search
main
0

Даешь свободу выбора! Стандарты могут погубить детское творчество

Во время научно-практической конференции Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации», которая прошла в Воронеже 7-8 ноября, ее участникам было предложено при помощи видеосвязи напрямую задать вопросы заместителю министра образования и науки РФ Вениамину Каганову. Однако, несмотря на то что такая возможность представилась работникам системы дополнительного образования впервые за многие годы, вопросов заместителю министра не задал никто. В то же время огромное количество предложений поступило в резолюцию мероприятия для направления в министерство в письменном виде…

Конференция прошла на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ). В ней приняли участие почти 500 человек из 16 регионов Российской Федерации.Все началось с пленарного заседания в конференц-зале бизнес-инкубатора ВГАСУ, «гвоздем» которого, по всей вероятности, должно было стать общение по видеосвязи с заместителем министра образования и науки РФ Вениамином Кагановым. Но общения не получилось: ответом на предложение зам. министра собравшимся задать волнующие их вопросы стало затяжное молчание. «Стесняетесь?» – улыбнулся чиновник. После чего говорил уже сам.Как он сообщил, в Воронеже проходит одно из семи совещаний, проводимых по всем федеральным округам. После окружных форумов в первых числах декабря в Москве пройдет всероссийская конференция. Итогом всех совещаний станет принятие программы развития дополнительного образования, которая пока существует только как проект, готовый вобрать в себя все новые, интересные предложения. После принятия программы систему дополнительного образования ожидают масштабные изменения, включающие не только обновление материально-технической базы, введение дистанционных форм обучения, повышение квалификации педагогов, но и привлечение самых сильных профессионалов из разных областей, внедрение практики обучения детей на базе вузов и научно-исследовательских институтов и так далее. Отправной точкой для бурной деятельности, развернутой Минобрнауки России, стал майский президентский указ 2012года, где поставлена задача к 2020году увеличить количество детей 5-18лет в системе допобразования до 70-75%, из которых не менее половины должны обучаться за счет средств федерального бюджета.Зам. министра сделал акцент на том, что в Минобрнауки на самом деле знают «уровень вопросов», волнующих регионы, – они касаются объемов и сроков финансирования программ развития, заработной платы педагогов…В частности, по поводу оплаты труда зам. министра заметил, что она везде разная. По его словам, есть пять регионов, где уровень зарплаты педагогов дополнительного образования «существенно превышает» уровень зарплаты школьного учителя. Однако во многих регионах она «существенно ниже» учительской. «У нас задача исправить эту неправильность, несправедливость», – подал надежду присутствующим зам. министра.Председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова, выступавшая сразу после Вениамина Каганова, на проблеме низкой зарплаты педагогов системы дополнительного образования остановилась подробно. Профлидер заявила: «Мы с вами хорошо понимаем, что в учреждения дополнительного образования дети не пойдут, как в школу: «обязан». Педагогу здесь надо быть на голову выше школьного учителя». Однако, сообщила Бирюкова, базовая ставка педагога дополнительного образования в Воронежской области ниже базовой ставки учителя, ее размер – 6тысяч 910рублей. Средняя зарплата за первое полугодие составила 17тысяч 433рубля. И хотя по сравнению с первым кварталом произошел рост на 25 процентов, Бирюкова назвала это повышение недостаточным, заявив, что таким образом «государство только отдает долги за прошлые годы».Заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Иванова в своем выступлении перечислила проблемы, которые, по ее мнению, сдерживают развитие системы дополнительного образования детей: содержание программ и преобладание программ спортивной, художественной, культурной направленности в ущерб программам научно-технического, естественно-научного и эколого-биологического профилей. Галина Петровна сообщила: в Воронежской области «широкое распространение получили такие практики, как бисероплетение, бумажные цветы, изготовление поделок из мусора», что «не соответствует запросам государства и социокультурным особенностям взрослеющего ребенка». Но докладчица оговорилась: «Обозначая проблему, мы ни в коей мере не хотим упрекать работников системы дополнительного образования, ведь они исходят из материально-технических возможностей тех учреждений, в которых работают…».Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Николай Борытко обратил внимание участников конференции на принципиальное отличие новых образовательных стандартов от предшествующих: «Раньше от стандартов основного образования требовалось ответить на два вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?». Требовались содержание и методы организационных форм обучения. Сейчас стандарты дают желаемые для системы дополнительного образования и обязательные для системы школьного образования результаты». Ученый перечислил личностные результаты для основной школы: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. «Это как раз наш хлеб. Это то, что мы реально можем делать!» – весьма эмоционально резюмировал Борытко.К сожалению, на пленарном заседании только одним выступающим, да и то вскользь, была затронута такая животрепещущая тема, как возможное введение стандарта дополнительного образования: доктор педагогических наук, профессор, директор научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» Ирина Фришман указала на опасность регламентации свободного времени детей, способной привести к их отказу от занятий в учреждениях дополнительного образования, даже если те и будут оснащены по последнему слову техники…Итог пленарному заседанию подвела заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Софья Мозглякова. Во многом она, конечно, повторила то, о чем говорил зам. министра Вениамин Каганов. Аудитория слушала Софью Вячеславовну очень внимательно, только один раз прервав ее… дружными аплодисментами: когда прозвучало обещание довести заработную плату педагогов учреждений дополнительного образования до уровня средней зарплаты учителей в регионах.Примечательно, что после заседания к Софье Вячеславовне потянулись руководители учреждений дополнительного образования – с вопросами, которые, должно быть, «постеснялись» задать заместителю министра…С утра 8ноября участники конференции разошлись по разным аудиториям ВГАСУ – на секционные заседания. А в полдень снова собрались в конференц-зале бизнес-инкубатора ВГАСУ для обсуждения резолюции. В результате объем документа увеличился более чем вдвое, так как дополнительные пункты предложила включить каждая из секций.Первоначальная редакция резолюции содержала пункты: об изучении социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей на региональном и муниципальном уровнях; о признании невозможности введения образовательного стандарта в дополнительном образовании из-за ликвидации свободы выбора как обучающегося, так и педагога; о совершенствовании механизмов, обеспечивающих улучшение материального положения и социального статуса педагога дополнительного образования и так далее.По предложению секции «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования детей» в резолюцию включены пункты об ускорении установления базовых должностных окладов и ставок зарплаты работников государственных и муниципальных образовательных организаций с учетом того, что для педагогов дополнительного образования должны быть предусмотрены равные с учителями размеры должностных окладов и ставок; об интеграции учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство в рамках межведомственного взаимодействия с производственными бизнес-структурами, а также сетевого взаимодействия с системой профтехобразования и вузами.Секция «Туризм и краеведение в системе дополнительного образования» высказалась за внедрение лучшего опыта регионов, в том числе Белгородской, Воронежской областей, Республики Карелия.У эколого-биологической и научно-технической секций совпал один пункт – по отмене «двойного лицензирования» (когда учреждения дополнительного образования получают лицензию на ведение образовательной деятельности в школах и учреждениях СПО, уже имеющих лицензию).А художественно-эстетическая и социально-педагогическая секции вместе заявили о необходимости широкого общественного обсуждения Межведомственной программы развития дополнительного образования до 2020года.В рамках конференции в Воронежском концерном зале участникам была показана выставка «Основные векторы развития системы дополнительного образования в Воронежской области», после которой состоялся праздничный концерт в честь 95‑летия системы дополнительного образования детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте