search
main
0

Дайте нам закон, и мы поддержим систему профессионального образования. Александр ЖУКОВ, председатель Совета предпринимателей Восточного округа

Власть нашего округа заинтересована, чтобы на территории ВАО развивалась система профессионального образования. Мы внимательно следим за тем, как меняется законодательная база, чтобы можно было решать вопросы частичного закрытия потребности в рабочих кадрах. Наш префект Николай Евтихиев – председатель территориального координационного совета, я – председатель рабочей группы, подготовили обращение ко всем главам управ, членам нашего объединения промышленников и предпринимателей ВАО и достаточно быстро (в течение четырех месяцев) получили полную картину потребности рабочих кадров до 2010 года. Теперь у нас такие данные есть, и по 88 профессиям мы получили «раскладку», чтобы дальше вместе с нашими колледжами решать задачи подготовки рабочих кадров.

Что касается вузов, то в школах пропаганда идет хорошо. А вот с рабочими профессиями ситуация другая: трудно найти школу, в которой был бы стенд с указанием, по каким рабочим профессиям можно было бы получить подготовку, какая зарплата ждет того или иного рабочего. Мы же считаем, что жители нашего округа должны знать о том, какие профессии нужны предприятиям. Поэтому мы сначала решили охватить все школы округа, выпустили буклет, в котором перечислили, по каким профессиям готовят специалистов наши колледжи, сегодня уже заканчиваем подготовку информационной базы для наглядной агитации в школах.

Сегодня лучшие выпускники и лучшие преподаватели колледжей получают грант префекта ВАО, предпринятые меры помогают набору в профессиональные колледжи.

Какова же роль работодателей в этом процессе? Мы абсолютно четко для себя выяснили, что сам колледж не может готовить 10-15 человек по определенной профессии в течение года, поэтому мы решили так: непосредственно предприятие, которое нуждается в таких малых группах специалистов, проводит обучение, дальше к этому процессу подключаются те преподаватели колледжей, которые дают им знания, через колледж ребята получают удостоверения о том, что они имеют ту или иную профессию. То есть взаимодействие работодателей и системы профобразования складывается успешно и рассматривается нами как удачный вариант.

Дальше возникает вопрос, который не касается крупных предприятий. У нас, скажем, есть крупное предприятие «Салют», которое делает двигатели для авиационной промышленности и имеет свой колледж, хорошую материально-техническую базу, позволяющую готовить рабочие кадры. Мы сделали акцент на работе с теми предприятиями, которые по своей малочисленности, недостатку средств не могут организовать такое обучение. Для обучения групп специалистов для таких предприятий префектура централизованно выделяет средства, мы же, предприниматели, создаем в складчину фонд для этого и передаем для удовлетворения нужд колледжа по подготовке тех или иных рабочих кадров. У нас четко расписано, куда мы даем деньги, на что их целесообразно направить сегодня. Один из примеров: буквально три месяца назад вошел в строй ресурсный центр на базе 29-го колледжа. Это прекрасно оснащенное помещение, учебные классы, есть методические материалы, но этот центр сделан в основном для того, чтобы преподаватели всех наших колледжей проходили повышение квалификации, получали методическую помощь, проводили там экскурсии. Все хорошо, но непосредственного влияния на учебный процесс и само обучение центр не оказывает, то есть там идет только методологическая работа с преподавателями других колледжей. Мы тут столкнулись с тем, что, если, допустим, оснастили какой-нибудь колледж суперсовременной техникой, ребята готовятся на этих станках, на этом оборудовании, а дальше приходят в цех, а там не всегда созданы те условия, которые хотелось бы видеть, в которых можно применить то, чему их научили. Возникает вопрос: как быть дальше?

Да, я согласен, что должна быть заинтересованность работодателей, многие работодатели говорят так: мы готовы предоставить цех, площадку, чтобы совместными усилиями оборудовать площадь для обучения современными станками или инструментами, на которых ребята будут обучаться. Если все 40 человек из этой группы придут на производство, тогда работодатели будут готовы оказывать материальную помощь в расчете на ту продукцию, которая будет производиться на таких станках и с помощью таких инструментов. Причем работа на таком оборудовании поможет ребятам заработать деньги. Это вариант неплохой, потому что все колледжи невозможно в один прием охватить финансированием. Я – член территориального совета и ответственно заявляю, что этого пока (в ближайшие два-три года) не будет, для этого нужно, чтобы произошло чудо.

Мы сталкиваемся с тем, что пришел парень на производство (до этого окончил школу, отучился в колледже), поработал, через месяц уволился и пошел работать на рынок. Связь потеряна, и все наши старания пропали втуне. Тут один из вариантов – параллельно с реанимированием структуры профобразования, которая была раньше в части связи с предприятиями, работодателями, начать создание кадровых агентств. Они уже постепенно появляются, и очередные бизнесмены зарабатывают на наших интересах неплохие деньги.

Когда я недавно проводил заседание координационного территориального совета, выяснилось, что если затрачивать деньги на колледж, получается дороже, нежели взять внаем специалиста у кадрового агентства. Причем тут есть гарантия того, что, если, допустим, завод по производству специализированных автомобилей дает заказ на слесаря третьего разряда, ему колледж на три года предоставляет человека (обучил, затратил деньги), и если даже один специалист уволился, то на это кадровое место колледж дает ему второго человека с той же квалификацией. Может быть, нам стоит на базе колледжей создавать такие кадровые агентства типа ресурсных центров. Польза была бы огромная, потому что общежитие себе на территории заводу нельзя построить, а мы сейчас в четырехстороннем соглашении с префектом записали: в рамках создания промышленных зон в нашем округе обязательно построим общежития, где будут собраны резервы покрытия кадрового голода, и уже рядом с общежитием должен быть кто-то, кто обучит рабочих для наших видов профессии.

На самом деле большие предприятия готовы включаться в работу по подготовке кадров, все они понимают существующие проблемы, поэтому готовы вкладывать деньги, но для этого нужно выработать единую позицию, проводить единую политику и принять тот закон, который мог позволить нам плодотворно сотрудничать с системой профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте