие оценки. Щелчком мышки открываешь Интернет и получаешь реферат на нужную учителю тему, потому как ученика она мало интересует. Пример из жизни. Даю ученикам задание: подготовить реферат по одному из решающих сражений в годы Великой Отечественной войны. Прошу обосновать свой выбор и доказать, что это сражение действительно было решающим. Выпускник приносит работу. Внешне неплохо оформленная, содержательная, обозначена литература, одним словом, потрудился. Спрашиваю: «Сам писал?» «Конечно!» – бойко отвечает он. «А что за тему взял?» – продолжаю я. «Сталинградская битва и ее значение». Начинаю листать – все о битве на Курской дуге. Оказывается, юноша не удосужился даже прочитать то, что скачали ему из Интернета. Он просто дал задание матери, которая работала секретарем в одном офисе. К сожалению, сегодня забыта истина о том, что знания – это не оценка в журнале, не аттестат и не диплом об образовании. Знания – это уровень интеллектуального развития. Недавно в интервью телеведущей РТ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сравнил сегодняшние достижения в области образования с достижениями советского периода. Если, мол, в то время в вузы поступало не более 25 процентов выпускников учебных заведений, то сегодня их свыше 70. Это, по словам министра, и есть достижение нынешнего этапа в развитии образования. Неужели наш министр забыл о том, что 25 процентов выпускников поступали в вузы исключительно на конкурсной основе? Это была интеллектуальная элита школьников. Из 70 процентов нынешних абитуриентов больше половины, а то и две трети их покупают места в вузах, не утруждая себя в конкурсном состязании интеллектуального развития. А что касается достижений наших российских школьников на международных олимпиадах, так это наша гордость, это наши звезды, но их все-таки единицы. Не хочу быть неправильно понятым. Я не обличаю, а очень переживаю за нашу систему образования, потому что полвека служу ей. Но в последнее время я отчетливо ощущаю деформацию, которая происходит в нашем образовании. И молчать об этом не могу. На мой взгляд, образованию надо вернуть его статус и предназначение главного носителя культуры. Образование – это не рынок услуг. Школа – это не ларек и не супермаркет по продаже товаров оптом или поштучно. И я не продавец, стоящий за прилавком и торгующий образовательными услугами. Я учитель. Верните учителю его изначальный статус. Он призван в школу, чтобы учить детей, не считая их по головам и не заботясь о том, как можно больше набрать часов, чтобы догнать свою зарплату до среднемесячной по региону. Полувековой опыт работы учителем и тридцатипятилетний опыт работы директором школы позволяют мне сравнить развитие образования в стране в разные времена. Нынешний этап от предыдущего, дореформенного, отличается главным образом тем, что на всех ступенях школьного образования мы бежим, запыхавшись в прохождении программного материала. Учитель лишен времени на систематизацию знаний, на закрепляющие и углубляющие знания уроки. Это непростительно, особенно в начальной школе. Именно здесь мы закладываем фундамент, на котором впоследствии продолжаем развитие ребенка. А если фундамент непрочный, то и дальше идет серьезное отставание, перерастающее в нежелание напрягать усилия в добывании знаний, выработке умений и навыков применения этих знаний на практике. Необходимо срочно менять программный материал по всем предметам. Нельзя за счет увеличения количества предметов в учебном плане приносить в жертву качество знаний по этим предметам. Сегодня школы и учителя попали в бумажный плен. Своей бумажно-бюрократической системой мы отняли у детей Учителя. Не случайно родилось анекдотичное присловье: «Дети, идите домой, не мешайте работать». И вот что удивительно, чем больше мы говорим о необходимости уменьшить бумажный вал, тем больше плодится отчетов. Как в сказке: вместо одной отрезанной головы вырастают три. Сегодня учителя, как никогда, нуждаются в методической квалифицированной помощи. Постепенно уходят из школ пенсионеры, которые имели богатейший опыт педагогической деятельности. Им на смену приходит молодежь, слабо владеющая педагогикой, методикой преподавания. Учились-то не в пединституте, а в классическом университете, где этим дисциплинам не уделяется должного внимания. Да и во время учебы не было той практики по 2-3 месяца на каждом курсе, как в свое время у студентов педвузов. Молодых учителей еще надо доучивать, чтобы они могли успешно работать. Убежден в том, что успехи в системе образования во многом зависят еще и от того, насколько компетентно и умело руководят этой отраслью подготовленные кадры. Люди, которые ни единого дня не работали в школе, не могут грамотно предложить варианты решения проблем. Образовательную политику в стране должны выстраивать высокопрофессиональные специалисты, знающие, как говорится, изнутри систему образования. Это такая отрасль нашего бытия, которая напрямую определяет судьбу народа и его будущее. И отдавать ее для руководства следует только в надежные руки. Я не претендую на то, что мои мысли – истина в последней инстанции. Но мне больно видеть растущие огрехи в системе обучения и воспитания молодого поколения. Факт, что мы сегодня у опасной черты, показал результат ЕГЭ по русскому языку и математике в 2013-2014 учебном году. Представьте себе, что могло произойти с нашими выпускниками, если бы не снизили проходные баллы по русскому на целых 12, а по математике на 6. Третья часть всех выпускников в России не получила бы аттестатов о среднем образовании. Это на фоне бодрых рапортов о якобы постоянно растущем качестве образования. Теперь мы вынуждены дать право выпускникам сдавать математику в двух вариантах: для средних и для очень слабых. Сочинение как пропуск к сдаче основных экзаменов в 11-м классе свалилось словно снег на головы выпускников. Ведь чтобы написать сочинение, надобно умение, а детей не учили этому должным образом, потому что не требовалось. Что получили? Примитив! Главное – набрать 250-300 слов, не наделать больше семнадцати ошибок – и у тебя «зачет». В свое время нас с начальной школы учили устной и письменной речи. Сотни сочинений были написаны за время учебы… Еще болит душа за каторжный, выматывающий нервную систему, бумаготворческий, не приносящий пользу и удовлетворения учительский труд. Мне также обидно за коллег, что провозглашенные в Законе «Об образовании в РФ» свобода и самостоятельность – это всего лишь призрак, который бродит по российскому образованию. Кто угодно и за что угодно может наказать директора, отдать под суд и сделать его без вины виноватым. Куда мы пришли с бесконечными экспериментами? Не сползаем ли мы вниз, как селевый поток, к пропасти со своими, казалось бы, благими намерениями реформирования системы образования? ​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте