search
main
0

Давайте снимать кино

Снимать видеофильмы как будто просто: включай камеру и действуй! Но гладко в теории, а на практике все иначе. Прежде чем получится хороший видеофильм, нужно научиться главному – изучить язык кино, то есть научиться переводить наш вербальный язык в изобразительный. Проще сказать – слово превращать в картинку.

Давайте попробуем немного приподнять завесу и посмотреть тайны ремесла – как же делать фильмы?
В производстве фильма участвует много профессий: редактор, режиссер, режиссер монтажа, оператор, звукорежиссер, видеоинженер.
Попробуем стать универсалами. Это сложно, но очень интересно.
Итак начнем. Существуют два главных типа взаимодействия картинки со звуком – это синхрон и асинхрон.
1. Синхрон – это когда мы видим говорящего человека в кадре (например, ведущего в студии новостей).
2. Асинхрон (“за кадром”) – это когда мы слышим голос ведущего, но не видим его. Голос комментирует то, что мы видим на экране. Это еще называется “начитка на картинку”.
Идем дальше. Может возникнуть вопрос: “Как это выполнить технически?”. У вас только камера и видеомагнитофон. С синхронным звуком нет проблем. Берем и снимаем человека с включенным микрофоном на камере.
А вот как делается синхронный (для удобства будем называть “закадровый”) текст. Вы нажимаете на кнопку “запись”, снимаете нужный объект (человека, рисунок, здание, формулу) и тут же наговариваете (начитываете) текст, находясь рядом с микрофоном на камере.
Теперь надо научиться грамотно снимать. В мировой практике разработаны стандартные клише степеней приближения к объекту. Этот прием можно рассмотреть на таком визуальном примере. Допустим, мы смотрим на Землю из космоса. Чуть ближе. Видим город. Еще приближаемся. Видим проспект. Продолжаем движение. Вот уже видна небольшая улица. Далее. Переулок. Последний шаг. Входим в маленький дворик. Мы совершили несколько степеней приближения.
Тот же принцип используется в кино, только относительно человека. Степень приближения на языке кино называется ПЛАНОМ. Разберем типы планов.
1. Общий план – человек в рамку кадра входит в полный рост.
2. Средний план – человек в рамку кадра входит по пояс.
3. Крупный план – человек входит в рамку кадра как портрет или еще более крупно.
4. Деталь – руки, ноги, детали одежды, бижутерии и т.д.
Понятие плана ведет нас к термину “монтаж”. В кино осуществляется монтаж с помощью выстроения череды разных планов. Включите телевизор и посмотрите внимательнее фильм или сериал – и вы увидите, что все снято монтажно. Монтаж охватывает большую часть в производстве фильма. Эта целая научная, философская, психологическая, творческая отрасль в культуре. Редактор рассматривает монтаж через единицы: сцена, эпизод, сюжет и т.д. Оператор – через композицию, ритм, ракурс, свет, фактуру и т.д. Режиссер – через драматургию: мизансцену, актера, ритм, темп и т.д. Звукорежиссер – через звукокомпозицию, шумы, музыку, тембр, высоту голоса и т.д. Режиссер монтажа – через стиль, монтаж, стыки, спецэффекты.
Попробуйте экранизировать сказку Корнея Чуковского “Муха-Цокотуха”. Раздайте роли. Один из учащихся – диктор. Он должен быть рядом с вашим микрофоном на камере. Когда вы нажмете на запись, то легонько махните головой (“мотор”), и ваш диктор-ученик прочтет нужное предложение. А актеры – ученики будут изображать этот текст.
Единственное требование: снимайте по предложениям и монтажно по планам: общий план, средний план, крупный план. Старайтесь уходить от любительского клише – снимать все, не выключая камеры, да и еще одним общим планом.
Когда вы почувствуете “кухню” производства видеофильма, то будете по-другому смотреть кино. Научитесь следить не только за фабулой, но и станете замечать, как выстроен сюжет, как режиссер показал ту или иную сцену, оцените операторскую и звукорежиссерскую работу. Вы научитесь анализировать то, что видите, уметь отбирать и критически относиться к многообразной эстетической информации, ежедневно поступающей с телеэкранов.

Н.ГРУЗДЕВА,
лектор Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте