Писатель Алексей Тимофеев, исследующий феномен героя (в книге о первом трижды Герое Советского Союза А.Покрышкине), сделал вывод, что героями не рождаются, герои стоят на плечах поколений. Героические начала в людях закладываются мастеровым человеческой судьбы, художником человеческого характера – учителем. Что сегодня может сделать учитель? И чем необходимо учителю помочь в первую очередь?
Нынешние реформаторы от образования заявляют, что для «новой школы» необходим «новый учитель». Мне это представляется тривиальной утопией «универсальных» топ-менеджеров, далеких и от жизни, и от образовательной практики.В России хорошие учителя! Как работники, они могут быть разные, но профессиональный костяк, ядро, задающее высокую планку деятельности, определяющее, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – очень качественное, добротное. Такие учителя есть в любой школе. В каждой! Авторитеты – именно они. И они должны стать предметом заботы, а не замены. Возможно, за последние 20 лет непрерывных реформ их стало меньше, увеличился средний возраст педагогических коллективов, усложнились условия труда, появились принципиально новые требования к педагогу, изменились ожидания от него. Но он, как атлант, держит небо. И удержит, потому что знает, что кроме него некому! Он наконец дождется грамотных управленцев, которые не запросами справок и отчетов будут управлять, а освобождать драгоценное время и силы учителя для творческой работы с нашими же детьми! Управленческое обеспечение педагогического творчества – главное условие и профессионального роста педагога, и качества образовательного процесса. Для многих людей деньги имеют меньшее значение, чем свобода творчества и самовыражения. Для педагога это профессиональные характеристики.Проблемная ситуация. Перегрузка в работе – основная черта педагогической деятельности сейчас, что закономерно ведет к постепенному падению ее качества: глубине и осмысленности проработки учителем учебного материала, освоению и включению в образовательный процесс нового, уменьшению времени на работу с учениками, особенно индивидуальную, просто формальному отношению к текущим, но на самом деле важным вопросам. Если в этой плоскости для учителя ничего не сделать и главное для достижения образовательных результатов видеть преимущественно в изощренных тестах и ужесточении аттестационных процедур, вся образовательная конструкция только напряжется, но не поменяется. В чем корень? Если на самого учителя смотреть как на объект управленческой, организационной или научной деятельности, а не как на их цель или субъект, замечательными будут только программы развития и отчеты по развитию, но не само развитие. Личностное развитие учителя как средство развития ученика, развитие ученика через развитие учителя, на мой взгляд, основные тезисы для модернизации образования. Скажем честно, ведь мы хотим, чтобы с нашими детьми работал именно такой учитель, учитель – творец, придумщик и выдумщик, но не на уровне клоуна, а в качестве современного интеллектуала.Учитель как субъект развития образования реализуется в педагогическом творчестве, педагогическом поиске, которые происходят в разных формах, по разным направлениям и в разных условиях. Надо выбирать главное, тем более в условиях перегрузки и ограниченности материальных средств. Полагаю, что стержнем творчества и поиска должна стать научная подготовка педагога, прежде всего повышение его общенаучной квалификации. На прочной научной базе педагог может самостоятельно и обоснованно проектировать, творить важнейшие средства свой деятельности – элементы содержания образования и способов организации образовательного процесса. Пожалуй, выполнение такой роли – одно из современных требований к учителю.Все перечисленные вопросы – основной предмет педагогического исследования и одновременно главные составляющие собственно процесса развития образования. Опираясь на собственную научную картину мира, педагог осмысленно относится к педагогическим новшествам, предлагаемым извне, рационально оценивает их целесообразность и при необходимости вписывает в свой инструментарий. Обоснованный профессиональный анализ требуется педагогу при решении серьезных педагогических проблем, с которыми он сталкивается один на один и за решение которых несет основное бремя ответственности. Причем такие проблемы еще необходимо правильно выявить и квалифицировать, потому что это проблемы ребенка и подростка, живущего и развивающегося в мире, в котором даже взрослые потеряли себя. Нигде и никогда нашего учителя этому специально не обучали. Зато его под видом «инноваций» нередко вынуждают следовать всяким модным педагогическим «штучкам», не прошедшим проверку временем и опытом, общественной экспертизой. Если бы только псевдоноваторы слышали, как часто в школах по их поводу вспоминаются Гоголь и Салтыков-Щедрин!Классический результат исследовательской деятельности – защита диссертации на соискание степени кандидата наук. Все, кто связан с подготовкой научных кадров, согласятся со мной, что качество диссертационных исследований значительно снизилось, цена диссертаций девальвировалась, их содержание часто становится надуманным, выводы натянутыми, новизна и практическая значимость неубедительны, а сами они нередко похожи на увеличенные в объеме дипломные работы студентов, а не на самостоятельно выполненные педагогические исследования, как должно быть. Если тренд продолжить, к чему мы подойдем? Мне кажется, было бы целесообразным градуировать научную подготовку по уровням, введя, скажем, официальную степень педагога-исследователя. По сути, ее соискатель должен будет пройти тот же путь, что и соискатель кандидатской степени, только в сжатой по содержанию концентрической форме, и таким же образом защитить свой исследовательский проект. В результате появился бы психологически значимый, более реальный промежуточный и в то же время законченный результат на пути личного профессионального роста педагога. Его можно было бы учитывать при аттестации. Этим решением мы в несколько раз увеличили бы количество педагогов, занятых исследованием, и, разумеется, получаемый исследовательский результат рассчитан на продолжение, для которого станет опорой.Широко распространенной практикой поддержки педагогического творчества стали гранты и участие в профессиональных конкурсах. Они, разумеется, имеют важное значение, но существенно не меняют сути дела с точки зрения развития образования, поскольку на выходе мы не получаем в законченном виде авторских педагогических разработок, их аналитических описаний, отличающихся логической строгостью, проблемностью, новизной. Для педагога это не вина, а беда, поскольку такие понятия, как проблема и новизна, суть содержание специальной научной подготовки, которую прежде педагог, как правило, не имел возможности приобрести. Думаю, практический результат имел бы больший вес, если бы победители (например, профессионального конкурса «Учитель года Москвы», Гранта Москвы) получали право очного обучения в аспирантуре с последующим выходом на защиту диссертации или как минимум годичной стажировки для написания книги или же получения степени педагога-исследователя. Само же обучение в аспирантуре или стажировку необходимо организовать при ведущей, известной своими научными традициями научно-педагогической школе или привлекая авторитетных ученых. Получив время для творческого анализа проблемы, педагог не только подготовит текст (диссертации или книги), но и разработает курс повышения квалификации по данной проблеме для других педагогов. Без такого рода бонуса гранты и конкурсы не имеют законченного характера и выступают преимущественно формой материального поощрения, не реализуя полностью своих возможностей.Определяя предмет исследования, необходимо семь раз подумать. В данном случае, на мой взгляд, педагог-исследователь должен заниматься, как говорят, прикладной проблемой, но на прочной теоретической базе, нацеливаясь на обязательное получение весомого практического результата. Это позволило бы избежать исследовательских работ, созданных в жанре «для всех времен и народов», и предлагать конкретные обоснованные и апробированные решения вопросов жизни человека.При ограниченных материальных ресурсах научный анализ становится уникальным источником развития, потому что человеческое творчество бесконечно. Посредством анализа выявляются потенциальные, скрытые от внешнего наблюдения, тревожащие проблемы, а также исследуются ресурсы и методы, применение которых может дать больший эффект (включая экономию), чем материальные инвестиции. Организация очной аспирантуры или стажировки московских учителей выгодна, поскольку не приходится оплачивать проживание, и, кроме того, только сохраняя заработную плату, без привлечения дополнительных финансовых средств, при квалифицированном научном руководстве можно получить научно-методический результат высокого уровня и реальной практической значимости.Чтобы у педагогической общественности не возникало ненужных подозрений в том, что такая творческая командировка педагога в действительности скрытая форма каникул для своих, соискателям и стажерам необходимо будет отчитываться серией научных публикаций, а в конце учебного года провести открытую городскую научно-практическую конференцию с трансляцией в Интернете.Порой можно слышать скептические высказывания, что учитель в силу каких-то причин не может писать научные статьи. Это несколько высокомерное заблуждение. Анализ, проводимый учителем, имеет иной характер: своим источником и одновременно целью он должен иметь социальную и образовательную практику. Достаточный опыт моей работы в качестве научного руководителя исследовательских проектов педагогов показывает, что для их результативной организации необходимо в совокупности обеспечить как минимум:- правильную постановку педагогической проблемы учителем;- опору на анализ индивидуального педагогического опыта;- учет особенностей научного сопровождения поисковой, исследовательской деятельности учителя;- нацеленность на получение конкретного педагогического результата на научной основе.Содержание образования как педагогический феномен и как педагогическая категория вполне адекватно может модифицировать «взрослую» цель с точки зрения логики образовательного процесса и воспитывать наших школьников и студентов с ориентацией на этот приоритет. Педагог, получив опыт научного анализа, перейдя сам на более высокий уровень педагогического мышления, по-другому построит образовательный процесс, естественным для себя образом внесет в него необходимые элементы науки, научного творчества, исследования в качестве точки роста для своих учеников.Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования
Комментарии