Если станешь рассматривать лица в толпе,Ты заметишь учителя сразу.Ты увидишь его ясный свет вдалеке,Тихий свет, еле видимый глазу.У учителя очень большая душаИ горячее сильное сердце.Чтобы души других воспитать не спешаИ открыть в них для знания дверцы.Аристотель сказал, тот, кто темен и сер,Тот останется мертвым навеки,А для жизни живой – только знание – свет.Только знание свет человеку.
Это поэтическая проба моей дочери Марии ко Дню учителя.Она тогда только перешла в 5-й класс и сложно переживала полный горького опыта переход из прогимназии в среднюю школу. Дело в том, что Маше очень повезло с ее первой учительницей. Видимо, ее образ до конца будет вкладываться в каждого учителя, встреченного ею на жизненном пути… Ольге Николаевне Шилиной с легкостью давались чудеса. Она с искрометным юмором управлялась с очень непростым классом. Ей удавалось не сравнивать детей, а оценивать каждого отдельного ребенка соответственно его достижениям. Детям в голову не приходило, что кто-то хуже, кто-то лучше. Ей удавалось обходиться без насилия, без назидательности, без запугивания, без унижения, без невыгодного сравнения, без агрессии и отрицательного закрепления…Можно вынуть из ребенка результат: можно заставить зубрить под страхом, взять на слабо, стравить в соревновании… отрицательное закрепление, бесспорно, дает эффект. Но быстрыми одноразовыми задачами, построенными на этом принципе, очень легко убить любопытство. Сейчас уже понятно, что полицейский подход в образовании, запугивание отторгают от учебы. А задача учителя очевидна – приучить любить учиться. Ребенок, полюбивший учиться, будет учиться всю жизнь. Везде и всегда.Сейчас время сложных технологий, сложных логистик, которые требуют развитого абстрактного мышления. Сейчас нужно умение из моря информации получить нужную, систематизировать ее, умение поставить задачу, выбрать критерий оценки, правильно составить мотив, сейчас необходимо умение анализировать, умение составлять логические последовательности… механическая память почти не задействована… все, что нужно человеку, хранится теперь вне его головы. Сейчас работает ассоциативная память. А для нее нужно развитое воображение.4/5 успеха – донесение до каждого ученика интереса к предмету. Не бывает ленивых и прогульщиков – бывает отсутствие мотивации… Встретить влюбляющего в предмет, дарящего «истины на вырост» учителя большая удача. И мое сердце радуется тому, что в нашем лицее в этом смысле уникальная ситуация… кажется, впервые в жизни я услышала от Марии: «Скорее бы кончались каникулы, так хочется в школу!»Любовь ТОЛКАЛИНА,мама ученицы школы №1525, актриса театра и кино
Комментарии