search
main
0

Дать одаренному шанс

​Образование должно отвечать запросам общества. Но запрос общества не просто тот запрос, который персонифицирован в запрос какой-то административной структуры или какого-то конкретного, пусть даже обладающего властью и полномочиями лица. Запросы общества – это отражение тех объективных процессов, которые сегодня происходят в нашем изменяющемся обществе.

Сегодня есть по крайней мере три характерные тенденции, на которые надо обратить внимание и учитывать при проектировании новой системы образования, что предусматривает программа развития образования Москвы на пять ближайших лет. Первая тенденция: наше общество становится все более информационным, возрастают темпы обновления знаний, технологической вооруженности. Все это требует формирования принципиально новых способностей, новых компетенций, компетенций, связанных с непрерывным образованием. Мы учимся на протяжении всей жизни, но как бы хорошо мы ни были вооружены на нынешнем этапе, нам предстоит дальнейшая работа в этом направлении. Школа должна быть готова к тому, чтобы готовить человека к выбору и реализации своей индивидуальной траектории образования. Вторая тенденция: наше общество – это общество разнообразия. Общество разнообразия требует от нас искусства культуры и диалога. Совершенно справедливо говорит вице-мэр Ольга Голодец о том, что утрачена вера в эффективность диалога, утрачено искусство диалога, и, наверное, кооперация сотрудничества должна встать в центре внимания современной школы, о чем, собственно, и идет речь на многих конференциях. Третья тенденция: наше общество – это общество социальной неопределенности. Социальная неопределенность – это ситуация, когда мы должны действовать тогда, когда не знаем, куда пойти, что принести, что сделать, какие средства можно использовать. Можно сказать, что неопределенность – это дефицитарность информации, но это было бы неверно. Неопределенность связана с тем, что полидетерминированность на основе глобализации общества, изменение процессов, смена этих процессов, трудности построения прогнозов выбора пути предъявляют принципиально новые требования к личности. Это требования, связанные с возможностью делать личностный выбор, с возможностью проектировать как свой собственный путь развития, так и путь развития общества. Если мы говорим о (в более узком смысле) информационной неопределенности, о своеобразной демонизации СМИ, то именно медиакомпетентность, то есть умение плыть в этом бурном, штормящем море агрессивного воздействия, воздействия, которое использует все современные технологические новинки, то, наверное, именно школа должна вооружить этой медиакомпетентностью подрастающее поколение. Такие программы медиаобразования сегодня существуют. Мы очень часть оперируем цифрами и говорим: столько-то процентов аудитории посмотрели передачу «Пусть говорят». На факультете психологии, в Центре социологии и образования РАО неоднократно проводили исследования того, как строится эта коммуникация в медиапространстве. В результате был выявлен феномен разорванной коммуникации, когда коммуникаторы и аудитория исходят из разных посылок, не понимая друг друга. Наши исследования показали, что на самом деле ситуация далеко не такая плохая, что наши подростки, юноши и девушки в чем-то значительно опережают наши представления об уровне их компетентности в выборе тех телепрограмм, которые для них интересны. Не надо недооценивать наших детей. Меняется общество – меняются требования к системе образования. Меняется и сама роль образования в обществе. Образование не должно догонять запросы – образование должно создавать зону ближайшего развития, конструировать наше будущее, будущее нашего общества. Ребенок не может не меняться в новых социальных условиях, такие изменения происходят. Детство – это социокультурный феномен. У нас детство удлиняется, меняется его содержание, меняются пристрастия, интересы, ценности детей, ребенок сегодня другой, учитель это знает. Мы входили в класс 10-20 лет назад – ребенок был одним, сегодня ребенок изменился. Есть еще одна тенденция, которая заставляет очень серьезно думать о перспективах модернизации образования, – это поляризация. У нас сегодня дети разные, мы проводим летние школы для учителей, ставим на обсуждение наиболее актуальные проблемы учителей. Это проблема девиантных детей и проблема талантливых, ведь с одаренными детьми работать сложно. У нас есть две группы детей, причем поляризация за последние десятилетия резко усиливается: одна группа – дети трудные, проблемные, девиантные, вторая группа – дети одаренные, талантливые, продвинутые. Но все это наши дети, и все они нуждаются в нашем внимании. Сегодня мы наблюдаем разнообразие моделей жизненного успеха. Исследование мотивации, исследование ценностей – это одна из приоритетных психологических тем. Уже на протяжении нескольких лет мы проводили не совсем лонгэтюдные исследования, но нечто вроде мониторинга изменения ценностей подрастающего поколения. Да, на первых местах у нас действительно стоит ценность личных достижений, личного успеха. Для современной молодежи главная ценность – личный успех. Но не надо этого бояться, потому что следующий вопрос – что они понимают под этим успехом. Наряду с самыми значимыми ценностями выступают ценности материального благополучия, ценности здоровья, что характерно, ценности безопасности и ценности, которые можно определить как ценности потребления. У нас недавно вошло в обиход это понятие – ценность потребления, теперь ценность потребления стоит на одном из первых мест. Надо ли этого бояться, как к этому относится? Надо понимать, что есть ценности цели и есть ценности средства. Если ребенок в школе, в семье понимает, что есть высокий уровень материального благосостояния, но путь к нему лежит через систему образования, через его компетенции, то, наверное, это изменит его отношение к образованию. Дальше больше – если он будет реальным субъектом, то есть человеком, который определяет для себя, чему он будет учиться, как он будет учиться, и у него возникнет новая мотивация, его ценности тоже изменятся. Поэтому не надо бояться этих ценностей. Мне кажется, очень важно изменить общую общественную социальную установку по отношению к образованию. Она в принципе меняется, это можно видеть, например, по тому, что сейчас больше людей хочет остаться в аспирантуре, больше студентов хочет продолжить образование, больше абитуриентов заинтересовано в хорошем образовании, значит, что-то действительно меняется. Еще один важный момент связан с тем, что, говоря языком родителей, говоря языком детей, главный жизненный успех – найти свое место в обществе, быть востребованным. Здесь уже мостик к высокой ценности – быть реализованным, а реализация лежит через самосовершенствование, поэтому от целей ценности можно проложить путь к тем ценностям, которые позволят сделать наше общество более прогрессивным, лучшим, но это необходимо учитывать, это должно стать одной из основных частей работы педагога и школы.  Мы часто противопоставляем универсальность и вариативность, полагая, что универсальность – это единообразие, одинаковость, а вариативность – разнообразие, разные варианты развития. Такое определение вариативности состоит в том, что только универсальные способы познания, освоения мира становятся основой вариативности. Только после того, как ученик становится сам субъектом, сам управляет своей деятельностью, становится самоэффективным, возможно построение индивидуальных траекторий развития и их реализация. Обеспечение инвариантных способов поведения и познания в четырех сферах (это сфера мотивации учения и нравственно-этической ориентации, сфера познания, умения работать с информацией, сфера кооперации, сотрудничества, коммуникация и сфера управления, организации своей деятельности) позволит нам перейти к вариативности образования и обеспечит каждому человеку, каждой личности свое пространство жизненного успеха.  Ольга КАРАБАНОВА,  заведующая отделом методологии  развития образования Центра  стратегии развития образования и  организационно-методической поддержки программ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте