search
Топ 10

Дайте нам компьютер, и мы перевернем систему повышения квалификации. Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, руководитель Центра образования «Технология обучения»

Сегодня очень важно, чтобы умение мыслить и умение учиться сохранялись и развивались не только в ученике, но и в учителе. Для того чтобы создать среду для этого, обеспечить учителя всеми теми информационными источниками, инструментами, даже более универсальными, чем имеющиеся в кармане практически каждого учащегося, мы пытаемся вместе с педагогами, методистами, учеными разобраться, как должна выглядеть самая современная образовательная среда в самом современном образовательном учреждении. Среда, предназначенная для творческой, исследовательской, самостоятельной деятельности учащегося. Среда с большим количеством приборов и инструментов для этого творчества и этих исследований. Среда, напоминающая настоящую мастерскую, лабораторию. Это попытка, шаг навстречу реализации идеи создания школы будущего, попытка понять, в каких условиях ученик с помощью учителя может вести самостоятельный поиск и обработку информации, предоставлять ее другим людям, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Это должна быть среда с большим количеством расходных материалов, чтобы учитель и ученик ни в чем себе не отказывали, она должна быть ориентирована на потребности учителя и образования.

Но как добиться этого в условиях стремительного развития информационных технологий, когда поколения компьютерной техники, ее возможности со страшной скоростью проносятся мимо нас и хочется в каждый момент времени понять: что же из всего этого наиболее важно, ценно для учителя, что может решить те педагогические задачи, которые у него есть, и как к этому должен быть готов учитель, как он должен быть настроен на самообразование, на самостоятельное освоение инструментов, технологий, на обучение в ситуации, когда учащийся осваивает все быстрее и легче, интуитивно продвигаясь в этом технологическом пространстве. Как работать учителю, если наличие этих инструментов и технологий достаточно радикально меняет место и роль учителя, по-другому расставляет акценты на образовательном пространстве?

Учитель уже перестает быть единственным источником информации для ребенка, истиной в последней инстанции, единственным актером на этой образовательной сцене. Учащийся сам может искать, сам может разбираться, сам может проводить исследования, сам готов учиться. Роль учителя становится существенно более важной в этой ситуации: он должен быть лидером, он должен быть мастером, он должен быть организатором процесса работы учащегося. При этом меняется характер взаимодействия между учителем и учеником. Учитель тоже вместе с ребенком постоянно осваивает что-то новое, демонстрируя образцы интеллектуальной деятельности, способы, подходы к решению проблем и задач. Учитель не всегда знает ответ, учитель не в каждый момент времени может блестяще владеть теми инструментами, с помощью которых можно этот ответ получить. Очевидно, что вот эту среду, эти инструменты, которые жизнь дает школе, невозможно, привнеся в школу, формально навязать учителю, у учителя нужно формировать потребность, внутреннюю потребность разбираться с этими инструментами, выбирая максимально подходящие именно для него, с помощью этих инструментов решать задачи, которые учитель ставит для себя и видит в качестве приоритетов.

Это очень тонкая, сложная методическая работа, неравносильная, неравноценная ликвидации компьютерной безграмотности, прохождению курсов по овладению пакетов Microsoft или какими-то другими. Не этим, как мне кажется, следует заниматься сегодня с учителем, не только освоением технологий как таковых, потому что освоенное сегодня, завтра уже не потребуется, а попыткой понять, какая педагогика возникает (а это другая педагогика!), когда эти и другие, более новые, современные инструменты появляются в классе.

За пятнадцать-двадцать лет работы в этой сфере мы поняли, что движение по формированию интереса учителей-предметников к информационным технологиям, современным инструментам ИКТ должно опираться прежде всего на лидеров, на тех людей, которым сегодня уже это интересно, на людей, которые уже имеют опыт работы с этими средствами, пусть средствами позавчерашнего дня, которые уже поняли, что эти средства меняют жизнь в классе, даже трансформируют содержание образования, помогают выстраивать и встраиваться в новые приоритеты. Поэтому в эти годы мы опирались в своей работе на городские экспериментальные площадки и пытались создавать точки роста, выращивать лидеров, вкладывать средства, предоставлять оборудование, чтобы давать возможность этим людям у себя, в своих школах апробировать, экспериментировать, находить ответы на вопросы, осваивать новые формы и модели учебной деятельности, создавать новые учебные материалы, новые методики работы. После того как все это сделано, все это уже может быть обработано методистами, учеными, издателями, можно создавать новые учебники, новые методические пособия и привносить все это в систему повышения квалификации, чтобы работать с массовым учителем.

Работа на базе наших ресурсных окружных центров, на базе опорных школ программы информатизации за последние десять лет показала, что эти самые лидеры, будучи привлеченными в систему повышения квалификации, действительно очень продуктивно работают в системе, потому что они говорят со своими коллегами-учителями на понятном им языке, они обсуждают то, как меняется педагогика в рамках того или иного предмета, предметной области, как решаются предметные педагогические задачи тогда, когда в классе появляются эти самые средства и инструменты.

На сегодняшний день у нас в системе повышения квалификации более 200 таких педагогов-тьюторов, которые стали профессионалами. Причем не только профессиональными учителями, но и профессиональными методистами, участниками процесса повышения квалификации, которые уже умеют учить других. Реализуя программу информатизации, мы все время пытались достичь такой сложной для большого города цели, как предоставление возможности получать оборудование тем, у кого в том уже сформировалась потребность, у кого уже возникла необходимость и внятное представление о том, что же с этим они будут делать. Этих людей мы и пытались охватить системой работы и поддержать оборудованием.

Много сил и времени мы потратили на один-единственный предмет, очень важный и базовый предмет, – на информатику. Но сегодня мы видим, что не такая большая отдача для информатизации всей системы образования, всего образовательного процесса была получена от этого вложения. Учитель информатики по-прежнему продолжает решать свои узкопредметные задачи, будучи самым квалифицированным человеком в образовательном учреждении, но эта деятельность направлена на работу внутри его предмета. Мы предпринимали много попыток по повышению квалификации учителя информатики, предлагая ему расширить свои функции и стать координатором информационной технологии, завучем в образовательном учреждении по информатизации. Нужно сказать, что особого, радикального изменения ситуации нам добиться не удалось, потому что, придя в основном не из школы, учителя информатики – специалисты-компьютерщики, программисты – не всегда готовы работать на решение педагогических задач, не всегда готовы учить других учителей, тратя на это свои силы, ресурсы и время, не всегда понимают, что им, другим учителям, нужно. В связи с этим мы всю систему повышения квалификации базируем теперь на тех учителях-предметниках, которые уже стали профессионалами в своей области.

В этом году количество учителей, которые надеются пройти переподготовку в области применения информационных технологий в педагогической деятельности в рамках городской системы повышения квалификации, довольно велико – это более 11 тысяч человек, преподающих разные предметы. Работу с ними ведут предметники-специалисты на базе ресурсных окружных центров, мы выявляем потребности, собираем заявки и организуем занятия на разных территориях города, в образовательных учреждениях, где у учителей есть возможность многому научиться у своего же коллеги-учителя. Формами такой работы стали открытые уроки, мастер-классы, когда учителя показывают, как они работают, что делают и как применяют информационные технологии. После таких занятий осуществляется дистанционная поддержка учителей, получивших и использующих оборудование, потому что в процессе работы у них возникают вопросы, проблемы, трудности, что-то не получается, и мы должны их в таких ситуациях поддерживать.

Сегодня у нас уже есть самые различные курсы: для начинающих, экспресс-курсы, курсы введения в проблематику, курсы для профессионалов, экспертов, мастеров и так далее. Мы постарались добиться, чтобы до поставки оборудования в образовательных учреждениях появлялись люди, которые понимали бы, зачем нужно это оборудование и что с ним нужно делать. Это довольно сложная задача, но нам нужно продолжать ее интенсивно решать.

Как учащегося невозможно, бессмысленно учить информационным технологиям, не давая ему возможности продолжать работу с ними, так и учителя невозможно научить информационным технологиям, не давая ему информационно насыщенной, богатой среды, будучи уверенными, что, когда он вернется в школу, вокруг него начнет по крайней мере создаваться такая среда. Решением с помощью информационных технологий всех задач, с которыми учителю придется столкнуться, решением всех проблем, которые есть или будут у него возникать в его предметной области, имеет смысл заниматься на курсах повышения квалификации. Информационные технологии становятся не предметом изучения и не объектом изучения, учитель должен изучать не то, как они устроены, а то, что с ними можно сделать на его уроках.

Мы используем разные формы организации работы с учителем, не только связанные с формальными курсами и семинарами. Система конкурсов, выделение лидеров, их поддержка, демонстрация результатов их работы, их успехов, привлечение к ним внимания образовательной общественности в той или иной предметной области – вот те направления, по которым мы движемся. Мне кажется, в процессе подготовки к тому или иному конкурсу учительских методических работ уже идет интенсивное повышение квалификации, учитель, который попробовал что-то сделать, поддержан, уже проявлен интерес к тому исследованию, которое он начал, уже ему что-то показывают, объясняют его коллеги. В связи с тем, что подключение к сети «Интернет» в этом году можно считать массовым, мы начинаем интенсивную работу с учителями в этой сети по выявлению их интересов, их потребностей, формированию их поддержки.

Погружение в информационные технологии радикально меняет педагогику, меняет самого учителя. В течение четырех лет мы реализуем очень большой и сложный проект по развитию дистанционной системы образования, важный и нужный для некоторых категорий детей – одаренных и мотивированных, с ограничениями по здоровью, детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения. Более 200 учителей дистанционно учат более 1000 учащихся с 1-го по 11-й класс. Те люди, которые пришли в нашу школу, а мы старались привлечь тех, кто знал, умел и мог работать с помощью информационных технологий в своей предметной области, до сегодняшнего дня прошли повышение квалификации в рамках своей дистанционной работы в объеме 500 часов. Это уже курс, который по объему равен настоящей переподготовке, по сути дела, это уже второе образование, образование по новой специальности, когда учитель приобретает специальность «педагог дистанционного образования». Причем прохождением курсов обучение учителя не заканчивается, каждый день часть своего рабочего времени он тратит на освоение чего-то нового, так как технологии быстро развиваются и новая педагогика выстраивается буквально на глазах учителя, он становится участником этого процесса. Учителя, которые начали работать с нами, осваивают и новые информационные технологии, и новые формы взаимодействия с ребенком в небольшой группе или индивидуально, то, как коротко, в сжатой форме, лаконично дать ребенку разъяснение, как услышать его, как организовать дискуссию, смоделировав ее в короткий промежуток времени так, чтобы она была продуктивной. Все это связано, скорее, с педагогикой, чем с информационной технологией, это то, чему нашему учителю приходится учиться. Уже не модель классно-урочной работы, когда есть аудитория и педагог, который, как шаман, как актер на сцене, профессионально и изящно приковывая к себе внимание зала, может сыграть спектакль, а попытка дать ребенку самостоятельные способы работы, активизировать его, поддержка учителем шагов ребенка в познавательной деятельности приводят к тому, что ребенок учится учиться самостоятельно. Для этого учителю нужно научиться создавать материалы, если это совершенно новая функция, новый вид деятельности, научиться делать их профессионально, а следовательно, используя информационные технологии. То есть не только научиться набирать текст вслепую десятью пальцами, но и обработать видео, монтировать видеофильмы и так далее. Ведь чтобы передать ребенку информацию, нужно показать ему, что и как нужно делать, как использовать тот или иной инструмент (музыкальный или художественный), как работать с кистью, как освоить каллиграфию, если есть задача научить учащегося писать, не имея возможности водить его рукой по бумаге, и так далее. Владение письменным русским текстом это то, чем мы заняты с учителями, потому что первые опыты изложения материала, коммуникации с учащимися показали, что подчас учитель совершенно беспомощен в этом жанре и речь идет не только о проблемах в орфографии, но и в стилистике.

Движение к эффективному оцениванию работ учащихся действительно должно опираться на возможности анализировать прогресс учащегося прежде всего по отношению к нему самому. Значит, должна быть возможность проанализировать все работы, которые есть у учащегося, его устные выступления или его художественные произведения, решение задач на протяжении года или всех 11 лет учебы. С этим материалом нужно работать, уметь его архивировать, извлекать, анализировать и после этого оценивать прогресс учащегося. В дистанционной ситуации информационные технологии позволяют это делать, и мы это делаем. Мне кажется, что возникла такая ситуация, когда, начиная дистанционный проект, мы старались привнести в него все то лучшее, что нам удалось накопить, все то, в чем нам удалось разобраться, привлечь всех тех, кто уже что-то умел делать в этой области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту