search
main
0

Давайте учить добру и пониманию!

Школа-интернат – необычное учебное заведение, ведь в нем дети не только учатся, но и живут целую неделю. Учебный процесс в такой школе организовать непросто. А если в школе большинство учеников мальчики, страдающие логоневрозом, то их надо не только научить читать, писать и считать, но и поддержать, дать понять, что они не хуже других, что они все смогут, если захотят. Тогда учебная и коррекционная работа становится единым целым, где одно невозможно отделить от другого. Вот в такой школе – СКО школе-интернате V вида №96 – и работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе учитель-логопед высшей категории, выпускница московской школы №54 Галина Матюхова.

Ребенок поступает в интернат с диагнозом: заикание средней или тяжелой степени. Задача завуча на первом этапе помочь ему влиться в дружную, интересную семью, успокоить его и родителей, часто испуганных самим словом «интернат» больше, чем речевыми проблемами. Тут незаменимые помощники учителя-логопеды начальных классов, которые не только обучают малыша, но и на протяжении всего учебного дня помогают справиться с речевыми трудностями. Многие из них добиваются отличных результатов, к концу второго-третьего класса дети свободно говорят, отвечая на уроке, что вводит в заблуждение гостей интерната. Студенты, слушатели курсов МИОО, методисты, присутствующие на занятиях, не находят речевых проблем у учащихся, к концу начальной школы состояние речи многих воспитанников позволяет им продолжить обучение в массовой школе. Обучение по общеобразовательным программам (год в год) позволяет учащимся по мере исправления речи из любого класса переходить в обычную школу. Но дается оно в начальной школе нелегко, у многих детей кроме заикания отмечается низкая работоспособность, неустойчивое внимание, бедность словарного запаса, социальная запущенность. Приходится многое менять в структуре урока, чаще использовать различный наглядный материал и игровые моменты, развивать внимание, память, фонематический слух. В школе II ступени – проблемы другие. Ребята уже привыкли к режиму интерната, даже скучают, многие охотно приезжают во время каникул.

Основная трудность здесь те дети, поступающие из школ, у которых помимо заикания уже, как правило, сформирован комплекс неполноценности. Галина Петровна встречается с будущим учеником еще до комиссии, пытается понять причину неудач. До его появления беседует с ребятами и классным руководителем. Первое время в школе старается поддержать, приободрить, похвалить. Очень тяжело и долго весь педагогический коллектив помогает такому ребенку поверить в собственные силы, понять, что здесь не будут смеяться, отмахиваться от его проблем, обязательно поймут, выслушают до конца.

Учителей-предметников для специальных школ не готовят в учебных заведениях, и особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи им помогает постигать завуч. Прежде всего, учитель должен помнить, что, спрашивая заикающегося ученика, нужно выслушать его до конца, используя при этом различные виды помощи. Самым трудным для учеников бывает начало речи. Вот здесь и необходима помощь. Она должна быть сугубо индивидуальной: либо проговорить вместе, либо дать предварительную установку, напомнить о правилах речи. Хорошо, если удается научить детей планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных учебных действий. За советом и консультацией всегда можно обратиться к Галине Петровне.

При организации образовательного процесса у детей с логоневрозом необходимо решать проблемы, связанные с перегрузкой учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий. В этих целях на уроках рекомендуется неоднократная смена деятельности (учебная и игровая).

Система внеурочной работы и дополнительного образования в школе-интернате №96 формируется с учетом социального заказа на образовательные услуги, пожеланий самих учащихся и их родителей. Такая система строится на принципах преемственности и непрерывности с учебной деятельностью; она должна быть направлена на приобщение детей и подростков к глубокому изучению и знанию отечественной и мировой культуры, традиций и истории, а также научного, технического, прикладного творчества народов, населяющих Россию. Кроме того, эта система должна выполнять и оздоровительные функции, направленные на охрану и укрепление здоровья детей. Основу образовательного процесса составляет единство обучения, развития и коррекции.

Для творческого решения всех этих задач необходим коллектив единомышленников, людей, способных сердцем почувствовать беду ребенка, его неуверенность, дискомфорт. Такой коллектив много лет существует в интернате, поддерживая и развивая традиции личностно ориентированного подхода к учащимся. Хранителем этих традиций в интернате стала Галина Петровна.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте