search
main
0

Дайте ребенку ТРИЗ-шанс! Творческие задачи для развития ума и чувств

​Все чаще мы слышим о развитии педагогического направления в теории решения изобретательских задач, таким развитием занимаются многие давно и в целом успешно. Отечественная методика ТРИЗ, основы которой заложил Г.С.Альтшуллер, изначально развивалась как дисциплина для инженеров, помогающая им решать технические задачи. В ТРИЗ обобщены опыт изобретательства и законы развития науки и техники. Под руководством Г.С.Альтшуллера около 20 лет назад обозначилось направление ОТСМ (общая теория сильного мышления – автор Н.Н.Хоменко). В ОТСМ создаются модели анализа и решения сложных междисциплинарных проблем, которые позволяют работать с творческими задачами в разных областях знаний.

ОТСМ-ТРИЗ-образование – образовательная технология, использующая модель перспективного образования. А что значит перспективное образование и зачем оно современному обществу? Мы живем в век тотальной информатизации. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и данная тенденция явно будет не только сохраняться, но и прогрессировать в ближайшем будущем. В связи с этим задача педагогики – передача конкретных знаний подрастающему поколению – явно не выполняется. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знаний и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ перспективного образования. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.Говоря серьезно, большая часть нашей жизни – воспроизводство установленных норм мышления, поведения: шнурки завязываются определенным узлом, телевизор может работать или не работать, а при возникновении проблем надо «нервничать». Принятые решения определяют слишком много в нашей жизни. А где же ответы на вопросы: как жить в динамично меняющемся мире? Какие знания будут нужны завтра? И нужны ли они вообще? Где  и кто учит жить в завтрашнем дне, если мы сами не знаем,  каким он будет?Не учат этому. И каждый на своем опыте учится методом проб и горестных ошибок… А чаще избегает. Но время требует решений… Наше время – время увеличивающегося количества проблем. Посмотрите любую газету, телепередачу – умеем ли мы решать проблемы?..Вот творческая задача. Общежитие, в комнате двое. Один хочет читать, другой – смотреть цветной телевизор. При свете на экране плывут краски. Что делать? Одному свет нужен, а другому лампочка мешает… Максимум, что предлагают инженеры, – поставить ширму. Прекрасно, но это общежитие! Даже если есть деньги, она же места много занимает…И наконец, ТРИЗ-решение: с одной стороны лампочки, обращенной к телевизору, наклеивают кусок непрозрачной фольги. Тень падает на фиксированное место – точно на экран. Просто? Можно решить без ТРИЗ? Конечно. Но почему-то не решают!ОТСМ-ТРИЗ-педагогика в свою очередь  дает ответы  на простые  вопросы: а как все-таки решать нешаблонные (творческие) задачи? Как решать проблемы и овладевать способами их решения для развития универсальных качеств личности?Более того, скажу, что подобный педагогический эксперимент с использованием методов ОТСМ-ТРИЗ осуществляется в школе №2101 «Филевский образовательный центр». Мы работаем со школьниками уже 6 лет, организуя разные виды деятельности для учащихся: проекты, лагеря, конкурсы.  Кто-то приходил к нам, кто-то, взяв свое, уходил, кого-то не пустили родители, но костяк остался. На первом этапе нашего пути мы доказали: после использования методов ТРИЗ школьники способны стабильно (!) решать технические и творческие задачи, от которых отказываются взрослые специалисты; не все решения, но некоторые нам удалось даже внедрить… (Замечу, никакого входного тестирования, деления на способных и неспособных детей у нас не было. Интересовало одно – способен ли человек делать над собой усилия, способен он работать или нет.) Кроме того, на втором этапе мы доказали: при помощи преподавателя старшеклассники способны разрабатывать методические системы и предлагать новые идеи решений, имеющихся проблем. Острие вектора педагогики будущего не педагогика сотрудничества (это лишь необходимый этап), а педагогика творчества. (И вообще развиваться полезно в сторону бесконечного, а не конечного…) ТРИЗ – это технология решения задач. Более того, у нас есть подозрение, что человек не будет счастливым, будучи только потребителем и не будучи творцом. Впрочем, наслаждение творчеством всегда оплачено. И даже не деньгами, а трудом над собой. Надеемся, что ученики смогут грамотно использовать ТРИЗ-шанс в своей жизни как уникальную возможность осуществления и достижения высоких целей, которые смогут обеспечить успех в развитии качеств творческой личности.Ольга КАЗАКОВА, заместитель директора школы №2101 «Филевский образовательный центр»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте