search
main
0

Даешь развивателей и воспитателей! Общество требует от школы новых профессий и функций

Говоря о таком понятии, как «вызов», мы чаще всего представляем некую задачу или проблему, которая далеко не сразу поддается решению и к тому же требует повышенного напряжения сил. Вызов – это шанс проверить наши способности, повод усовершенствовать знания и навыки. Для образования вызовы становятся точно такой же проверкой сил, только на прочность пробует себя уже целая отрасль. Исследователи задаются вопросом: как оно принимает такие вызовы, будучи целой системой разнородных, но содружественно функционирующих элементов? Надо ли бороться с тем, как они изменяют образование? Или принимать их как данность? И где золотая середина между строгим консерватизмом и гонкой за инновациями? Эти и многие другие острые вопросы удалось затронуть участникам круглого стола на тему «Полидисциплинарное видение социокультурных вызовов школе: дополнительность и оппозиции».

Когда разговор ведут настоящие ученые, он обычно начинается с понятийной рамки. Так и в этот раз, открывая круглый стол, заведующий кафедрой воспитательных проблем образования Центра образования и системных инноваций Ульяновской области Сергей Поляков предложил прежде всего разобраться с социальными и культурными аспектами и определить тот круг вызовов, который может считаться наиболее актуальным. По словам Сергея Полякова, социокультурные вызовы почти всегда опережают то, что происходит в школе, и встают перед ней как задачи, которые необходимо решить, чтобы остаться современной, эффективно действующей структурой. Сегодня среди важнейших социальных вызовов – социальное расслоение населения, установление иерархического типа демократии, бюрократизации как довлеющего управленческого стиля и т. д.Основные же культурные вызовы, по его мнению, связаны в первую очередь с информационно-технической революцией. Они ведут к трансформации повседневного поведения человека и его коммуникативных практик. Это же отмечал в своих тезисах и профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ Анатолий Мудрик, называя в числе прочих социокультурных вызовов и коммуникационный, сопровождающийся компьютеризацией, интернетизацией, телефонизацией, развитием социальных сетей, виджетизацией и др.С тем, что коммуникационный вызов является одним из наиболее значимых для современной школы, согласилась и профессор кафедры методологии образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Екатерина Александрова. Она отметила, что уже сегодня мы видим значительные трансформации в формах общения: так, общение с ребенком у родителей на данный момент занимает всего лишь 13 минут в неделю, и в то же время растут объемы виртуального общения.Возвращаясь к социальным вызовам, Сергей Поляков назвал также трансформации способов и стилей управления в образовании. Сюда же он включил и разнообразные реформы отраслевого масштаба. Об инициированных различными органами власти преобразованиях говорил и директор Центра образовательных перспектив и инноваций УлГПУ им. И.Н.Ульянова Сергей Данилов. Кроме того, он назвал в качестве одного из серьезнейших современных вызовов школе активное проникновение рыночных реалий в образование.Естественно, что, обозначив такой широкий спектр проблем, участники круглого стола вслед за директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым не могли не отметить, что современную ситуацию в школе остается охарактеризовать лишь как ситуацию неопределенности. Итак, многое меняется и требует изменений. Но каких? У каждого участника образовательного процесса свой взгляд на проблему.Текущие трансформации в обществе позволяют ученым говорить о том, что схлопывается понятие «нормальный ребенок». В частности, по словам профессора Новосибирского государственного педагогического университета Татьяны Ромм, ребенок сегодня становится игровым, цифровым, инфантильным, одаренным, одиноким… и к каждому из этих детей нужно искать свой подход.Кроме того, сегодняшнее молодое поколение отличается от своих сверстников в предыдущих поколениях еще и тем, что уже в раннем детстве оно получило мощный заряд той самой неопределенности, о которой говорилось чуть раньше. Как отметила заведующая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Марина Мирошкина, сегодня в отечественном образовательном процессе большую роль играет участие так называемых первых несоветских поколений, которые пережили сначала тотальную нестабильность 90-х годов, затем окунулись в стабильные 2000-е и наконец были затронуты геополитическими событиями 2014 года.В то же время большинство педагогического корпуса сегодня – это «советские люди». Несмотря на то что сегодня часто говорится о том, что молодежь массово идет в школы, пока еще количество молодых специалистов, несущих с собой заряд трансформаций в преподавании, относительно невелико. По данным участников круглого стола, сейчас в Ульяновской области лишь порядка 12% молодых педагогов.В итоге это превалирующее большинство учителей старой закалки чаще всего стремится тотально «организовать» молодежь, в то время как она живет совсем по другим принципам: не строит долгосрочные планы, отрицает строгую иерархию авторитетов, умеет самоорганизовываться и уверенно чувствовать себя в структуре горизонтальных связей, которые приняты в социальных сетях.В такой ситуации, по словам Марины Мирошкиной, ответом на сложный социокультурный вызов разрыва между поколениями становится педагогика самоорганизации: учитель, не возглавляя и не направляя ребенка, гарантирует ему свободу выбора, признает его право быть самим собой и в то же время учит нести ответственность за результат.Об этом же говорят, по словам Екатерины Александровой, и результаты исследований общественного мнения. В частности, сегодня от родителей можно часто услышать о том, что их детям нужен не учитель, а развиватель-воспитатель. Это требование уже ставшей почти архаичной формы, близкой к гувернерам дворянских детей XIX века, выводит на первый план большую проблему разобщенности профессий педагога и психолога и начинает запрашивать у первого выполнения функций последнего. Огромное значение в школе в связи с этим приобретают такие профессии, как классный руководитель, классный воспитатель, куратор и тьютор. Но вместе с тем это должны быть другие классный руководитель и тьютор и др. В то же время не секрет, что и многие традиционные технологии вроде классного часа или беседы работают с современными детьми уже не так хорошо…Тем не менее, как отметила Екатерина Александрова, сегодняшние старшеклассники и даже студенты педвузов, похоже, пока еще сами не всегда готовы играть по новым правилам, которых требуют социокультурные вызовы. Так, например, в одной из дискуссий с учащимися о том, нужно ли на занятиях больше предоставлять им возможность самим добывать знания, а не писать под диктовку, ребята, по словам Екатерины Александровой, отказались от этой идеи: получать переработанное и готовое к употреблению проще. Так как же быть с изначальной идеей о том, что современному школьнику нужна свобода? Или этот пример – исключение из правил?Хотим мы того или нет – не важно, о ком идет речь, о нежелающих оставить традиции педагогах или о «несовременных» современных детях, – образование носит инновационный характер. Как отметил профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Николай Борытко, с одной стороны, мы все прекрасно понимаем, что образование должно готовить человека к будущему, в сторону которого и разворачивают образование социокультурные вызовы современности, но с другой – мы также знаем, что в любой культуре заложены механизмы самосохранения. Они могут реализовываться через ритуальность. И это ярко проявляется в образовательной среде, когда вместо настоящего внедрения инноваций проводится его имитация. Однако на самом деле развиваться и самосовершенствоваться сегодня хотят многие. Об этом свидетельствует и еще один социокультурный вызов – высокая социальная дифференциация населения, и тогда те, у кого есть средства, понимают, что могут позволить себе и своим детям получить качественное образование. И здесь не обходится, по словам доцента кафедры психологии УлГПУ им. И.Н.Ульянова Александра Резника, без перекосов: кто-то из родителей начинает видеть своего ребенка как некий инвестиционный проект.Естественно, что в такой ситуации к образованию предъявляются очень высокие требования. Образовательные организации, как отметила Екатерина Александрова, порой оцениваются очень радикальными характеристиками: «это ад», «а судьи кто?», «а куда нам деваться?» и т. д. Нередко звучат призывы «менять все срочно и кардинально». По ее словам, недавний опрос родителей показал, что среди основных «инноваций», которых требуют родители, в основном просьбы сделать образовательные организации привлекательными для обучающихся, не бесполезными («надо учить нужному», «повысить КПД содержания обучения»), максимально использовать воспитательные возможности.А от педагога сегодня, как отметил доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Митрофанов, требуется выполнять две важнейшие функции: фасилитаторскую, то есть помогать ребенку находить более простой доступ к знаниям, а также уметь работать с разными детскими контингентами.        Школа сегодня включена в весьма непростой треугольник интересов: с одной стороны, упирающиеся дети, которые привыкли получать знания, а не добывать их, с другой – педагоги, которые также хотят работать по старинке, ободренные привычкой учеников к понятному и обыденному, а с третьей – активно требующие новшеств родители как выразители общественных интересов. И каждая школа ищет баланс в этом трехстороннем соглашении по-своему.    «Без содрогания не могу читать компетенции. Их же писали непрофессионалы… да еще и с большого перепугу» (А.Резник).    «Учитель без начинки – пирог ни с чем» (Т.Ромм).    «Школа – некая перерабатывающая фабрика, куда поступает сырье в виде детей» (А.Резник).    «Школа – место хранения ребенка, пока родители на работе» (Е.Александрова).    «Учительница делает добро назло» (Н.Борытко).    «Мы ведь взрослые – мазохисты, особенно педагоги, и нам кажется, что дети тоже мазохисты» (Н.Борытко).Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте