search
main
0

Дали крылья. Полетели! Участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» к федеральному этапу готовы

Перед приемом гостей хозяева всегда волнуются. А если в гости приезжают представители всех регионов России? Волнение зашкаливает. Третий год подряд «Учительская газета» в качестве оператора федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» знакомится с участниками в преддверии финала во время семинара. Семинар проходит на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ. «Народное» его название – установочный, он настраивает и утешает, учит и проверяет, помогает подружиться коллегам, избавиться от страхов, расстаться с иллюзиями. Кому что…

Как бы ни был занят главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, он приезжает на семинар, причем с огромным удовольствием. Первый заместитель главного редактора Ирина Димова и генеральный директор Анна Еланская заботятся о том, чтобы семинар прошел максимально эффективно и комфортно. Заместитель главного редактора, редактор сайта «УГ» Ольга Максимович рассказывает на нашем сайте и на страницах «УГ» в соцсетях обо всех новостях семинара. За надежные контакты с коллегами из других СМИ отвечают редактор отдела культуры Анна Хрусталева и редактор отдела политики и экономики образования Анна Данилина. А редактор новостной ленты сайта Мария Голубева на семинаре оказалась с еще одной важной миссией – создать фотопортреты всех участников конкурса для сборника «Учитель года России», где будут представлены все 85 победителей региональных этапов конкурса.Чтобы читатели нашей газеты были постоянно в курсе всех событий семинара, мы постоянно делились фотографиями и новостями на нашем сайте www.ug.ru, страницах ВКонтакте, Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, создали хэштег #семинаручительгода2016.Вспомним самые яркие моменты трехдневной «школы» для участников всероссийского финала.Четыре часа творчества17 августа 2016 года. К этому дню участники всероссийского финала «Учитель года России» морально готовились уже с того момента, как узнали, что стали победителями региональных этапов и попадут «на Россию». Новшества в правила проведения педагогического состязания стали известны уже в прошлом году. Основных изменений было два – испытание «Методический семинар» снова стало очным, а испытание «Я – учитель», задержавшись в заочном туре, перешло из виртуальной среды в реальную. Реальную настолько, что эссе на неизвестную заранее тему конкурсантам предлагалось создать от руки, не пользуясь ни проверкой орфографии в компьютерном текстовом редакторе, ни Интернетом, ни книгами-словарями и иной бумажной литературой. И вот утро, в актовом зале АПКиППРО собрались конкурсанты. Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец огласил список групп, в составе которых учителям предстояло создавать эссе. Педагоги оперативно разобрали пронумерованные конверты с маркированными листами бумаги. Разошлись по пяти аудиториям. В одной – сам главный редактор, во второй – глава счетной комиссии конкурса, руководитель отдела по связям с общественностью и информационно-аналитической работе аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, в третьей – член счетной комиссии, консультант отдела нормативного регулирования деятельности педагогических и руководящих работников Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Кирилл Демушов, в четвертой – еще один участник счетной комиссии, юрисконсульт ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» Татьяна Погорелова. Мне оказана честь быть наблюдателем в пятой аудитории. Вскрываю небольшой конверт, вынимаю листок. Вот она, долгожданная тема эссе: «Учитель – профессия дальнего действия». Пишу ее на доске, стараясь, чтобы рука не дрожала. Отмечаю время начала экзамена, так похожего на ЕГЭ. Начинается четырехчасовой марафон. Это не так много. Ведь практически каждый конкурсант сначала создает черновик, а потом переписывает, проверяя ошибки. Это процесс довольно долгий. Глядя от учительского стола на конкурсантов, вдруг ощущаю себя как в детстве. Экзамен, школьники строчат сочинение. Один грызет ручку, другой смотрит в потолок, третий сосредоточенно, не отрываясь даже на глоток воды, пишет. Одно важное отличие – педагоги не списывают ни друг у друга, ни со шпаргалок… Проходя мимо первого стола, замечаю каллиграфический почерк конкурсантки – вот спасибо скажет жюри! Через три часа свое эссе сдает самый быстрый конкурсант моей группы – представитель Тульской области Сергей Бурцев. Остальные пишут до последнего…Самарские планыСоздание эссе и личного интернет-ресурса – задания заочного тура. Этап важный, но, образно говоря, это все же как «закуска» перед основным «блюдом» – очным туром. Предстоящие уроки в незнакомой школе, незнакомом городе, с незнакомыми детьми уже снятся по ночам участникам конкурса… Лучше представить себе, что ожидает педагогов в Самаре, помогли представители образовательной сферы города на Волге, впервые в своей истории принимающего «Учитель года России». О программе проведения первого и второго очных туров рассказали и. о. заместителя министра образования и науки Самарской области Юлия Пряхина и заместитель главы городского округа Самара – руководитель Департамента образования администрации городского округа Самары Лилия Галузина.Бытовые условия отличные. Гостиница «Холидей Инн Самара», в которой будут жить конкурсанты, четырехзвездочная, с бассейном и СПА, а главное – очень удобно расположена. До всех конкурсных объектов езды – минут 20. До набережной и других красот Самары – рукой подать. Это особенно важно, если принять во внимание, что в городе идет реконструкция всего и вся перед предстоящим Чемпионатом мира по футболу. С питанием тоже все в порядке. Завтрак в гостинице, обед и ужин в школах, на базе которых проходит конкурс, и совершенно бесплатно, за счет Самарской области!Уроки и испытание «Методический семинар» пройдут в школе №41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов. Кабинеты, актовый зал оборудованы по последнему слову техники. Когда объявят пятнашку лауреатов, конкурс переедет в школу №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени героя Советского Союза Г.П.Губанова, одно из старейших учебных заведений Самары – ему 113 лет! Но расположена школа в современном здании. Актовый зал, в котором пройдут мастер-классы, педагогические советы и презентация образовательных проектов, оборудован мультимедийным комплексом.А сколько интересного ждет конкурсантов и жюри во время экскурсий по городу! Каждый пятый житель здесь связан с ракетостроением, а осенью 1941 года Самара (тогда город назывался Куйбышев) стала «запасной столицей» страны. Бункер Сталина, художественный музей, историко-краеведческий музей, прогулка по Волге – вот только часть обещанной программы. Самара ждет!Встречи с учредителямиПолучить напутствие сразу от всех учредителей конкурса «Учитель года России» – уникальная возможность. Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец попросил конкурсантов и во время второго тура, когда наступит время испытаний для пятнадцати лауреатов, не расслабляться и объективно судить коллег, ведь не вышедшие в пятнашку учителя станут членами Большого жюри.Первый заместитель главного редактора нашей газеты Ирина Димова с гордостью рассказала об абсолютных победителях, напомнила, что конкурс – это представление себя, здесь важно владеть непростым искусством быть собой.Министерство образования и науки РФ прибыло на семинар для участников конкурса целой командой. Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк ознакомила участников всероссийского финала с самыми крупными образовательными проектами, над которыми сейчас работает ведомство, пригласила конкурсантов быть экспертами и ответила на вопросы. О политике в общем образовании рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов. Начальник отдела дополнительного профессионального образования и профессионального обучения Алексей Троцак объяснил, как устроена современная система дополнительного профессионального образования и чем она отличается от системы повышения квалификации.В последний день семинара к участникам конкурса пришел министр образования и науки РФ. И никто в этот вечер не знал, что на следующий день этот пост займет другой человек. Дмитрий Ливанов подчеркнул, как важно министерству знать их мнения по разным образовательным проблемам, услышать критику. Судя по вопросам, конкурсантов заинтересовало мнение главы Минобрнауки России о ЕГЭ и концепциях преподавания различных предметов, об электронных и бумажных журналах, о введении обязательного второго языка, об электронных учебниках и даже о том, обяжут ли учителей носить на рабочем месте форму. В этом году, рассказал Дмитрий Ливанов, начинается корректировка федерального перечня учебников, все они пройдут строгую экспертизу. А вот с введением Профессионального стандарта педагога министерство спешить не будет, этот важный шаг планируется сделать в 2019 году.Общероссийский профсоюз образования представила на семинаре заместитель председателя Татьяна Куприянова. Она обратилась к участникам финала как к друзьям. Ведь все эти годы профсоюз вместе с Министерством образования и науки РФ, с «Учительской газетой» заботится о конкурсантах. Профсоюз – это сила, ведь сегодня в нем состоят 4 миллиона 200 тысяч работников и студентов. «Мы всегда старались, чтобы реализация проектов, связанных с поддержкой преподавателей, осуществлялась на самых справедливых и прозрачных условиях», – напомнила Татьяна Викторовна.Повышение квалификации: день за месяцДо финала «Учителя года России» осталось совсем немного – месяц. Открытие запланировано на 23 сентября. Естественно, все мысли участников уже там, в Самаре… И ядром семинара стали лекции, практические занятия, мастер-классы, посвященные всем без исключения испытаниям конкурса. Некоторые встречи, казалось, напрямую с конкурсными заданиями связаны не были, но меняли порой в корне мировосприятие участников, а значит, концепцию представления себя на состязании. Это в первую очередь лекция «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Александр Григорьевич говорил о философии образования и о том, что наполняет будни школы и учителя. А для описания конкурсной ситуации он использовал термин «модель продуктивной конкуренции». Почему именно такой? Потому что во время состязания учителей года возникает профессиональное сообщество, происходит наращивание профессиональных связей.Интереснейшую лекцию под названием «Педагогическая организация развивающей образовательной среды на занятиях» прочитал профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии имени Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета Витольд Ясвин.Ценные советы по многим конкурсным испытаниям, включая методический семинар, образовательный проект, педагогический совет, круглый стол образовательных политиков, дал профессор Московского института открытого образования Андрей Иоффе, соавтор нынешней модели «Учителя года России».О конструировании урока, создании «ловушек внимания» и многих других важных вещах, причем с конкретными примерами, говорил учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Алексей Доронин.Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013 информатик Андрей Сиденко не только рассказал о том, каким должен быть интернет-ресурс участников состязания, но, что самое ценное, ответил на многочисленные вопросы.Что такое мастер-класс, объяснил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1992 учитель музыки, композитор Артур Заруба. А следом лауреаты и победители конкурсов разных лет показали свои мастер-классы, каждый из которых был настоящей жемчужиной!Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1993 филолог и поэт Олег Парамонов погрузил всех в тайны русской литературы и кино.Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2006 историк Сергей Букинич оживил картины с историческими сюжетами, а «пеликаны»-2016 ему помогли.Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 биолог Алексей Овчинников помог конкурсантам нынешнего года представить себя на испытании «Образовательный проект» и почти создать его.Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 учитель английского языка Мария Ахапкина говорила о трудностях перевода и показала эффективную методику изучения фразовых глаголов с помощью видеофрагментов, звуков, движения.«Мир открытых дверей, или Как открыть сокрытое» – так назвала свой мастер-класс победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 информатик Алла Волкова.А учитель русского языка и литературы Юлия Марчук, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2005, говорила о «плетении словес», о том, что язык напоминает нашу жизнь…Елена Елшина посвятила выступление деловому имиджу, ораторскому и актерскому мастерству.Подводя итоги мероприятия, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова отметила, что подавляющее большинство конкурсантов поставили организаторам семинара твердое «отлично». Перефразируя Андрея Кончаловского, она сказала: «Надеемся, что во время предстоящего в сентябре конкурса у каждого из вас состоится встреча с вашей индивидуальностью!»До встречи в Самаре, где будет дан старт 27-му всероссийскому финалу! Пусть его полет будет легким!Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте