search
main
0

Данный законопроект был инициирован фракцией объединения “ЯБЛОКО” Государственной Думы РФ на основе идей, выдвинутых представителями педагогической общественности (Форум “Российская школа”, Федеральный институт планирования образования, Академия администраторов образования, объединение “Образование для всех” и др.). Это именно проект, а не окончательный текст. Данной публикацией разработчики документа приглашают всех заинтересованных лиц к его конструктивному обсуждению и будут благодарны за все замечания и дополнения.

С особой благодарностью будут приняты предложения по обеспечению защиты прав ребенка в образовательном процессе, усилению роли семьи и общественности в области школьного образования, а также по созданию нацеленных на это правовых механизмов.

Руководители проекта – Э.Днепров, С.Митрохин, А.Пинский

Ведущие разработчики – Е.Бунимович, М.Левицкий, М.Митькина, М.Мусарский, Н.Степченков, В.Фирсов, С.Хурсевич

Проект

Федеральный закон

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об образовании” государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данный Федеральный закон направлен на создание действенной правовой и экономической базы, конкретных норм и механизмов реализации государственных гарантий по обеспечению указанных конституционных прав граждан на общее образование.

Подавляющее большинство граждан получает общее образование в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Соответственно данный закон основной своей целью имеет установление четкой законодательной и экономической основы эффективного функционирования и развития российской школы. При этом закон целенаправленно ориентирован на радикальное изменение негативной ситуации, сложившейся за последние годы в системе школьного образования, и на реализацию принципа приоритетности образования.

Настоящий закон устанавливает нормы, необходимые для реализации ряда принципов заложенных Федеральным законом “Об образовании”, но не осуществленных с момента его принятия (ни в первой редакции 1992 года, ни в действующей редакции).

В основе законопроекта – системное решение трех взаимосвязанных ключевых проблем: определение государственных стандартов общего образования; установление структуры и механизма нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений; создание четкой схемы межбюджетных отношений, которая позволяет регионам и муниципальным образованиям Российской Федерации выполнять свои обязательства по отношению к находящимся в их ведении общеобразовательным учреждениям, а также обеспечивает защиту средств, предназначенных на бюджетное финансирование общего образования, от нецелевых расходов.

Законопроект вводит следующие принципиальные новации, установление и реализация которых насущно необходимы российской школе:

1. Законодательно определяется государственный стандарт общего образования с указанием конкретных изучаемых образовательных областей и общих объемов их освоения – 10.250 уч. часов (за базу взяты в целом существующие на сегодня объемы учебных планов школ и действующие санитарные нормы), в том числе 7.500 уч. часов – на федеральный компонент образовательного стандарта (при этом законодательно закрепляется дополнительное финансирование в объеме 1.475 уч. часов, необходимое для деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов).

В целях снижения значительных перегрузок учащихся проводится некоторое сокращение, на 8-9% общеобязательного объема школьной нагрузки по сравнению с имеющимися на сегодня объемами максимальной школьной нагрузки. При этом снижение обязательной, требуемой стандартом нагрузки не влечет сокращения фактических объемов финансирования зарплаты педагогов (см. п. 9 настоящей Записки и соответствующие статьи законопроекта). Тем самым решается одна из глубинных и до сих пор не решенных проблем школы – когда учителя экономически заинтересованы в росте учебной нагрузки и соответственно в дальнейшей перегрузке учащихся.

2. В рамочном виде формулируются основные характеристики восьми образовательных областей, входящих в государственный образовательный стандарт, и определяется учебное время, отводимое на их освоение в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта по ступеням общего образования (в начальной, основной и старшей школе).

3. Определяются по ступеням обучения учебное время, отведенное на освоение национально-регионального компонента образовательного стандарта, и время, передаваемое в непосредственное ведение общеобразовательного учреждения (“школьный компонент”), что является одним из важных факторов сохранения и углубления вариативного образования.

4. В целях устранения существующей значительной перегрузки учащихся определяются нормативы предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки и максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включая сюда и обязательные домашние задания.

5. Законодательно устанавливается срок полного общего (среднего) образования как 11-летний; определяется, что изменение этого срока, например, на 12 лет, возможно только на уровне федерального закона.

6. Вводится профильность обучения в старших классах общеобразовательных учреждений, устанавливаются четыре основных профиля: универсальный, гуманитарный, естественно-математический, технологический. Реализация профильного обучения в старшей школе по выбору учащихся осуществляется за счет одновременной разгрузки инвариантного компонента общего образования на этой ступени, что создает реальную основу для развития вариативного образования в старших классах. При этом на общеобязательную и профильную части обучения здесь выделяются равные объемы аудиторной учебной нагрузки. Для выявления склонностей и интересов учащихся и для облегчения выбора профиля обучения в старших классах начиная с 8-го класса в основной школе вводятся учебные предметы (курсы) по выбору.

Прямо определяется, что успешное завершение образования в старшей школе является достаточным условием для продолжения образования, в том числе на уровне высшего профессионального образования. Тем самым упраздняется имеющаяся на сегодня кардинальная “неполноценность” итоговых школьных оценок и устанавливается порядок (существующий практически во всех развитых странах), когда полного среднего образования достаточно для поступления в вузы – либо прямо на основании выпускных оценок, либо через систему общенационального тестирования.

7. Устанавливается порядок (межведомственный) определения основ содержания общего образования – взамен до сих пор не реализованного и дискредитировавшего себя понятия “обязательный минимум содержания” из 7-й статьи Закона “Об образовании”. Равным образом, устанавливается порядок определения уровня подготовки выпускников – взамен нереализованной и нереалистичной формулировки из той же статьи того же закона об установлении конкретных требований к уровню подготовки выпускников посредством Федерального закона.

Соответственно вносится поправка в 7-ю статью Закона “Об образовании”, чтобы разрубить гордиев узел ситуации, когда “обязательный минимум содержания” (то есть элементы знаний по множеству учебных предметов) и “требования к уровню подготовки выпускников” (то есть те или иные многочисленные тестовые измерители) должны утверждаться законом в Государственной Думе РФ. Опыт последних семи лет ясно показал нереализуемость и ненужность такого подхода. Поэтому предлагается законодательно утверждать только соответствующую оптимальную процедуру. Таким образом, в первой главе законопроекта комплексно реализуется концепция рамочного и вариативного государственного образовательного стандарта, обеспечивающего, с одной стороны, единство образовательного пространства страны и, с другой стороны, не выступающего в качестве фактора унификации школы и барьера на пути вариативного образования.

8. Вводится и раскрывается понятие нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. За основу определения норматива принимается фонд заработной платы работников образовательного учреждения, при этом структурой норматива предусматривается соотнесенное с фондом оплаты труда финансирование учебных и прочих текущих расходов на материально-техническое и социально-бытовое обеспечение условий образовательного процесса. Вводятся и раскрываются понятия федеральных, региональных и муниципальных (местных) нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений.

9. Предлагаются (для обсуждения и общественно-профессиональной дискуссии) два варианта установления новой схемы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.

Первый. Изменения системы оплаты труда работников образования в рамках Единой тарифной сетки: заработная плата работников образовательных учреждений, имеющих 12-й разряд, устанавливается на уровне средней заработной платы по Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации для исчисления размеров пенсий (979 рублей в месяц с 1 ноября 1999 г.). Начальный разряд специалиста образовательного учреждения при этом устанавливается на уровне 9-го разряда Единой тарифной сетки. При этом сохраняются действующие межразрядные коэффициенты.

Данный вариант, не меняя существующую систему оплаты труда учителей, приводит к фактическому увеличению доходов всех работников образования, включая работников школьных, дошкольных, внешкольных и профессиональных образовательных учреждений.

Второй. Введение новой системы оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по аналогии с величинами и схемами исчисления заработной платы муниципальных служащих (при этом, однако, не затрагиваются такие профессионально установившиеся нормы в сфере образования как отпуск педагогических работников и пенсия по выслуге лет).

Данный вариант может быть использован для изменения существующей системы оплаты труда учителей и может быть распространен по аналогии на работников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Реализация любой из предложенных схем оплаты труда позволяет минимум вдвое повысить заработную плату работников образования названных выше категорий.

10. Вводятся понятие и система целевых бюджетных общеобразовательных фондов (бюджетных счетов) – федерального, региональных и муниципальных – для финансирования общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами бюджетного финансирования, устанавливаемыми настоящим законом. Определяются прямые источники наполнения данных фондов, не требующие введения новых налогов или сборов. Тем самым вводится механизм обеспечения государственных гарантий нормативного финансирования школы – не по остаточному принципу, а по реальной и законодательно определенной потребности, а также механизм защиты бюджетных средств, выделяемых на финансирование общего образования, от нецелевых расходов.

Глава I. Государственный стандарт общего образования

Статья 1. Сущность и назначение государственного стандарта общего образования

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает государственный образовательный стандарт в области общего образования (далее: государственный образовательный стандарт). Государственный образовательный стандарт определяет объем образовательных прав граждан (обучающихся) в отношении содержания общего среднего образования. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным образовательным стандартом.

2. Государственный образовательный стандарт устанавливает базовое общее образование на ступенях начального общего и основного общего образования (в начальной и основной школе), профильное общее образование на ступени полного среднего общего образования (в старшей школе).

3. Государственный образовательный стандарт включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, определяя единые для систем образования всех субъектов и муниципалитетов Российской Федерации основы содержания общего образования.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает национальные и региональные особенности общего образования, присущие конкретному региону Российской Федерации.

5. Государственный образовательный стандарт включает в себя:

– общие требования к содержанию базового и профильного общего образования по образовательным областям, количество аудиторных учебных часов, выделяемых на освоение этих образовательных областей;

– общие нормативы учебной нагрузки обучающихся;

– порядок установления основ содержания общего образования по образовательным областям и определения уровня подготовки выпускников.

6. Государственный образовательный стандарт обязателен для реализации во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию.

Для детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии, устанавливаются особые формы реализации государственного образовательного стандарта, их аттестация проводится в особом порядке, определяемом типовыми положениями об образовательных учреждениях, создаваемых для этих детей.

Статья 2. Общие требования к содержанию базового и профильного общего образования

1. Содержание общего образования обеспечивает полноценное образование и социализацию обучающихся, с учетом традиций отечественной и мировой школы, тенденций развития современного общества, производства и рынков труда, принципов обеспечения преемственности между ступенями обучения и подготовки обучающихся к жизни, работе и продолжению образования.

2. Содержание образования в начальной школе обеспечивает освоение основ общеинтеллектуальной и учебной деятельности, в том числе чтение, письмо, счет, знакомство с окружающим миром, развитие коммуникативных и общих учебных умений, взаимодействие в коллективе.

3. Содержание образования в основной школе обеспечивает освоение основ интеллектуальной, материальной, производственной, телесной и физической культуры в процессе изучения традиционных и интегрированных учебных предметов. Базовое образование в основной школе обеспечивает выявление и развитие индивидуальных интересов, склонностей и способностей обучающихся. Для этого начиная с 8-го класса в основной школе вводятся учебные предметы (курсы) по выбору обучающихся.

4. Содержание образования в старшей школе обеспечивает потребности предпрофессиональной и предвузовской подготовки обучающихся на основе индивидуального выбора. Образование в старшей школе организуется с учетом склонностей, способностей и интересов учащихся, по четырем основным профилям: универсальный, гуманитарный, естественно-математический, технологический. Содержание образования на этой ступени обеспечивает углубленное изучение учебных предметов соответствующего профиля, а также изучение интегрированных учебных предметов (курсов) по непрофильным областям. Общеобязательная часть образования, представленная традиционными и интегрированными учебными предметами (курсами), и профильная его часть составляют равные доли аудиторной учебной нагрузки. Завершение образования в старшей школе является необходимым и достаточным условием для продолжения образования, в том числе на уровне высшего профессионального образования.

5. Государственный образовательный стандарт задает содержание общего образования как объединение следующих образовательных областей, подлежащих обязательному изучению во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию:

Русский язык и литература,

Математика,

Обществознание,

Естествознание,

Иностранный язык,

Искусство,

Технология,

Физическая культура.

6. Освоение образовательной области “Русский язык и литература” должно предоставить обучающимся возможность приобрести навыки точной и грамотной устной и письменной речи, получить общекультурную литературную эрудицию, желание и умение читать художественную литературу.

Освоение образовательной области “Математика” должно предоставить обучающимся возможность освоить навыки оперирования с основными математическими объектами и моделями (числами, геометрическими фигурами, алгебраическими выражениями, уравнениями и неравенствами, функциями), научиться логически рассуждать и точно и грамотно излагать математические рассуждения.

Освоение образовательной области “Обществознание” должно предоставить обучающимся возможность сформировать представление о социальных процессах и методах их изучения, о месте России в истории и современном мире.

Освоение образовательной области “Естествознание” должно предоставить обучающимся возможность освоить основные понятия и методы естественных наук, сформировать основу научной картины мира, понимания современного производства, отношения к среде обитания.

Освоение образовательной области “Иностранный язык” должно предоставить обучающимся возможность овладеть устной и письменной речью на иностранном языке.

Освоение образовательной области “Искусство” должно предоставить обучающимся возможность проникновения в мир искусства, дать представление о его различных видах и наиболее значительных произведениях.

Освоение образовательной области “Технология” должно предоставить обучающимся возможность приобрести практические навыки технологической деятельности, в том числе в сфере современных информационных технологий, позволяющие использовать их в учебной и повседневной деятельности, получить представление об основных традиционных и современных технологиях и принципах, лежащих в их основе.

Освоение образовательной области “Физическая культура” должно предоставить обучающимся возможность реального укрепления здоровья, приобретения и развития базовых навыков здорового образа жизни.

Освоение различных образовательных областей должно предоставить обучающимся возможность приобрести общие умения и навыки интеллектуальной и коммуникативной деятельности, в том числе самостоятельного поиска, сбора, анализа, организации, представления и передачи информации.

7. На освоение государственного образовательного стандарта в целом отводится 10.250 аудиторных учебных часов. При этом дополнительно предусматривается и финансируется разделение учебного класса на две подгруппы на занятиях по иностранному языку (750 часов), технологии (575 часов), физкультуре в старшей школе (150 часов), а также на лабораторных и практических занятиях.

На освоение федерального компонента образовательного стандарта в целом отводится 7500 аудиторных учебных часов.

8. Федеральный компонент образовательного стандарта устанавливает следующее распределение учебного времени между образовательными областями, входящими в его состав (в аудиторных учебных часах, не менее):

В начальной школе:

Русский язык и литература – 600

Математика – 600

Обществознание – 150

Естествознание – 150

Иностранный язык – 200

Искусство – 250

Технология – 150

Физическая культура – 300

В основной школе:

Русский язык и литература – 700

Математика – 700

Обществознание – 500

Естествознание – 500

Иностранный язык – 350

Искусство – 350

Технология – 350

Физическая культура – 350

В старшей школе:

Русский язык и литература – 200

Математика – 200

Обществознание – 200

Естествознание – 200

Иностранный язык – 200

Искусство – 75

Технология – 75

Физическая культура – 150

9. В рамках государственного образовательного стандарта на реализацию национально-регионального компонента, на осуществление образования по индивидуальному выбору обучающихся или их родителей (законных представителей) и на обязательное профильное обучение в старшей школе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения выделяется (без учета деления классов на подгруппы по тем предметам, которые указаны в п. 7 настоящей статьи):

в начальной школе – 600 учебных часов;

в основной школе – 1100 учебных часов;

в старшей школе – 1300 учебных часов.

При этом в начальной и основной школе не менее половины, а в старшей школе не менее двух третей указанного учебного времени передается в ведение общеобразовательного учреждения, образуя “школьный компонент” соответствующих учебных планов.

10. В общеобразовательных учреждениях с нерусским языком обучения нормы, указанные в п.9 данной статьи настоящего Федерального закона, определяются субъектом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления образованием.

11. При составлении рабочих учебных планов и расписаний учебных занятий общеобразовательного учреждения число учебных часов в каждом классе конкретного общеобразовательного учреждения может отличаться от указанных норм государственного образовательного стандарта (в его федеральном и региональном компонентах), но не более, чем на 10%, при условии сохранения общей суммы учебных часов по всем образовательным областям.

Статья 3. Нормативы учебной нагрузки обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта

1. Общее образование осуществляется в течение одиннадцати лет в классах с 1-го по 11-й. При этом начальное общее образование ведется в 1-4-м классах, основное общее – в 5-9-м классах, профильное полное среднее общее образование – в 10-11-м классах. Число лет обучения по программам общего образования может быть изменено федеральным законом.

2. Расчетная продолжительность учебного года составляет 34 недели. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих Типовых положений, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

3. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающихся в общеобразовательных учреждениях устанавливается в учебных часах в соответствии с федеральными санитарными правилами и нормами. Длительность одного учебного часа составляет:

в 1-м классе – 35-40 минут (определяется общеобразовательным учреждением);

во 2-4-м классах – 40-45 минут (определяется общеобразовательным учреждением);

в остальных классах – 45 мин.

4. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка обучающихся может быть превышена для отдельных видов общеобразовательных учреждений, отдельных классов и групп учащихся – за счет дополнительных занятий, факультативов и т.п., по договору между родителями (законными представителями) обучающихся и общеобразовательным учреждением. Процесс заключения данного договора инициируется соответствующим заявлением родителей (законных представителей) обучающихся.

5. Оплата занятий, за рамками государственного образовательного стандарта (либо организуемых в материальных условиях, существенно улучшающих установленные нормы) может вестись за счет бюджетного финансирования по решению учредителя общеобразовательного учреждения либо на договорной основе – как оплата дополнительных образовательных услуг, либо за счет дополнительно привлекаемых внебюджетных средств от попечителей, спонсоров, от заказов коммерческих предприятий и др.

6. Максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включающей в себя аудиторную нагрузку, время, отводимое на выполнение домашних заданий, иные виды обязательной учебной деятельности обучающихся, устанавливаются в следующем объеме (учебные часы, в неделю):

в 1-м классе – 24 (домашние задания не предусматриваются);

во 2-4-м классах – 26;

в 5-6-м классах – 38;

в 7-8-м классах – 42;

в 9-м классе – 45;

в 10-11-м – классах – 48.

7. Установленные государственным образовательным стандартом общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки федерального и региональных вариативных базисных учебных планов, определяющих продолжительность обучения и распределение учебного времени между ступенями обучения, классами, образовательными областями и профилями обучения.

Разработка и утверждение федеральных базисных учебных планов, включая базисные учебные планы для каждого профиля обучения в старшей школе, возлагаются на федеральный орган управления образованием. Разработка и утверждение региональных базисных учебных планов возлагаются на органы управления образованием субъектов Федерации.

Региональные базисные учебные планы составляются на основе федерального, ими определяется структура регионального компонента государственного образовательного стандарта, иные вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Порядок определения основ содержания общего образования в рамках государственного образовательного стандарта

1. Содержание общего образования в пределах реализации государственного образовательного стандарта устанавливается посредством задания основ содержания образования по образовательным областям и профилям общего образования.

2. Основы содержания общего образования по образовательным областям и профилям, входящим в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, определяются Государственной комиссией по содержанию общего образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Основы содержания общего образования, не входящего в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, определяются региональными комиссиями по содержанию общего образования.

4. Государственная комиссия по содержанию общего образования создается Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации. Региональные комиссии по содержанию общего образования создаются исполнительными и представительными органами власти субъекта Российской Федерации.

В состав комиссий включаются представители общественности, науки, культуры, производства, образования.

5. Образовательная программа конкретного образовательного учреждения представляется в виде комплекса учебных программ, отвечающих рабочему учебному плану этого учреждения. Указанные образовательные области и профили образования представляются в рабочем учебном плане конкретного образовательного учреждения в виде набора учебных предметов, состав которого определяется образовательным учреждением.

Перечень и содержание учебных программ определяются образовательным учреждением самостоятельно, при обязательном выполнении требований и норм государственного образовательного стандарта.

Федеральные и региональные органы управления образованием разрабатывают примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений.

Статья 5. Порядок определения уровня подготовки выпускников

1. Государственный образовательный стандарт устанавливает порядок определения уровня подготовки обучающихся по завершению ими каждой из ступеней общего образования: начального, основного и полного среднего образования.

2. Требования к уровню подготовки выпускников структурируются по ступеням обучения, по образовательным областям, учебным предметам и профилям общего образования, составляющим содержание общего образования на каждой из его ступеней.

3. Требования к уровню подготовки выпускников представляются в форме, позволяющей реализовать стандартные процедуры оценки и на этой основе делать однозначные заключения о выполнении или невыполнении требований.

4. Требования к уровню подготовки выпускников по образовательным областям, учебным предметам и профилям общего образования, входящим в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, определяются федеральным органом управления образованием и утверждаются Государственной комиссией по содержанию общего образования.

5. Требования к уровню подготовки выпускников по национально-региональному компоненту государственного образовательного стандарта определяются региональным органом управления образованием и утверждаются региональными комиссиями по содержанию образования.

6. Определение уровня подготовки выпускников осуществляется в форме государственной итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация является обязательной.

7. Государственная итоговая аттестация осуществляется бесплатно для обучающихся и их родителей (законных представителей).

8. Государственная итоговая аттестация выпускников начальной школы осуществляется автоматически при условии положительных итоговых оценок за выпускной класс данной ступени по всем учебным предметам, входящим в содержание образования в начальной школе.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы осуществляется на основе итоговых оценок за выпускной класс данной ступени по всем учебным предметам, входящим в содержание образования в основной школе, а также на основе результатов итоговых экзаменов. При этом номенклатура, содержание и форма проведения двух обязательных итоговых экзаменов определяются федеральным органом управления образованием, одного обязательного итогового экзамена – региональным органом управления образованием. Один обязательный итоговый экзамен проводится по выбору обучающегося.

10. Государственная итоговая аттестация выпускников старшей школы осуществляется на основе итоговых оценок за выпускной класс данной ступени по всем учебным предметам, входящим в содержание образования в старшей школе, а также на основе результатов итоговых экзаменов, в том числе профильных. При этом номенклатура, содержание и форма проведения двух обязательных итоговых экзаменов и одного профильного экзамена определяются федеральным органом управления образованием, одного обязательного итогового экзамена и одного профильного экзамена – региональным органом управления образованием. Один обязательный итоговый экзамен проводится по выбору обучающегося.

11. При успешной итоговой аттестации выпускнику основной школы выдается документ установленного образца (аттестат об окончании основной школы). При успешной итоговой аттестации выпускнику старшей школы выдается аттестат о получении общего полного (среднего) образования с указанием профиля.

12. Обучающиеся, освоившие общеобразовательные программы в форме семейного образования, самообразования, экстерната, для получения докуметов установленного образца об окончании основной и старшей школы должны пройти государственную итоговую аттестацию в соответствии с пунктами 6-12 данной Статьи настоящего Федерального закона.

13. Проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, осуществляющих программу общего образования, и ответственность за выполнение требований закона при ее проведении возлагаются на федеральные и региональные органы управления образованием.

Федеральные и региональные органы управления образованием вправе поручить проведение аттестации другим компетентным организациям или аккредитованным образовательным учреждениям непосредственно.

Глава II. Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений

Статья 6. Понятие норматива бюджетного финансирования

1. Норматив бюджетного финансирования определяет минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. В расчетную величину норматива бюджетного финансирования включаются текущие расходы, связанные с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

2. Для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений норматив бюджетного финансирования есть законодательно определенный и гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств, обеспечивающих реализацию прав граждан на общее образование на уровне государственных стандартов общего образования и необходимых для соблюдения установленных условий образовательного процесса.

3. Базовой расчетной единицей норматива бюджетного финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений является класс-комплект наполняемостью 25 человек. Не укомплектованный до нормативной наполняемости класс принимается в расчетах бюджетного финансирования за полный. Классы с наполняемостью, превышающей указанную, принимаются в расчетах бюджетного финансирования с повышающими прямыми пропорциональными коэффициентами.

4. Для малокомплектных (сельских) школ расчет потребности в финансовых средствах производится в особом порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом местных условий, исходя из требования безусловного обеспечения малокомплектными (сельскими) школами конституционных прав граждан на общее образование в пределах государственных образовательных стандартов.

5. Федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, этнокультурные школы и др.) и специальных общеобразовательных учреждений.

6. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование на основе нормативов бюджетного финансирования с момента их государственной аккредитации.

7. В случае осуществления государственного и (или) муниципального финансирования негосударственных образовательных учреждений данные учреждения не могут оказывать платные образовательные услуги вместо или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета, а также оказывать платные образовательные услуги в пределах реализации государственного стандарта общего образования. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, в полном объеме направляются в бюджет соответствующего органа государственной власти и (или) местного самоуправления.

Статья 7. Структура норматива бюджетного финансирования

1. Норматив бюджетного финансирования определяется на основе соотношения между расходами на оплату труда и текущими расходами на материальное обеспечение образовательного учреждения.

2. Норматив бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений включает в себя следующие виды текущих затрат:

а) заработная плата педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а также установленные начисления на фонд оплаты труда во внебюджетные социальные фонды;

б) расходы на поддержание и развитие учебно-материальной базы образовательного учреждения, социально-бытовое обеспечение условий образовательного процесса, детское питание и прочие расходы – в объеме не менее суммарных расходов на заработную плату и начисления на фонд оплаты труда.

Статья 8. Федеральный, региональные и местные нормативы бюджетного финансирования

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральный, региональные и местные нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. При этом местные нормативы бюджетного финансирования не могут устанавливаться ниже соответствующих региональных, региональные нормативы бюджетного финансирования не могут устанавливаться ниже федерального.

2. Федеральный норматив бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений определяет минимальную величину финансовых затрат, обеспечивающих реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования и установленные условия образовательного процесса.

3. Региональные нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений включают в себя затраты, обеспечивающие реализацию региональных компонентов государственных образовательных стандартов, установленные условия образовательного процесса, социальные гарантии и льготы, предусмотренные субъектом Российской Федерации для обучающихся и сотрудников общеобразовательных учреждений.

4. Местные нормативы бюджетного финансирования включают в себя затраты, обеспечивающие реализацию компонентов государственных образовательных стандартов, находящихся в ведении общеобразовательного учреждения, установленные условия образовательного процесса, социальные гарантии и льготы муниципального уровня.

5. Нормативы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений вносятся соответствующими органами исполнительной власти и утверждаются представительными органами на каждом уровне (федеральном, региональном, местном) ежегодно, вносятся органами исполнительной власти и утверждаются представительными органами на каждом уровне (федеральном, региональном, местном) ежегодно, одновременно с принятием соответствующего бюджета. При этом предусматривается ежегодная инфляционная (дефляционная) индексация норматива.

Статья 9. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

Вариант 1

1. Заработная плата работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющих 12-й разряд, устанавливается на уровне средней заработной платы по Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации для исчисления размеров пенсий.

2. Начальный разряд специалиста образовательного учреждения устанавливается на уровне 9-го разряда Единой тарифной сетки.

3. Заработная плата работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющих разряды выше (ниже), чем 12-й, устанавливается посредством применения установленных повышающих (понижающих) межразрядных коэффициентов ЕТС.

Вариант 2

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему оплаты труда и ее единообразное применение для лиц, занимающих педагогические и руководящие должности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также регулирует отношения по обеспечению денежного содержания лиц, занимающих педагогические и руководящие должности в системе общего образования. При этом под денежным содержанием понимается система оплаты труда, представляющая собой совокупность предусмотренных настоящим Законом принципов, форм и методов установления ставки (должностного оклада), квалификационных, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат лицам, занимающим педагогические и руководящие должности, и иных выплат, устанавливает систему оплаты труда лицам, занимающим педагогические и руководящие должности в системе общего образования.

2. Денежное содержание лиц, занимающих педагогические и руководящие должности, состоит из ставки (должностного оклада), квалификационных, стимулирующих, компенсационных и социальных выплат.

К квалификационным выплатам относятся надбавки к должностному окладу за соответствующую квалификационную категорию.

К компенсационным выплатам относятся:

– надбавки к должностному окладу, связанные с особыми условиями труда и режимом работы;

– надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

– иные выплаты компенсационного характера, устанавливаемые учредителем и (или) органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

К стимулирующим выплатам относятся премии по результатам труда.

К социальным выплатам относятся:

– материальная помощь;

– доплаты на лечение, отдых, проезд и иные социальные потребности;

– иные выплаты социального характера в соответствии с действующим законодательством.

Помимо вышеперечисленного, за счет части средств фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений могут устанавливаться иные дополнительные выплаты в соответствии с действующим законодательством.

3. Ставка (должностной оклад) педагогических работников устанавливается в 6-кратном размере минимальной оплаты труда в Российской Федерации. Ставка (должностной оклад) руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается в 9-кратном размере минимальной оплаты труда в Российской Федерации. Должностной оклад заместителя руководителя, руководителей структурных подразделений устанавливается в размере 75-90% от должностного оклада руководителя по решению учредителя.

4. Ставка педагогическим работникам определяется исходя из 36-часовой рабочей недели, независимо от того, в какой ступени общего образования (начальная школа, основная школа, старшая школа) занят педагогический работник. При этом 50% продолжительности рабочей недели (18 учебных аудиторных часов) отводится на непосредственное (аудиторное) преподавание, оставшееся время отводится на подготовку к занятиям и на проверку результатов учебной деятельности обучающихся.

5. Для определения квалификации работников общеобразовательных учреждений, установления квалификационных выплат педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных учреждений присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории.

Присвоение квалификационных категорий производится на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации.

6. Со дня присвоения педагогическому работнику или руководителю общеобразовательного учебного заведения квалификационной категории ему устанавливается надбавка к ставке (должностному окладу) в следующих размерах:

– за вторую категорию – 20% от ставки (должностного оклада);

– за первую категорию – 25% от ставки (должностного оклада);

– за высшую категорию – 30% от ставки (должностного оклада).

7. Надбавка за особые условия труда (в том числе за проверку тетрадей учащихся, заведование учебным кабинетом, классное руководство) устанавливается всем лицам, занимающим педагогические и руководящие должности в размере от 20% до 50% к ставке (должностному окладу).

8. Надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа работы, дающего право для получения этой надбавки. Соотношение стажа работы и размера надбавки устанавливается в следующих размерах:

– за 5 лет стажа – 15% от ставки (должностного оклада);

– за 10 лет стажа – 25% от ставки (должностного оклада);

– за 20 лет стажа – 40% от ставки (должностного оклада).

9. Надбавки выплачиваются ежемесячно одновременно с должностным окладом.

Ежемесячные надбавки выплачиваются со дня, следующего за днем возникновения права на назначение или изменение размера соответствующей надбавки.

10. Премия по результатам труда, относящаяся к стимулирующим выплатам, устанавливается в размере до 50% должностного оклада.

Премирование по результатам труда может производиться ежемесячно.

11. Лицам, занимающим педагогические и руководящие должности в общеобразовательных учреждениях, выплачивается материальная помощь в размере 2 должностных окладов в год. Выплата материальной помощи не зависит от итогов оценки результатов труда указанных лиц.

Для расчета размера материальной помощи принимается размер должностного оклада, установленного на месяц выплаты материальной помощи.

Материальная помощь выплачивается, как правило, единовременно, не позднее трех дней до начала очередного отпуска, но может быть по просьбе работника и по решению должностного лица, в компетенцию которого входит принятие таких решений, выплачена по частям в иные сроки. Работники, не отработавшие полного календарного года, имеют право на материальную помощь в размере пропорционально отработанному в этом году времени.

12. Оплата труда педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих с детьми по программам дошкольного и дополнительного образования, устанавливается в соответствии с пп. 2-3, 5-11 данной Статьи настоящего Федерального закона с учетом специфики образовательного учреждения.

13. Оплата труда учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала государственных и муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей устанавливается в порядке и на уровне не ниже оплаты труда аналогичных категорий муниципальных работников.

Глава III. Финансовое обеспечение конституционных прав граждан на общее образование

Статья 10. Основа государственных гарантий обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на общее образование

1. Основой государственных гарантий обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на общее образование в пределах образовательных стандартов и на уровне нормативов бюджетного финансирования является государственное и (или) муниципальное финансирование образования, осуществляющееся через целевые бюджетные общеобразовательные фонды различных уровней: федеральный, региональные, местные.

2. Целевой бюджетный общеобразовательный фонд – целевой бюджетный фонд, предназначенный для финансирования общеобразовательных учреждений в пределах государственных образовательных стандартов и нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды формируются в составе соответствующих бюджетов за счет целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и исполняются по отдельной смете.

4. Средства целевых бюджетных общеобразовательных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению, а также не подлежат изъятию и секвестрованию.

5. Аппарат целевых бюджетных общеобразовательных фондов не создается.

6. Исполнение целевых бюджетных общеобразовательных фондов осуществляется в рамках исполнения соответствующего бюджета.

7. Отчеты об исполнении целевых бюджетных общеобразовательных фондов подлежат обязательному ежеквартальному официальному опубликованию.

Статья 11. Федеральный целевой бюджетный общеобразовательный фонд

1. Федеральный целевой бюджетный общеобразовательный фонд предназначен для финансирования общеобразовательных учреждений в пределах федеральных нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, и в случаях, прямо установленных настоящим Федеральным законом. Доли федеральных налогов, подлежащих зачислению в федеральный целевой бюджетный общеобразовательный фонд, устанавливаются в Законе о бюджете на очередной финансовый год.

2. Средства федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда предназначены для финансирования общеобразовательных учреждений федерального подчинения, а также для обеспечения федерального компонента государственного образовательного стандарта и нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, в случае недостатка собственных средств в целевых бюджетных общеобразовательных фондах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные средства предоставляются при условии функционирования целевых бюджетных общеобразовательных фондов субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Федеральный целевой бюджетный общеобразовательный фонд образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе федерального бюджета за счет целевых отчислений от доходов от налога на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, лицензионных и регистрационных сборов, прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей и используется по отдельной смете.

Минимальные доли отчислений от федеральных налогов в бюджет федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда определяются в Законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 12. Перечисление средств федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда в целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации

1. Средства федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда перечисляются в целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации в форме субвенций.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Правительство Российской Федерации ежеквартальные и годовой отчеты об использовании средств федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда.

3. Распределение средств из федерального целевого бюджетного общеобразовательного фонда в случае недостатка собственных средств в целевых бюджетных общеобразовательных фондах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с фиксированной формулой расчета обоснованной бюджетной потребности субъектов Российской Федерации на образование в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта и нормативов бюджетного финансирования.

4. Порядок расчета обоснованной бюджетной потребности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование образования определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации

1. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации предназначены для финансирования общего образования в пределах федерального компонента государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента образовательного стандарта, а также нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Доли федеральных налогов, подлежащих зачислению в целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации, устанавливаются в Законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год с соблюдением минимальных значений, определяющихся из настоящего Федерального закона.

2. Средства целевых бюджетных общеобразовательных фондов субъектов Российской Федерации предназначены для финансирования общеобразовательных учреждений регионального подчинения, а также для обеспечения федерального и регионального образовательного стандарта и нормативов бюджетного финансирования в случае недостатка собственных средств в целевых бюджетных общеобразовательных фондах муниципальных образований. Указанные средства предоставляются при условии функционирования целевых бюджетных общеобразовательных фондов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

3. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды субъектов Российской Федерации образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в составе регионального бюджета за счет целевых отчислений от федеральных налогов на прибыль (доход) предприятий и организаций, собираемых на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории субъекта Российской Федерации, собираемого на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, подоходного налога с физических лиц, собираемого на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, а также за счет лицензионных и регистрационных сборов, прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Минимальные доли отчислений от федеральных налогов в бюджет целевого бюджетного общеобразовательного фонда субъектов Российской Федерации определяются в Законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Для субъектов Российской Федерации, реализующих федеральный образовательный стандарт в полном объеме, с соблюдением нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, без финансовой поддержки из федерального бюджета, соблюдение требований п. 3 настоящей статьи не обязательно. Указанные субъекты Российской Федерации наполняют целевой бюджетный общеобразовательный фонд за счет доходных источников, установленных законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Перечисление средств целевых бюджетных общеобразовательных фондов субъектов Российской Федерации в целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований

1. Средства целевых бюджетных общеобразовательных фондов субъектов Российской Федерации перечисляются в целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований в форме субвенций.

2. Распределение средств с целевых бюджетных общеобразовательных фондов субъектов Российской Федерации в случае недостатка собственных средств в целевых бюджетных общеобразовательных фондах муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой расчета обоснованной бюджетной потребности муниципалитетов на образование в пределах федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта и нормативов бюджетного финансирования.

Статья 15. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований

1. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований предназначены для финансирования общего образования в пределах нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления в составе бюджета муниципальных образований за счет целевых отчислений от общего объема доходов от налога на прибыль (доход) предприятий и организаций, собираемого на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в среднем по субъекту Российской Федерации, от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, собираемого на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в среднем по субъекту Российской Федерации, доходов от подоходного налога с физических лиц, собираемого на соответствующей территории субъекта Российской Федерации), в среднем по субъекту Российской Федерации, а также за счет лицензионных и регистрационных сборов, прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления используются по отдельной смете.

Минимальные доли отчислений от федеральных налогов в бюджет целевого бюджетного общеобразовательного фонда муниципальных образований определяются в Законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

3. Средства целевых бюджетных общеобразовательных фондов муниципальных образований предназначены для финансирования общеобразовательных учреждений муниципального подчинения.

4. В субъектах Российской Федерации, реализующих федеральный образовательный стандарт в полном объеме, с соблюдением нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом, без финансовой поддержки из федерального бюджета, соблюдение требований п. 2 настоящей статьи не обязательно. Указанные субъекты Российской Федерации наполняют целевые бюджетные общеобразовательные фонды муниципальных образований за счет доходных источников, установленных законодательством субъектов Российской Федерации.

5. В органах местного самоуправления, реализующих федеральный и региональный образовательный стандарт в полном объеме, с соблюдением нормативов бюджетного финансирования, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации, без финансовой поддержки из регионального бюджета, соблюдение требований п. 2 настоящей статьи не обязательно. Указанные органы местного самоуправления наполняют целевые бюджетные общеобразовательные фонды за счет доходных источников, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 16. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Статьи 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января года, следующего за годом вступления в силу настоящего Федерального закона.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте