Педагоги часто желают самим себе «гореть и не сгорать». А что происходит на самом деле? От перегрузок люди настолько устают, что даже не хотят идти на прежде любимую работу. Как бороться с эмоциональным выгоранием педагогов? Что может сделать для решения этой проблемы профком?
Многие учителя и воспитатели считают, что им уж точно не грозит эмоциональное выгорание. Еще бы, люди творческие, энтузиасты, детей и свою профессию любят так, что готовы трудиться даже за небольшую зарплату. По первому зову руководства выйдут на работу в праздники и выходные. И нет у них никакого «выгорания», все это выдумки психологов и врачей.Самое страшное, что именно по этим словам опытный психолог распознает реальную угрозу эмоционального выгорания. Первый субъективный (то есть со слов педагога) симптом этой проблемы – постоянный труд – на работе, дома, на отдыхе, везде. Причем человек оказывается настолько погруженным в этот процесс, что поначалу ему это даже нравится. Он, конечно, устает, но отмахивается даже от мыслей об отдыхе: «Когда отдыхать, нужно еще столько успеть!»Затем наступает утомление – это мудрый мозг пытается защитить организм от разрушения. Если человек не слышит предупредительные сигналы мозга: «отвлекись, остановись, отдохни», переутомление приводит к тому, что наступают некоторые «поломки» в организме и человек «выпадает» из работы в болезнь.Важная особенность выгорания – оно не проходит и после продолжительного отдыха. Даже после отпуска человек не чувствует себя отдохнувшим, работать становится все тяжелее, вплоть до наступления тяжелых последствий (серьезного заболевания). Чтобы восстановить утраченное здоровье, понадобится много времени.Как не допустить эмоционального выгорания?Прежде всего, рассказать коллегам о том, что это такое. Они, конечно, могли слышать и даже читать о выгорании, но вряд ли станут «примерять» его симптомы на себя. В то же время человек может реально «сгорать» на работе под влиянием многочисленных поручений, которые нужно качественно выполнить за минимальный срок, совсем не имея возможности для отдыха.Безусловно, профсоюзный лидер должен уметь повлиять на такую ситуацию.Ваш первый шаг – сообщить руководителю о перегрузках конкретного сотрудника, а то и всего коллектива. Ведь педагоги часто не отстаивают свои права на режим труда и отдыха, а молча продолжают тянуть лямку, опасаясь неприязни со стороны руководства или увольнения.Если директор здравомыслящий человек и ему дорого образовательное учреждение, он должен все понять и принять меры для сохранения здоровья сотрудников. При этом он должен не выводить работника из коллектива, а обеспечить ему щадящую нагрузку.Нужно, чтобы руководитель понял, что эмоциональное выгорание не выдумка педагогов, а проверенная научная данность, поэтому ответственность за утраченное здоровье человека будет нести директор. Важно преподносить информацию спокойным, доверительным тоном. Если вы начнете общаться авторитарно, у руководителя это может вызвать реакцию противодействия, что приведет к полному неприятию ваших слов. Расскажите, что если даже педагог выполняет задания быстро и качественно, то после второго, третьего и последующих поручений, сыплющихся без перерыва и отдыха, у него наступает усталость. Человек становится менее внимательным, снижается работоспособность и уровень удовлетворенности работой. И если человеку не обеспечить хотя бы небольшую передышку, наступает то самое «выгорание».Если руководитель считает, что это проблемы конкретного сотрудника, он ошибается. Утомление тут же скажется на качестве работы педагога, не говоря уже о накопившемся раздражении, которое отразится на детях и всем коллективе. А какой руководитель захочет постоянно разбирать конфликты, возникающие вследствие переутомления работников?Шаг второй. Донесите до сознания педагога, пришедшего за помощью в профком, насколько важно ему самому или с помощью коллектива бороться за свои права. Ведь если он заболеет, неизвестно, станет ли заботиться о нем руководитель, или заменит на более здорового и работоспособного сотрудника. Сделать это куда проще, чем думать, как облегчить педагогам работу и рационально распределять задания.Самому педагогу важно позаботиться о себе, не дожидаясь эмоционального выгорания. Избежать утомления помогут 5‑минутные перерывы через каждый час напряженной работы или переключение на другой вид деятельности. Могут быть и другие обоснованные варианты, их можно продумать всем коллективом.Не предлагайте готовых решенийКаждому, кто обращается в профком, хотелось бы помочь быстро и эффективно. Какой алгоритм решения проблем могут подсказать психологи? С чего стоит начинать?Для поиска эффективного решения предлагаем использовать следующие этапы.1. Вначале озвучивается сама проблема. То есть вы активно (внимательно, не отвлекаясь) слушаете педагога, не торопясь с рекомендациями и советами. Если сразу же предлагать какие-то шаги по устранению проблемы, можно все испортить, потому что накал страстей еще велик и учитель не готов за своими эмоциями расслышать ваши даже самые разумные слова.2. Узнайте, что педагог уже делал для разрешения ситуации. Это позволит вам скорректировать свои предложения, понять, какие решения можно уже не применять. Или же стоит применить по-другому, если предыдущий вариант действий оказался неэффективным.3. После этого возможен диалог, в результате которого работник сам выбирает, что лучше сделать в этой ситуации, а вы лишь направляете его поиски. Общая рекомендация: не давайте готовых решений, человек должен все выбрать сам и за результаты своих действий нести ответственность.Каждый случай индивидуален, поэтому ищем решение, подходящее именно этому человеку. Не стоит забывать, что активно осуществлять перебор вариантов должен сам педагог. В результате он не только начинает понимать, как решить проблему, но и осознает, что вы его направили, но позволили принять решение самому. А когда мы решаем сами (или нам кажется, что сами), мы остаемся довольны результатом.Выгодное предложениеКак профсоюзному лидеру стоит подавать свои рекомендации и предложения, чтобы их принимали в коллективе?Любой совет и предложение важно правильно преподнести.Представьте, что вы хотите продать обои, и для этого оформили стенд, как уголок комнаты. Но сделали это так, что на первый план выступают яркие предметы мебели, а обои покупатели даже не замечают. Покупатель приобретает то, что наиболее выгодно смотрится, хотя вначале он зашел не за этим. Вывод: во всем виновата неверная расстановка акцентов.Чтобы избежать подобной ошибки, основное предложение выделяйте ярче, чем второстепенные. Это можно сделать при помощи интонации, примеров из личного опыта или опыта тех, кто уже был в подобной ситуации и успешно воспользовался вашим советом.Наше восприятие устроено таким образом, что вначале мы замечаем главное, а потом второстепенное. Главное – то, что сразу бросается в глаза (хорошая, удачная, понятная и выполнимая рекомендация). Фон (в нашем случае детали решения проблемы) замечается не сразу или совсем не виден.Возвращаясь к примеру с обоями, поясним, что яркий предмет – стол, ваза, зеркало – сразу могут привлечь внимание покупателя, а обои всего-навсего подчеркнут достоинства мебели. Вам же нужно наоборот – покупатель должен сначала увидеть интересные обои, которые стимулируют к покупке, а мебель должна стать просто дополнением к ним.Не забывайте про законы памяти. Наша память устроена таким образом, что запомнится то, что произвело яркое впечатление или повторялось несколько раз. Ваше предложение должно не столько поражать воображение, сколько выгодно отличаться от других.Приходите снова!Каждого нового сотрудника мы приглашаем на беседу в профком, предлагаем вступить в нашу профсоюзную организацию. Но такая встреча не всегда дает результат. Некоторые в кабинет профкома больше и не заглядывают. Может, мы что-то делаем не так?Обращайте внимание на каждого выходящего из кабинета работника. Многим свойственно долго раздумывать перед принятием решений. Чтобы люди вернулись к вам еще не раз, нужно, чтобы они ушли с позитивным настроем. Не просто попрощались, а именно настроились на предстоящий диалог. Для этого можно приучить себя вежливо прощаться, говорить, к примеру: «приходите», «всегда будем рады вас видеть» и тому подобное.Каждому потенциальному члену профсоюзной организации подарите перед уходом информационный листок или буклет, особенно если он ничего не решил. Позже он еще раз просмотрит эту информацию, может быть, покажет знакомым. Так увеличится вероятность вступления в профсоюз.Не стоит навязывать решение педагогу, брать его напором, как продавцы в магазине: «Ну что, вы определились?» В результате такого давления у человека неизбежно наступает сопротивление, которое не только помешает вступить в профсоюз, но и заставит его избегать вас в дальнейшем.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии