«Ребята, сегодня у нас контрольная работа по русскому языку!» Звучит совсем не интригующе, не правда ли? И вот чьи-то глаза сразу погрустнели, кто-то горько вздохнул, кто-то напрягся от неожиданности, и только единицы потирают ладошки, предвкушая сражение с замысловатыми заданиями. Как мотивировать их, таких разных – уверенных в себе и робких, вдумчивых и рассеянных, любознательных и равнодушных, – к познавательной активности? Как научить получать удовольствие от процесса работы над контрольными заданиями? Как внушить мысль, что каждая контрольная работа должна стать ступенькой для размышлений на лестнице познания?
Казалось бы, ответ лежит на поверхности. К контрольной надо готовиться. Учи, упражняйся, и все получится. Но не будем забывать, что речь идет о младших школьниках. Однообразие и монотонность не только утомляют их, но и ведут к потере интереса. Как же нам, учителям и родителям, помочь детям удержать баланс между регулярными практическими упражнениями и сохранением и развитием активной мыслительной деятельности? Использовать подбор соответствующих заданий, которые помогут сделать процесс обучения интересным, разнообразным по характеру методов и приемов.Именно поэтому я предлагаю вам обратить внимание на пособие «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс», вышедшее в издательстве «Экзамен» в 2018 году. Автор Ольга Николаевна Крылова хорошо известна учителям начальных классов по учебно-методическим комплектам по русскому языку, в которые входят рабочие тетради, тесты и другие виды учебной литературы.Не стоит буквально воспринимать название пособия: по сути, это универсальный сборник практических работ для формирования эффективной обучающей среды для первоклассника. Предлагаемый материал можно использовать и в качестве текстов контрольных работ, и как дидактические упражнения для развития всех видов речевой деятельности. Книга может быть использована учителем на уроках, на занятиях внеурочной деятельностью. Кроме этого, пособие поможет родителям при необходимости организовать дополнительные занятия дома. Формулировка заданий способствует самостоятельной работе ребенка над темами.На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности – академика Д.С.Лихачева: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». Согласитесь, когда, как не в первом классе, следует начать этот сложный и интересный путь.Издание О.Н.Крыловой поступательно и в доступной для понимания форме ведет детей от темы к теме, изучаемой в 1‑м классе. Автор рекомендует свое пособие к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 класс». Тем не менее предложенная система работы может успешно использоваться и в других учебно-методических комплектах.Уже с первой работы ребенок будет привыкать к необходимости осмысления теоретических знаний. Каждая тема предваряется заданиями, направленными в том числе на формирование научной речи ученика. Например:Прочитай. Закончи предложения, используя слова для справок. Впиши слова.К устной речи относятся ______________, ______________.К письменной речи относятся _____________, __________.Слова для справок: слушание, чтение, говорение, письмо.Или:Прочитай. Каким словом из скобок можно дополнить предложение? Подчеркни его.Разговор двух или нескольких лиц – это… (предложение, диалог, слово).Теоретический материал сразу же подкрепляется практикой. Кто устоит против такого задания по теме «Алфавит»?Прочитай. Какая фамилия нарушает алфавитный порядок? Запиши фамилии, соблюдая алфавитный порядок.Борисова, Волков, Красных, Родикова, Почиталкина, Юрьева.Уверена, каждый из вас тут же попробовал вычислить фамилию «нарушителя». А что говорить о детях!«Перевертыши» помогут ребенку повторить знание алфавита и расширить свой словарный запас. Кстати, дети с удовольствием составят устные высказывания с каждым из разгаданных слов.Расшифруй слова, расположив буквы каждой строчки в алфавитном порядке. Запиши полученные слова.ргяи -ольс -ыатси -кеиж -Любой практик знает, как не хочется подчас ученикам проверять свою работу. Но призыв учителя проанализировать работу товарища всегда вызывает энтузиазм. Следующее задание поможет первокласснику на несколько минут «стать учителем».Прочитай. Все ли слова разделены для переноса верно? Исправь ошибки: запиши слова, разделяя их для переноса правильно.Ого-род, о-кошко, весн-а, е-жики, пчел-ка, ут-ро.Не секрет, как любят младшие школьники разгадывать загадки. Почему бы не интерпретировать это увлекательное занятие в работу над лексическим значением слова? Пособие предлагает и такие задания. Например:Запиши слова-отгадки. Укажи рядом с каждым словом-отгадкой проверочное слово.Лейка, под которой моются._ _ _ _______________________________________Предмет для строительства домов._ _ _ _ _ _ _______________________________________Место для купания и принятия солнечных ванн._ _ _ _ _______________________________________Предмет для рисования и раскрашивания._ _ _ _ _ _ _ _ _______________________________________Работе над расширением лексического запаса слов первоклассника поможет и разгадывание кроссвордов.Разгадай кроссворд.1. Он состоит из предложений.2. Оно выражает законченную мысль.3. Горизонтальная черта, которая ставится перед словами участников разговора.4. Разговор двух или нескольких людей.5. Она ставится в конце повествовательного предложения.Разгаданное ключевое слово предложит обратное задание:Сформулируйте лексическое значение слова «книга».Если вы учитель или родитель, любящий играть с детьми, для вас уже готова интрига игрового занятия по теме «Язык и речь».Представьте, что это выглядит так.«Ребята, я приглашаю вас в школу детективных наук. Сегодня здесь собрались мистеры Шерлоки Холмсы и Гениальные Сыщики (организация групповой работы).Совершенно запутанное дело, господа! Наш коллега агент Наблюдайкин проник в детский лагерь и прислал оттуда сообщение (чтение детьми текста из пособия).В лагере каждый занимался любимым делом. Настя пела в хоре. Дима наблюдал за насекомыми. Свои наблюдения он записывал в тетрадь. Коля читал друзьям сказки. Миша и Наташа его слушали.Это сообщение необходимо размножить и сохранить. Запишите его в свои секретные файлы (списывание текста детьми).К сожалению, вторая часть сообщения с выводами утеряна из-за пчел, которые напали на агента Наблюдайкина в тот момент, когда он ел сладкое мороженое. Поэтому выводы нам придется сделать самим (работа над заданиями к тексту в группах).✓Все ли дети использовали для общения одинаковый вид речи? Запиши имена детей, которые пользовались устной и письменной речью.Устная речь: ___________________________Письменная речь: _______________________✓Запиши, сколько детей использовали письменную речь, а сколько – устную.Письменную ____ устную ________✓Подчеркни имя ребенка, который не использовал речь.Уважаемые детективы, разгадана тайна пребывания детей в лагере. Выражаю вам свою детективную благодарность! (Рефлексия работы в группах.)»Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые маскируют собой сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.Хочется обратить особое внимание на заложенную в пособии работу с текстами. Учитывая сравнительно небольшой словарный запас первоклассников, учителям начальных классов всегда непросто составить текст для работы. Поэтому в контрольных и проверочных работах часто можно наблюдать повторы тем и шаблонные фразы. В пособии О.Н.Крыловой представлены современные по тематике и доступные для понимания тексты. Например:Настал май. Сегодня теплый день. Дети пошли в поход. Сергей встал на край обрыва. Будь осторожнее, там опасно!Во многих текстах заложен воспитательный ресурс. Например:Костя вышел на улицу. Там много машин. Костя остановился. Вот зебра. Здесь переход. Помни правила дорожного движения!Исходя из требований ФГОС в пособии строится система заданий по работе с текстом, в том числе требующим знаний из разных областей. К различным текстам мы встречаем, например, такие группировки заданий: Подчеркни слова с мягким знаком в середине слова. Обведи название явления природы.Или: Подчеркни слово, которое нельзя переносить. Найди в тексте названия насекомых. Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.Задания к текстам решают самые разные задачи формирования речевой деятельности: учат строить письменное высказывание (Кто пришел на помощь котятам? Запиши ответ.); учат пониманию значения слова в контексте (Укажи верное значение слова привал.Привал – это большая свалка каких-либо предметов.Привал – это остановка в пути для отдыха.); учат различать морфологию слов (Запиши слова в таблицу. Допиши в каждый столбик по одному слову.) формируют смысловое чтение (В какое время года происходят события, описанные в тексте? Подчеркни предложение, подтверждающее твой ответ.)Основная цель курса русского языка в начальной школе – освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования), поэтому особую значимость в пособии представляют такие виды работы, как: восстановление деформированного предложения, текста; списывание текста с творческим заданием; выборочное списывание; дополнение диалога необходимыми словами; определение главной мысли текста; правильный подбор заголовка; самостоятельное составление рассказов по опорным словам и др.Регулярные занятия с использованием данного пособия активно воздействуют на познавательную деятельность первоклассников, на их эмоциональную сферу, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Учителя получили эффективный инструмент для работы, заботливые и внимательные родители – удобный для закрепления учебного материала в домашних условиях комплект занятий с ребенком, ученики – качественный, увлекательный набор заданий для отработки навыков овладения родной речью. Привыкая выполнять разнообразные, а не шаблонные задания, дети без всякой тревожности воспринимают контрольные работы и успешно с ними справляются.Конечно, одно пособие не может дать исчерпывающие материалы для усвоения первоклассником всего курса по русскому языку. Но задача, которую поставило издательство «Экзамен» перед автором пособия, – помочь учителям и родителям в поиске систематизированных, грамотно выстроенных с методической точки зрения материалов для занятий с детьми, – на мой взгляд, выполнена весьма успешно.Ирина ДМИТРИЕВА, замдиректора по УВР гимназии №25 г. Курска, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017
Комментарии