search
main
0

Дать педагогу инструментарий

Функциональная грамотность актуальна и для ребенка, и для наставника

Что такое функциональная грамотность и почему она стала трендом современного школьного образования? Как школы Московской области внедряют новации в классические уроки? Об этом рассказывает Рауза МОШНИНА, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин Академии социального управления.

Рауза МОШНИНА

 

– Рауза Шамилевна, почему сегодня так много внимания уделяется формированию функциональной грамотности школьников?

– Действительно, сегодня это одна из важнейших задач, поставленных перед общеобразовательной школой, и мы решаем ее всей педагогической корпорацией.

Вечная проблема педагогики – чему учить и как учить – сейчас приобретает особую остроту. Очевидно, что знаний, умений и навыков, которые мы традиционно формируем у наших учащихся, им уже не хватает, чтобы стать успешными в жизни. И прежде всего это связано с продолжительными сроками обучения в современном мире. За время обучения устаревает информация, которую мы вкладываем в сознание ребят, утрачивают актуальность навыки, которые мы формируем у них в ходе обучения. И, будучи обученными, ребята оказываются не готовыми к жизни. Поэтому и актуален вопрос: каким должен стать результат общего образования, чтобы обеспечить успешную самореализацию наших ребят в жизни? Многочисленные и очень разноплановые поиски ответа на этот вопрос в России и других странах позволили сформулировать этот результат как функциональная грамотность. И это не статичный результат, который можно сформировать один раз и потом на нем ехать дальше в течение всей жизни. Это динамичный, постоянно развивающийся вместе с человеком результат, это знания и навыки, которые помогут ему решать проблемы, с которыми он неизбежно столкнется.

Академия Министерства просвещения России разработала программы повышения квалификации для учителей, которые позволяют подготовить педагогов к формированию этого принципиально нового результата.

– Что меняется в работе педагогов с введением функциональной грамотности?

– Для педагогов прежде всего возникает огромное количество вопросов. И первый вопрос: достаточно ли традиционного содержания, чтобы обеспечить этот новый результат? Пока мы отвечаем: да, той базы, на которой мы всегда формировали у ребят фундаментальные навыки, достаточно. Пойти нужно дальше: они не только должны знать, но и уметь применять эти знания.

И поэтому второй вопрос, который возникает у учителей: как с помощью этого традиционного содержания сформировать принципиально новый результат? Этот вопрос упирается в технологии преподавания, обучать теперь нужно по-другому. И это очень большая проблема, потому что нет готовых методик формирования компонентов функциональной грамотности. Идет активный поиск, мы изучаем и обобщаем опыт, который эмпирически сложился у учителей.

В том числе мы изучаем международный опыт формирования функциональной грамотности. Однако в разных странах системы образования устроены по-разному, и прямой перенос из одной страны в другую не всегда дает положительные результаты.

Сейчас постепенно идет теоретическое обобщение опыта – написано много статей, монографий, защищаются диссертации. Но единой общей методики формирования функциональной грамотности пока нет.

– Нужно ли объяснять родителям, что такое функциональная грамотность? Нужны ли их помощь и поддержка учителям, заинтересованы ли они в развитии новых подходов в обучении?

– Это скорее еще одна педагогическая профессиональная проблема, с которой сталкиваются все учителя, которые занимаются формированием функциональной грамотности. Современные родители плохо понимают, чему и как учат в нынешней школе. Это логично: все то, что происходит в сегодняшней школе, очень непохоже на то, как учились они сами. И родители часто задают вопросы, даже предъявляют претензии, что образовательный процесс организован неправильно, не так выглядят учебники, непонятно, чем занимаются дети в школе. И это говорит о том, что сегодня учителям надо уделять работе с родителями не меньше внимания, чем работе с детьми. Им нужно объяснять, что происходит и зачем, потому что именно они определяют генеральные направления в воспитании собственных детей. Это, кстати, зафиксировано и в Законе «Об образовании в РФ», и в образовательном стандарте. Поэтому сегодня важно научить учителя правильно разговаривать с родителями.

– Как и кто учит педагогов в Московской области?

– В АСОУ с начала 2022 года ведется большая работа по подготовке педагогов по программам, предложенным Академией Министерства просвещения. Есть результаты, которые мы уже наблюдаем в образовательном процессе областных общеобразовательных организаций. Мы видим первые изменения и в образовательном процессе, и в сознании педагогов. Учителя теперь по-другому трактуют результаты образования, ищут способы достижения этих результатов. Конечно, не все изменилось и в полной мере соответствует тем задачам, которые мы перед собой ставим. Сейчас мы прошли первый этап, который обеспечил базовую подготовку учителей.

Если все правильно усвоено педагогами, то есть смысл и цель двигаться дальше, развивать готовность учителей к формированию функциональной грамотности. Тем более это такой результат, который состоит из нескольких частей: мы говорим о математической, читательской, естественно-научной грамотности. Это как раз те части функциональной грамотности, которые неразрывно связаны с предметным содержанием. То есть на основании предмета «Математика» формируется система математических понятий и умений, которые должны быть перенесены на содержание других предметов, и тогда они становятся универсальными, и тем самым вкладываются именно в функциональную грамотность. То же самое относится и к читательской, и к естественно-научной грамотности.

Очень важным компонентом функциональной грамотности являются глобальные компетенции. Этот компонент как связующий раствор объединяет все другие блоки функциональной грамотности. Глобальные компетенции, или как их называют 4К – коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативное мышление, должны быть сформированы на всех предметах без исключения и должны войти в состав всех других компонентов функциональной грамотности. Поэтому сейчас каждый учитель-предметник и учитель начальной школы обязаны четко понимать, что глобальные компетенции должны буквально жить на каждом уроке, на каждом занятии. Они потому и называются глобальными, что уровень осведомленности ребят и уровень применения полученных знаний нужно довести до уровня, соответствующего решению глобальных проблем человечества.

– Подходит к концу год активной работы с учителями Подмосковья по формированию функциональной грамотности. Какие знания получили педагоги? Насколько объемную работу им пришлось проделать?

– Да, активная целенаправленная работа велась с начала 2022 года на основании программ Академии Министерства просвещения. Подготовительная работа шла и раньше. Прежде всего мы организовали курсовую подготовку педагогов. Все категории педагогических работников Московской области прошли 36‑часовую обучающую программу – и директора, и завучи, и все учителя-предметники, и учителя начальных классов.

Определены региональные координаторы по всем компонентам функциональной грамотности, еженедельно проводятся вебинары. Также теперь все научные конференции – региональные, всероссийские, международные – включают в программу вопросы формирования функциональной грамотности. Множество мероприятий организуют российские издательства, которые разрабатывают пособия для учителей и учащихся, направленные на формирование отдельных компонентов функциональной грамотности.

Можно сказать, что мы находимся на стадии введения учителей в понимание вопроса, что такое функциональная грамотность, из чего она состоит, какие требования предъявляются к результатам. Следующий этап – дать педагогу инструментарий, как, собственно, ее формировать.

Зоя ЛАРИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте