Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Давайте научимся жить дружно!

УГ - Москва, №01 от 1 января 2013. Читать номер
Автор:

Сегодня в России налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров. Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения.

Участившиеся в последнее время акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межнациональные, межрелигиозные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должны уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Что можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность? Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих. Что же такое толерантность? Во всем мире представление о том, что основы толерантного отношения друг к другу, без которого невозможно даже представить себе здоровое общество, закладываются через воспитание, культуру, гуманное отношение к старикам и инвалидам, животным и природе, давно уже стало аксиомой.«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать международный день, посвященный толерантности (терпимости). Так начинается один из классных часов у старшеклассников нашей школы, который проходит в виде игры-дискуссии «Толерантен ли ты?».Школа имеет опыт работы с детьми многонационального состава. Более десяти лет мы занимаемся этой проблемой. На первом этапе это было спонтанно, путем разрешения возникающих проблем в поведении детей. Мы работали в режиме «скорой помощи», по старой памяти жизни в многонациональном СССР. Но скоро поняли, что нужно создавать свою систему работы в условиях поликультурных отношений. Какую модель создать? К чему все это может привести? К ассимиляции приезжих детей-мигрантов или сохранению их исключительности? То и другое школа, конечно, отвергла. Выход был найден – необходимо бережно сохранить самобытность этих детей и приобщить их к культуре России и Москвы.Стали думать об общей идее, которая бы сплотила наших детей. В школе жизнь должна быть доброжелательной, необходимо создать комфортные условия труда и отдыха, а также воспитать чувства уважения и гордости за то, что дети здесь учатся и живут. Социальная защита детей-мигрантов заработала в школе раньше, чем по стране.Наконец удалось найти то общее дело, которое бы сплотило всех учителей, детей и их родителей, мы создали комплекс музеев, базу, на которой занимаемся раскрытием возможностей каждого нашего ученика, гражданским и патриотическим воспитанием. Мы понимали, что время изменилось и нужно обучить учителей и классных руководителей работе в новых условиях межнациональных отношений. Пошли по пути повышения профессионализма педагогов и воспитателей, накопления багажа методических знаний. В школе работали городские экспериментальные площадки: «Моделирование содержания профессиональной компетентности классного руководителя», «Шестиклассная начальная школа», «Детские общественные объединения в модернизации системы образования». Более эффективной становится работа, если ее выполняют сами учащиеся. В школе действуют детские общественные объединения «Интернационал», «Профессия», «Веселые стрижи», пионерская организация «Орлята», «Совет музея» и военно-патриотический клуб «Долгу верны!». Во всех детских объединениях работа направлена на формирование правильных взаимоотношений, развитие общих интересов и целей.У кого учиться дружно жить? Мы не стали отвергать опыт СССР, ведь мы жили в это время и многим творчески воспользовались. Многонациональный состав педагогов и учеников, объединенных общими интересами, позволяет добиваться нужных результатов. Такие педагоги, как Наталья Антонова, Оксана Яременко, Елена Прибылова, Маринэ Саргсян, Ольга Микенина, ведут постоянную работу по воспитанию толерантности. Особенно это проявилось при подготовке и проведении празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Активизировалась проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов, мы использовали учебный материал о жизни людей на территории СССР, об их совместной борьбе против немецко-фашистских захватчиков, о подвигах солдат и тружеников тыла разных национальностей, проводили фестивали, праздники, конкурсы, выпускали газеты, встречались с ветеранами войны и труда, с учеными-историками и обсуждали проблемы национальных отношений.Руководитель детского общественного объединения Маринэ Саргсян разработала свою воспитательную программу «Толерантность», по которой успешно работают наши педагоги, решая основные задачи развития межличностных отношений, улучшения взаимопонимания, укрепления солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и социальными, культурными, религиозными, языковыми группами и нациями; диагностики уровня развития межличностных отношений и взаимопонимания; определения основных проблем и причин интолерантности поведения; проведения психологических и деловых тренингов, деловых игр, классных часов, диспутов, праздников для укрепления дружбы между детьми разных национальностей; обучения старшеклассников проведению игр, тренингов, бесед с младшими школьниками; знакомства с традициями, обычаями и укладом жизни различных наций и народностей; развития навыков работы в команде, коллективизма, ответственности.Программа воспитания толерантности охватывает учащихся с 1-го по 11-й класс. Итогом каждого года работы по этой программе стали замечательные школьные праздники, конкурсы: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!», праздник дружбы и спорта «Мы разные, но мы вместе!» под общим девизом: «Гражданином стать хочу, пусть меня научат!», в подготовке и проведении которых принимают участие классные руководители, родители и учащиеся.«Для меня слово «патриот» означает человека, любящего свою Родину, но не только любящего, но и готового многим пожертвовать ради нее. Он должен знать историю своей страны, уважать ее традиции. В то же время патриот должен быть толерантным по отношению к людям другой национальности. Ведь, например, скинхеды, как они считают, любят свою страну, поэтому люди других национальностей для них ничто, но я считаю, как бы они ни любили свою Родину, они не патриоты своей страны». (Буй Нга, вьетнамка, выпускница школы 2012 г., золотая медалистка)«Для меня патриотизм – это гордость за свою страну, любовь к своей Родине. Патриотизм проявляется везде: на футбольном матче, на Олимпийских играх, но патриотизм не должен переходить рамки закона. Например, американец, который гордится своей страной, не может запретить японцу гордиться Японией. Хоть я армянин, я горжусь тем, что живу в России». (Гариген Амазаспянген, армянин, учащийся 11-го класса)Воспитание патриотизма неразрывно связано с воспитанием такого важного чувства, как уважение к человеку другой национальности, в нашем конкретном случае – к ребенку в школьном коллективе, к истории и культуре его народа. Мы, взрослые люди, понимаем, что Великая Победа в первую очередь связана с единением народов Советского Союза, с общим патриотическим порывом. Мы сознательно расширяем границы понятия «толерантность» и признаем за работой в этом направлении приоритет нашей воспитательной работы. Это не разовый праздник или классный час, а целостная система формирования внимательного отношения к человеку, не похожему на тебя.Очень важна работа с русским учениками. Лозунги: «Русские, вперед!», «Москва – для русских!» очень опасны! Проявления мелкого национализма или великодержавного шовинизма приводят к большому пожару в нашем общем доме.«Я считаю, что каждый человек должен быть патриотом своей страны. Он должен знать и любить традиции и не нарушать их. Патриоту нельзя забывать о тех людях, которые воевали, он должен уважать их. Патриот никогда не должен отзываться о своей стране плохо». (Акакий Тодуа, грузин, учащийся 11-го класса).«Патриотизм. Это чувство, которое не у всякого может быть, чувство, которое сложно объяснить, передать словами, но я знаю, что любой человек в душе хранит и знает свое значение этого слова». (Адеми Аргымбаева, киргизка, учащаяся 11-го класса)«Патриот – это своеобразный герой, великий человек». (Ирина Андреева, русская, учащаяся 9-го класса, двукратная чемпионка Европы по гребли на байдарках и каноэ)Заместитель директора по воспитательной работе Елена Прибылова разработала программу ДОО «Профессия». Профориентационная работа со школьниками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику в ответе на вопрос: «Зачем я вообще учусь?».«Работая по этой программе, ребята получают: интересную жизнь, наполненную делами с участием в них самих ребят; возможность проявить себя, показать свои способности и таланты; выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих; возникновение таких отношений с учителями, учениками и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения и равноправия», – считает Елена Михайловна.Задачу воспитания подрастающего поколения как настоящих патриотов, активных граждан своей страны помогает решать детское общественное объединение пионерская дружина «Орлята», основными направлениями деятельности которой стали развитие положительных личных качеств у детей путем их вовлечения в различные виды деятельности; формирование нравственных качеств личности, воспитание устойчивой жизненной позиции; создание оптимальных условий для воспитания у детей патриотизма и гражданской ответственности; формирование национального самосознания; сохранение преемственности опыта поколений.Пионеры составили хронику Великой Отечественной войны по страницам газеты «Пионерская правда» 1941-1945 годов, из которой дети узнали о буднях войны и жизни их сверстников. В школе прошел удивительно яркий слет, посвященный 90-летию пионерской организации, на котором присутствовали ветераны пионерского движения разных лет, для которых учащиеся пионерской дружины «Орлята» подготовили содержательный и необыкновенный концерт, после него состоялся торжественный прием-посвящение новичков в пионеры. Это были дети разных национальностей, которые осознанно делали этот поистине патриотический шаг. Шаг, который стал для них одной из ступеней по лестнице, под названием жизнь.В своей работе с родителями мы добиваемся создания обстановки взаимного уважения и взаимной требовательности, понимания того, что межнациональные отношения – это проблема не только школы, но и семьи. В самом начале своей работы учителю и психологу необходимо определить ценностные ориентиры семьи мигранта, выяснить дальнейшие перспективы их жизни в нашей стране, городе. Конечно, надо иметь в виду образовательный уровень родителей учащегося, то, обладают ли они необходимым опытом взаимоотношений с людьми другой национальности.Педагогический коллектив школы старается так работать с конкретным ребенком, который пришел в школу со своим национальным менталитетом, чтобы тот понял, он интересен в кругу школьных друзей, тогда агрессия, непонимание уходят. Ученик становится более активным, дружелюбным, терпеливее относится к людям других национальностей, у него появляется гордость за сопричастность к делам класса, школы, города, в котором он живет.У нас особые условия – мы живем в крупнейшем российском мегаполисе и можем пользоваться уникальными памятниками культуры, можем посещать картинные галереи и замечательные музеи, можем совершать интересные поездки. Мы активно участвуем в мероприятиях города, Северного округа, района. В этом году школа провела муниципальный праздник «Сохраним планету вместе!», посвященный Дню толерантности. В своей работе мы используем опыт школ Москвы, Республики Белоруссия, школы №10 города Витебска, школы №7 г. Кохма Ивановской области, сейчас у нас завязываются дружественные отношения со школой №2 города Ржева.В наших перспективных планах подготовка и издание «Энциклопедии интернациональной дружбы», основу которой составят работы ребят, которые расскажут, какие они интересные и креативные, как гордятся своими достижениями, своей семьей, своими друзьями, своей Родиной, постоянная выставка «Лучшие люди нашей страны». Мы хотим накопить как можно больше положительного опыта, развивать детей на позитиве, чтобы в мир они выходили оптимистами, с твердой жизненной позицией. В своей работе мы планируем использовать уникальный опыт общения студентов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы времен СССР. Верим, что наши выпускники сохранят в своей памяти, что школа их обогрела, воспитала и объединила, дала напутствие на дальнейшую жизнь.Нашему обществу нужен не потребитель и обыватель, нам нужен борец, созидатель и творец!Евгений СИДОРОВ, директор школы №694, почетный работник общего образования РФИнформацияОпыт воспитательной работы, который реализуется в школе, освещен в сборниках:    Реализация модели профессиональной компетентности классного руководителя. МГПИ, изд. ACADEMIA. АПК и ППРО, Москва, 2010 г.    Система воспитательной работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении. МГПИ, изд. ACADEMIA. АПК и ППРО, Москва, 2010 г.    Шестилетняя начальная школа как основа качественной адаптации и социализации учащихся при переходе с начальной ступени на среднюю. Изд. Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва, 2011 г.    Сборник «Мониторинг и диагностика детских объединений – субъектов модернизации школьного образования». Изд. Института Академии истории педагогики, второй выпуск, 2011 г.    Моделирование содержания профессиональной компетентности классного руководителя. МГПИ, изд. ACADEMIA. АПК и ППРО, Москва, 2009 г.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту