По статистике, в Москве проживают более 26 тысяч детей-инвалидов, из них около двух тысяч – это дети и подростки, имеющие нарушения слуха (глухие и слабослышащие). Каждый из них имеет право на качественное профессиональное образование, и в последнее десятилетие в системе профессионального образования глухих и слабослышащих в Москве произошли существенные изменения – расширился доступный спектр перспективных профессий и специальностей, повышаются уровень и качество профессионального образования молодежи с нарушениями слуха.
Мосгордума 28 апреля 2010 года приняла закон №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», который расширил и конкретизировал правовое поле для организации профессионального образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы среднего профессионального образования. Многие школы I-II вида (для глухих и слабослышащих детей) дают своим воспитанникам знания в объеме не только основного общего образования (1-2-я ступень общеобразовательной школы), но и на 3-й ступени – общего (полного) образования. На этой ступени обучения школы проводят значительную профориентационную работу и допрофессиональную подготовку в стенах школы самостоятельно или совместно с учреждениями профессионального образования. Это позволяет выпускникам рассчитать свои возможности, определиться в выборе профессии или специальности и уровня получения профессионального образования (профессиональная подготовка, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование).Получение профессионального образования для неслышащего подростка становится главным на этапе вхождения его во взрослую жизнь. В настоящее время создаются новые взаимоотношения между специальным и профессиональным массовым образованием, развиваются профессиональные учреждения комбинированного типа, включающие в себя как группы здоровых подростков, так и с нарушениями слуха. Наш профессиональный колледж №39 в течение 15 лет занимается интегрированным профессиональным образованием подростков и молодежи с проблемами слуха. Проблемы социальной и образовательной интеграции мы рассматриваем как рационально организованное взаимодействие общей и специальной систем образования. Сохранение единого образовательного пространства, включение молодежи с нарушениями слуха в общий образовательный процесс предусматривают ее участие во всех видах и формах деятельности наравне со всеми студентами колледжа.Опыт нашей работы позволяет нам утверждать, что для успешного обучения неслышащих студентов ОУ должно не просто включать их в образовательный процесс, а проводить комплекс мероприятий по оказанию дополнительных коррекционных услуг, включающих в себя систему психолого-педагогического и социального сопровождения. Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения подростка в социум. Такой подход в вопросах обучения и воспитания неслышащих раскрыт в работах Л.С.Выготского, который видел личность и среду как целостность, считал, что социальная среда имеет первостепенное значение для развития подростка (ребенка) с ограниченными возможностями здоровья: «Социальное воспитание… основа воспитания глухонемых, потому что научиться речи вне общественной жизни так же нельзя, как нельзя, стоя на берегу, научиться плавать».В нашем колледже профессиональное образование осуществляется по 10 специальностям, 8 профессиям НПО и более 15 профессиям профессиональной подготовки. Для молодежи с проблемами слуха мы предлагаем профессии по металлообработке, специальности по технологии машиностроения, охраны окружающей среды. Профессиональная подготовка осуществляется для школьников 8-9-х, 10-11-х классов и на базе НПО. Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование – на базе 9-х и 11-х классов, профессиональной подготовки и начального профессионального образования.Если говорить о перспективах профессионального образования, то в колледже выстроена система последовательного непрерывного профессионального образования (ПП – НПО – СПО). Студенты с проблемами слуха, успешно завершившие один из этапов образования (ПП, НПО), могут продолжить обучение на следующей ступени НПО, СПО.Из 1773 студентов колледжа ежегодно обучаются около 200 студентов с ограниченными возможностями здоровья, из них 60 человек – инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие). Из числа студентов – инвалидов по слуху мы комплектуем специальные группы по 6-8 человек. Это соответствует нормативным документам для образовательных учреждений I-II вида, позволяет учитывать в образовательном процессе психофизиологические особенности обучения глухих и слабослышащих, но по желанию родителей и с учетом степени снижения слуха студенты – инвалиды по слуху могут обучаться в массовых группах.Имея определенный опыт работы, администрация колледжа приняла решение о создании в 2007 году в рамках городской экспериментальной площадки Центра профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по слуху). К работе в нем были привлечены руководитель Центра (методист), сурдопедагог, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, переводчики-дактилологи, преподаватели и мастера производственного обучения.Мы разработали программу сопровождения студентов с проблемами слуха, она же определяет основные направления работы Центра: создание безбарьерной среды обучения студентов с нарушением слуха; психологическое и социальное сопровождение обучающихся; соблюдение прав и гарантий студентов-инвалидов на получение образования в стенах колледжа; создание образовательного пространства, в рамках которого качественно реализовывались бы программы начального профессионального и среднего профессионального образования для этой категории студентов; формирование важнейших профессиональных умений, различных аспектов социальной компетентности и понимания того, что от уровня образованности и собственных волевых усилий зависит их благополучие и вся дальнейшая жизнь; организация работы педагогов и мастеров производственного обучения на основе принципов коррекционно-развивающей направленности, личностно ориентированного подхода; совершенствование УМБ образовательного процесса и использование в образовательном процессе средств слухоречевой коммуникации.Одной из задач Центра в рамках программы стала интеграция обучающихся с нарушениями слуха в образовательное пространство колледжа. Процесс интеграции связан с созданием условий для успешного обучения студентов с нарушениями слуха. Прежде чем начинать работу со студентами, важно знать особенности их личности, выявить уровень их развития. Для этого педагог-психолог Центра проводит диагностику психологических особенностей обучающихся, полученные данные позволяют выстраивать индивидуальную работу с неслышащими студентами. У всех подростков с проблемами слуха присутствуют нарушения памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи, они получают информацию в меньшем объеме, у них нарушены процессы ее запоминания, сохранения, продуцирования (воспроизведения). Чтобы студенты могли легче овладевать учебным материалом, педагог-психолог проводит специальные занятия на развитие интеллектуальных способностей со студентами всех курсов, отдельно осуществляется психологическая поддержка процесса адаптации первокурсников. Часто первокурсники испытывают трудности из-за смены круга общения (новые знакомые среди слышащих и неслышащих); отличия процесса обучения в колледже от школьного, поэтому педагог-психолог проводит беседы с первокурсниками, выявляет трудности в общении со сверстниками и педагогами.Обобщенные результаты психологического обследования представляются на семинаре мастеров и преподавателей и родительском собрании в группах неслышащих обучающихся. Таким образом, работа педагога-психолога направлена на создание условий для ситуации успеха в процессе обучения студентов с нарушениями слуха, учета их психофизических возможностей и оказание помощи педагогам колледжа.Психофизические особенности развития обучающихся влияют на эффективность их образной памяти, восприятие и запоминание учебного материала, особенно специальных профессиональных терминов. Такого рода трудности требуют дополнительного учебного времени, четкого отбора изучаемого материала и кропотливой работы педагогов совместно с сурдопереводчиками над смысловым значением и правильностью применения специальной лексики. В нашем колледже этот процесс сопровождается индивидуальной и групповой работой сурдопедагога с неслышащими студентами.Деятельность сурдопедагога Центра заключается в закреплении информации, полученной на занятиях общеобразовательных и специальных дисциплин, в устной и письменной речи. Для того чтобы материал лучше усваивался, необходимо его использовать в разных конструкциях (словосочетания, предложения, тексты, диалоги), в разных ситуациях. Сурдопедагог проговаривает этот материал с каждым студентом с нарушенным слухом, вводит терминологию в их активный словарь.Для речи студентов с нарушенным слухом характерны маленький словарный запас, замена слов по внешнему сходству звучания слова, «недочитывание» окончаний слов или их неправильное употребление; как правило, у них плохо выраженная интонационная сторона речи. Чтобы строить занятия с учетом особенностей студентов, в начале учебного года мы проводим обследование речевого развития и слухового восприятия, чтобы затем на основе результатов обследования строить коррекционную работу. Для проведения индивидуальных коррекционных занятий сурдопедагог совместно с преподавателями специальных дисциплин или мастерами производственного обучения подбирает материал по специальности (профессии) обучающихся. На индивидуальных занятиях он предлагает подобранный материал слухо-зрительно (печатный текст, текст на доске, чтение с губ) и на слух с последующим продуцированием в речи. Особенности личности таких подростков, обусловленные глухотой, проявляются в непонимании обращенной к ним речи, коммуникативных барьерах, они недостаточно дифференцируют личностные и деловые отношения. Поэтому составная часть сопровождения образовательного процесса в группах неслышащих обучающихся – социальное сопровождение, то есть совместная работа психолога и социального педагога.По результатам анализа деятельности Центра в 2007-2008 учебном году были разработаны программы факультатива «Культура общения в современном обществе» и «Выпускник в условиях рынка труда». Содержание программы мы обсуждали в рамках экспериментальной площадки, оно получило положительную рецензию в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования. Цели программы мы определили так: реализация практической подготовки неслышащих студентов к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в условиях современного рынка труда; овладение опытом социального поведения для наиболее полной реабилитации и интеграции в социуме путем целенаправленного закрепления имеющихся навыков и приобретения новых; повышение общего и речевого развития неслышащих студентов, коррекция и дальнейшее развитие их коммуникативных навыков.На занятиях по формированию навыков коммуникации используются только устная и письменная формы речи, исключается жестовый язык, но присутствуют естественные жесты, поскольку эти занятия должны максимально приблизить учащихся к реальным ситуациям общения со слышащими людьми. Занятия чаще проходят в форме деловых игр, игровые упражнения очень раскрепощают студентов, сплачивают коллектив группы, студенты совершенствуют свои коммуникативные навыки.Организация и совершенствование образовательного процесса невозможны без методической работы ИПР, конференций, семинаров, «круглых столов». Для инженерно-педагогических работников колледжа мы проводим обучающие семинары. В 2010-2011 учебном году совместно с УМЦ Департамента образования начали работать курсы повышения квалификации для сотрудников московской системы среднего профессионального образования, входящих в сетевую экспериментальную площадку второго уровня. За последнее время наши педагоги пересмотрели методику работы в группах с неслышащими студентами, стали использовать активные формы обучения на занятиях (уроки-экскурсии, ученические конференции, защита студенческих презентаций и курсовых проектов, электронные образовательные ресурсы). Студенты под руководством своих педагогов занимаются проектной деятельностью, участвуют в предметных неделях, конкурсах профессионального мастерства совместно со своими слышащими товарищами. В прошедшем учебном году они приняли участие в городском конкурсе исследовательских проектов «Роль географии в современном образовании», «Глобальное потепление климата, его причины и последствия», в городской конференции «Проблемы молодежного и семейного чтения», где победили в номинации «Социальная значимость проекта», в городском конкурсе «Московские мастера-2011» по профессии «оператор станков с программным управлением». Умения и навыки, приобретенные в процессе учебных занятий, в объединениях системы дополнительного образования, способствуют повышению самооценки и формированию позитивного мироощущения. При этом расширяется жизненное пространство, повышается уровень самостоятельности, развивается инициативность, снижается тревожность.Неправильно было бы не назвать наших социальных партнеров. Научно-методическое сопровождение работы Центра осуществляется совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО; региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» проводит юридические консультации для студентов по вопросам прав инвалидов; сотрудники государственного специализированного Института искусств проводят с нашими студентами мастер-классы по эстетическому воспитанию и развитию коммуникативных способностей.Один из показателей эффективности работы колледжа – трудоустройство и занятость выпускников. Все наши выпускники социально адаптированы, интегрированы в социум. Если выпускник определенной ступени профессионального образования не трудоустроен, значит, он продолжает обучение на следующей ступени образования – НПО, СПО, ВПО. Государственное научно-производственное предприятие «Регион» дало положительные отзывы о студентах, проходящих у них практику, специалисты считают, что у наших студентов высокий уровень профессиональных компетенций и исполнительской дисциплины. В настоящее время уже получена заявка на выпускников 2011-2012 учебного года по профессии «оператор станков с программным управлением».Опыт работы позволил нам определить ключевые проблемы профессионального образования неслышащей молодежи в массовом колледже. Это прежде всего слабая информированность общественности о спектре образовательных услуг, образовательных траекториях колледжей для молодежи с проблемами слуха, недостаточная координация работы между школами I-II вида и колледжами. В массовых образовательных учреждениях системы профессионального образования, на наш взгляд, необходимо создавать структуры по сопровождению образовательного процесса учащихся и студентов с проблемами слуха, что регламентировано и законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
Комментарии