search
main
0

Дефектологи – в загоне

Когда мы произносим: «высшее образование», рефреном звучат слова «фундаментальность», «приоритетность», «качество», «профессионализм». Не стоит сегодня говорить о достижениях вузов – их и в самом деле много. Надо в первую очередь замечать те недостатки, которые есть в нашей сфере.

Каждый стремящийся во власть в своих программах неизменно говорит об образовании и здоровье. Владимир Путин сказал как-то, что здоровье детей – самая главная проблема в нашей стране. Провели диспансеризацию, и тогдашний министр здравоохранения Юрий Шевченко через два месяца после ее начала доложил президенту, что она проведена. На самом деле это был блеф. Тяжелые заболевания и синдромы врачам ясны сразу, но есть заболевания, которые связаны с нервно-психическими расстройствами, их диагностика крайне сложна и продолжительна. И тут нужно говорить о качестве подготовки специалистов в этой сфере в вузах страны, потому что самое страшное – плохо подготовленные кадры.

Приведу пример: когда-то в СССР было 10-12 вузов, которые выпускали специалистов, теперь есть 109 учреждений, которые, позиционируя себя университетами, занимаются подготовкой кадров для специальных дошкольных и школьных учреждений. Тысячи так называемых специалистов работают в этих учреждениях, но только 8-10% из них имеют специальное образование. Что же это за «университеты»? В 90 процентах случаев там нет профессорско-преподавательского состава. Те, кто занимается преподавательской работой, случайные люди, которые не хотят повышать свою квалификацию, не могут даже понять до конца, чем они занимаются. Но при этом учат студентов! Это просто страшно, потому что потом эти студенты приходят не к простым ученикам обычных школ, а к детям с нарушениями интеллекта, нарушениями развития, речи, слуха, с нервно-психическими заболеваниями.

47% детей не имеют возможности получить нормальное образование по состоянию здоровья. Почему, спрашивается, это происходит? Причина проста: более 50% новорожденных попадают в зону риска, а 30% нуждаются в срочной реанимации. Они страдают поражением центральной нервной системы, которое требует пристального внимания, специальных кадров. Понимая это, нужно серьезно отнестись к тому, что происходит в вузах. У нас есть специалисты, есть уникальные коллективы, есть техника, позволяющая ставить своевременные диагнозы и оказывать неотложную грамотную помощь. Но за прошедшие 30 лет дефектология превратилась в самую отсталую отрасль высшей школы, где на специальность приходится по 2 – 4 доктора наук – это цифры ВАКа. А когда-то именно Россия была ведущей страной в мире по смежным областям, по образовательным системам.

Нужно проверить лицензии тех высших учебных заведений, которые каким-то образом получили право на организацию кафедр, факультетов, не имея никакого интеллектуального потенциала. Необходимо заставить работающих специалистов пройти повышение квалификации, причем за свои собственные деньги, потому что некогда ждать, пока у государства дойдут до этого руки и появятся деньги. Мы должны понять, что дефектология – особая сфера, и не может педагог, не знающий основ неврологии, нейрологии, психиатрии, психологии, анатомии, психологии личности, быть специалистом, педагогом или учителем. Для такой работы нужны фундаментальные знания, их должны давать вузы. Необходимы программы, стандарты подготовки и, конечно, нужна переподготовка профессорско-преподавательского состава.

Виктор ШКЛОВСКИЙ, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте