search
main
0

Дайте молодому учителю точку роста, и он станет отличным профессионалом

​В прошедшем учебном году на своих встречах мы, совет молодых учителей, обсуждали вопросы: как должен относиться к изменениям системы молодой специалист? А если вводится новая система оплаты труда, то может ли начинающий учитель иметь такие же результаты, что и учитель, отстоявший у доски 20 лет?

В Москве работают почти 18 тысяч молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Ежегодно эта цифра увеличивается примерно на две тысячи человек. Очевидно, что начинающие специалисты системы образования – основа будущего педагогического сообщества и именно им предстоит стать лидерами в развитии образования города Москвы. Не вызывает сомнений и то, что от каждого из нас зависит, каким будет столичное образование через пять, десять, двадцать лет. Сегодня на молодого педагога ложится большая ответственность. Он готов к нововведениям и стремится перенимать передовой педагогический опыт, не скован стереотипами и свободен от шаблонов обучения и воспитания, ИКТ-компетентен и нацелен на достижение ощутимых результатов. Начинающего специалиста системы образования отличают педагогический оптимизм и уверенность в своих силах. Однако желание быть в центре преобразований не всегда соотносится с возможностями молодого педагога. Его эффективному развитию нередко мешают такие проблемы, как трудности в общении со школьниками, коллегами, администрацией, родителями учащихся, завышенные ожидания и не всегда адекватная оценка результатов собственной работы, несоответствие теоретических знаний и их практического применения.Нерешенные проблемы приводят к тому, что некоторые молодые специалисты начинают терять уверенность в своей успешности и возможности профессиональной самореализации. При решении всех этих проблем важным может оказаться опыт бизнес-структур, которые воспринимают работу с молодыми кадрами как первоочередную задачу. Обобщая опыт различных компаний, можно выделить четыре основных направления, которые обеспечивают качественный рост начинающих специалистов:    конкурентная стратегия, способствующая профессиональному и как следствие финансовому росту сотрудников;     непрерывное образование (повышение квалификации);    создание условий для карьерного лифта молодых специалистов;    формирование «команды мечты» – дружественного профессионального сообщества.Если транслировать эти четыре направления на систему образования, то станет очевидным, что для эффективного раскрытия потенциала молодых специалистов необходимо:    создание конкурентной профессиональной среды в образовательном учреждении, в том числе через внедрение НСОТ;    создание привлекательной системы повышения квалификации и освоения новых образовательных технологий;    создание понятной и открытой системы карьерного роста;    развитие профессиональных сообществ молодых педагогов. Как правило, конкурентная стратегия развития приводит к созданию такой среды, где каждый сотрудник нацелен на достижение высоких результатов. Саморазвитие становится неотъемлемой частью качественной и результативной работы педагога. В итоге растет качество образования в школе, повышается уровень образовательного учреждения, возрастает ответственность специалистов за его конкурентоспособность. В свою очередь начинающие педагоги получают мощный стимул для профессионального роста. Они сами заинтересованы в приобретении нового опыта, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. Переход со старой на новую систему оплаты труда позволит решить многие ключевые проблемы, волнующие молодых специалистов. Одним из самых наглядных преобразований станет взаимосвязь качества работы и зарплаты сотрудников при создании равных начальных условий для всех педагогов вне зависимости от стажа работы. В такой ситуации вынужденной успешности начинающим специалистам с первых же дней необходимо работать на высокий результат. Высокие результаты – высокая заработная плата. Кроме того, при введении НСОТ исчезнет проблема резкого сокращения заработной платы молодого педагога после отмены надбавок на четвертый год работы, что прежде было одной из причин ухода начинающих специалистов из образовательных учреждений.Качественный переход на следующую ступень профессионального становления невозможен без непрерывного образования, в том числе освоения новых образовательных технологий. При этом важно отметить возрастающую роль опытных педагогов в сопровождении специалистов первых лет работы. Насущным становится изменение действующей системы наставничества. Наставничество должно стать основанием для установления стимулирующей надбавки к заработной плате опытным педагогам, работающим в образовательных учреждениях рядом с молодым специалистом. Необходимо, чтобы наставник был ИКТ-компетентен, активно участвовал в жизни профессионального сообщества, был современником молодого педагога с точки зрения использования педагогических технологий. Только в этом случае взаимодействие опытных и начинающих коллег можно будет считать успешным. Как одну из форм профессионального роста следует рассматривать стажировку начинающих специалистов у лучших педагогов столицы. Вместе с тем чрезвычайно важным окажется опыт их участия в мероприятиях, подготовленных силами таких же молодых коллег, например, в фестивале педагогического мастерства «Мой метапредметный урок» или акции «В каникулы – все вместе!». Как известно, большую роль в реализации ФГОС и развитии школы играет проектная деятельность. Уже сейчас некоторые молодые специалисты готовы выходить с предложениями в области научно-технического творчества, профориентации школьников, развития здоровьесберегающих технологий. Большое распространение в последнее время приобрели проекты по энерго- и ресурсосбережению, что вызвано повышением заинтересованности школ в экономии ресурсов. Они дают большой простор для творчества педагогов, начиная с разработки тематических занятий и заканчивая созданием школьных энергопатрулей. Становится необходимой массовая и системная подготовка специалистов системы образования по основам проектной деятельности, причем еще со времени обучения в педагогических вузах и колледжах. Предполагается, что к моменту поступления на работу в образовательное учреждение молодой специалист уже будет обладать набором базовых навыков проектирования, что позволит создавать не проекты ради проекта, а проекты для будущего школы, повышающие ее конкурентоспособность. Вполне вероятно, что при их разработке начинающие специалисты системы образования смогут заручиться поддержкой партнеров и экспертов, которыми могут стать в том числе и представители бизнес-сообщества. Для этого в первую очередь важно повышение качества и уровня результативности самих проектов.Важно отметить возрастающую роль профессиональных сообществ в становлении молодых педагогов. Очевидно, что активно действующие в столице городской и окружные советы молодых педагогов должны стать эффективной площадкой для обмена передовым опытом, эту задачу следует рассматривать как первостепенную. Кроме того, совет способен решить вопрос консолидации молодого педагогического сообщества через создание сети взаимопомощи. Наконец, нельзя не подчеркнуть значимость просветительской деятельности молодых специалистов, одно из направлений которой информирование педагогического сообщества о задачах, стоящих перед столичной системой образования, а также о реализации пилотного проекта развития общего образования.Сегодня молодому педагогу просто необходимо научиться читать законы, изучать документы, понимать стратегические задачи системы образования. Только в этом случае результаты работы будут ощутимыми и привлекательными. Очевидно, что в новых условиях финансирования, новой системы оплаты труда молодой учитель ничего не теряет, напротив, открывает для себя возможности и точки роста.Павел КУЗЬМИН, председатель городского Совета молодых учителей, заместитель директора ОМЦ ЦАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте