В вопросах воспитания я циник. Как, наверное, и любой проработавший в школе лет десять. Хотя, может быть, есть и счастливые исключения. Мне почему-то кажется, что воспитывать нужно своим примером… По крайней мере, соответствовать… Если взять составную часть понятия «воспитание», понимаемую как «обучение жизни», то… Чему же мы можем научить детей? Жизни? Нас бы кто поучил… А ученики нас еще уважают и любят. За что только? Убейте меня, я не знаю, за что можно уважать человека, зарабатывающего в месяц жалкую сотню долларов. За долготерпение? За покорность властям? Весьма сомнительные нравственные качества! Мы, учителя, и сами-то себя не уважаем и не любим, иначе бы не работали в таких условиях. Так за что же нас уважать и каким образом мы сможем воздействовать на детей собственным примером? Скорее антипримером.
Мне кажется, мы как-то забыли о роли коллектива в воспитании. Причем не только детского внутриклассного коллектива. Стали появляться такие формы, как школьная дума. Неплохое решение. Свободные выборы, депутаты от всех классов, от учителей и родителей… Тема не новая, но замечательная, если не превращать ее в образцово-показушный реликт классно-урочной системы. Дума должна иметь достаточно широкие полномочия, сопоставимые (и даже в некоторых случаях большие) с возможностями директора. Количество уроков, распорядок дня, меню школьной столовой, дисциплина – вот лишь малая толика компетенции думы. И только тогда, когда дети увидят, что от них, от их решений что-то зависит в данной конкретной школе, только тогда, по моему разумению, и возникнет школьный коллектив.
Андрей ПОСНЯКОВ, учитель истории, Тихвин, Ленинградская область
Комментарии