search
main
0

Дать, чтобы… отнять? В Петербурге из школ и детских садов собираются уволить бухгалтеров

В Петербурге до сих пор не снят с повестки дня вопрос о переводе образовательных организаций, ведущих самостоятельную бухгалтерию, в централизованную бухгалтерию. Актуальной эта проблема стала в прошлом году, когда на имя губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко было отправлено письмо за подписью председателя Комитета по финансам Алексея Корабельникова, в котором предлагалось весь функционал школьных самостоятельных бухгалтерий перевести в централизованные бухгалтерии при администрациях районов. По мнению главы финансового ведомства, удаление из образовательных организаций бухгалтеров и экономистов принесет бюджету существенную экономию средств.

Главный финансист города, давая пресс-конференцию, посвященную этому вопросу, объяснил, что бухгалтерская аутсорсинговая компания имеет большие преимущества перед отдельными специалистами, работающими в бухгалтериях ОО. Собственно, по словам Алексея Корабельникова, данный проект преследует несколько амбициозных целей. Первая из них, и, похоже, самая приоритетная, – повышение эффективности расходования бюджетных средств. По данным Комитета по финансам, например, в детском саду или школе один бухгалтер осуществляет расчет заработной платы на коллектив численностью от 50 человек, а один расчетчик заработной платы в централизованной бухгалтерии имеет возможность обслуживать до 500 человек. Таким образом, те же самые операции могут совершаться меньшим объемом трудовых ресурсов, отчего опять же, по мнению финансовых специалистов, повышается эффективность. При этом результатом проекта, как подчеркивают его инициаторы, станет не просто сокращение ассигнований госучреждениям в результате централизации, но высвобождение денег и направление их на основную деятельность организаций, то есть на закупку оборудования, выполнение майских указов Президента РФ и т. д.Помимо экономии бюджетных средств Комитет финансов собирается создать единообразные условия подхода к введению бухгалтерского учета во всем городе. Другими словами, использовать единое программное обеспечение, единые справочники, что в среднесрочной перспективе позволит получить экономию и по обслуживанию программного обеспечения, и по приобретению аппаратного комплекса. Централизация позволит также получить аналитику всего города, которую в дальнейшем можно использовать для принятия управленческих решений, в частности, в сфере закупок.Еще одной целью инициаторы проекта видят консолидацию квалифицированных специалистов. Оказывается, главами администраций районов отмечается, что сегодня в ряде учреждений качество бухгалтерского учета оставляет желать лучшего, а это приводит к искажениям бухгалтерской отчетности, к многочисленным ошибкам, которые приходится исправлять на уровне централизованной бухгалтерии. Поэтому качество составления бухгалтерской отчетности должно быть повышено за счет высококлассных специалистов, пришедших работать в централизованную бухгалтерию. Правда, откуда возьмутся эти кадры, Алексей Корабельников не прокомментировал.Данная инициатива вовсе не обрадовала хозяйственно автономных директоров школ и заведующих детскими садами. Прежде всего потому, что многие ОО уже много лет работают в режиме самостоятельности и научились нести персональную ответственность за исполнение бюджета, а это, по сути, главный показатель эффективного расходования средств. Такие ОО сами работали с расчетными счетами учреждения, то есть умели взаимодействовать с банковскими организациями. Также нужно учитывать, что собственная бухгалтерия удобна коллективу, когда необходимый работнику документ выдается по первому требованию. В случае с централизованной бухгалтерией за любой справкой придется ехать, заказывать ее, ждать в очереди.Сегодня в среднем в школе работают 3 человека – главный бухгалтер (планирование деятельности, всевозможная отчетность), бухгалтер по зарплате (налоги, зарплата, соцстрахование, больничные листы, выполнение указов по уровню средней зарплаты по экономике) и экономист, который ведет госзаказ. Как отзываются руководители ОО, это, по сути, специалисты-многостаночники высокого класса, которые умеют и зарплату рассчитать, и материальный учет вести, и составить план финансово-хозяйственной деятельности, и т. д. Все главные бухгалтеры занимаются госзакупками и являются руководителями контрактной службы. За долгие годы работы в бюджетной организации подобные специалисты становятся настоящими асами, практически незаменимыми. Если говорить о централизованных бухгалтериях, то в них, как правило, каждый бухгалтер ведет 3-4 образовательные организации, у него только одно направление – расчетный отдел или материальный отдел.По мнению директоров ОО, оптимизация численности трудовых ресурсов за счет выдворения из школ и детских садов бухгалтерских работников вопрос, конечно, спорный, но даже не он главный. Катастрофичность предстоящих перемен они видят в том, что произойдет возврат в систему, которая была не лучшей и от которой старались отказаться. Несколько лет назад общая концепция государственного развития была такова: максимально раздать собственность и таким образом усилить персональную ответственность за исполнение бюджета, за эффективное расходование бюджетных средств. Причем не было ни одного года, чтобы ОО, осуществляющие самостоятельную хозяйственную деятельность, не выполнили бюджет. На взгляд опытных управленцев, не логично отказываться от системы, которая вносила неоценимый вклад в исполнение бюджета района города. Кроме того, в памяти руководителей ОО уже есть пример подобной централизации, когда питание было отдано на откуп аутсорсинговой компании. К примеру, представители чужих организаций готовили пищу в пищеблоках ОО. Некоторые заведующие детскими садами с содроганием вспоминают этот период, потому что приходилось буквально ночевать в детских садах, проверяя качество приготовленной пищи. К примеру, однажды технолог с высшим образованием из некоего комбината питания не нашла ничего лучше, как приготовить картофельное пюре, пропустив сырой картофель через мясорубку и бросив эту «кашу» в кипяток. Сегодня от идеи повального централизованного питания в Петербурге отказались. Зато пришли к идее централизованной медицины. Теперь одна медсестра работает на несколько детских садов или школ, а педагоги и воспитатели проходят обязательные курсы по оказанию первой помощи детям. Возможно, угадали с экономией, зато в случае беды помощь ребенку будет оказывать не профессионал. Что может из этого выйти, даже не хочется думать.По такому ли сценарию будет развиваться попытка централизовать бухгалтерии ОО? Вполне вероятно, считают руководители образовательных организаций. В централизованной бухгалтерии специалисты, по сути, ни за что не отвечают, однако в случае их ошибки отвечать за все придется директору. Кроме того, руководитель ОО,  у которого нет своей бухгалтерии, может не знать, как распределяется зарплата его сотрудников, какие траты осуществляются и т. д. Он, по сути, станет курьером, который будет вынужден постоянно ездить в централизованную бухгалтерию, чтобы прояснить те или иные рабочие моменты. Сегодня у каждого управленца есть собственная электронно-цифровая подпись, и, поставив ее под тем или иным документом, он несет полную ответственность. Кому перейдет это право в случае перехода в централизованную бухгалтерию? А если право подписи останется за руководителем ОО, то как он будет отвечать за финансовые процессы, которых не видит?Главный финансист на той же пресс-конференции пообещал, что не все ОО встанут на рельсы «централизации», однако его же заявление о том, что «централизация экономически оправданна», оставляет мало шансов на иной подход к делу. Обращение петербургских директоров ОО на имя Георгия Полтавченко с просьбой отказаться от реализации данного проекта, увы, не сыграло решающей роли. Сегодня в районах опять поднимается данная тема, и руководители районных отделов образования настоятельно рекомендуют руководителям ОО отказываться от самостоятельности. То, что переход на централизацию – дело добровольное, похоже, мало кого волнует: главам администраций, являющихся учредителями ОО, тоже не хочется стоять в оппозиции и выглядеть «негосударственниками». А руководителям ОО, которые недовольны текущим положением дел, непрозрачно намекают на пресловутую статью 278, позволяющую уволить работника без объяснения причин. Если все же, как обещал председатель Комитета финансов, в 2017 году процесс перевода бухгалтерий под централизованное «крыло» будет запущен, то, по мнению руководителей ОО, это станет возвратом в «дикое» прошлое. Труднее всего в этом случае придется ОО районного подчинения, потому что они напрямую зависят от учредителя и распорядителя бюджетных средств – главы района. Большую роль снова станут играть личные связи, а не результаты труда директора ОО.Справка По данным Комитета по образованию, в 2016 году в Санкт-Петербурге 38,5% образовательных организаций имели самостоятельные бухгалтерии, 61,5% – централизованные.Помимо экономии бюджетных средств Комитет финансов собирается создать единообразные условия подхода к введению бухгалтерского учета во всем городе. Другими словами, использовать единое программное обеспечение, единые справочники, что в среднесрочной перспективе позволит получить экономию и по обслуживанию программного обеспечения, и по приобретению аппаратного комплекса.По мнению директоров ОО, оптимизация численности трудовых ресурсов за счет выдворения из школ и детских садов бухгалтерских работников вопрос, конечно, спорный, но даже не он главный. Катастрофичность предстоящих перемен они видят в том, что произойдет возврат в систему, которая была не лучшей и от которой старались отказаться. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте