С введением правительственной программы по цифровой экономике все чаще обсуждается проблематика цифровой школы. Правда, нередко это обсуждение выглядит так: «Сейчас мы поставим доски, компьютеры, откроем ресурсы, запустим сервисы, и все сразу будет в порядке!» А давайте, положа руку на сердце, спросим себя: что существенно изменилось в содержании или в методиках школьного обучения, после того как мы массово поставили компьютеры и интерактивные доски? Ничего – по-прежнему идет эксплуатация старых технологий во всех смыслах этого слова.
Поставкой железа или созданием цифровых образовательных ресурсов мы проблему не решим, потому что цифровая школа – это не столько здание, наполненное техникой, сколько особая среда. И планировать ее можно, только хорошенько обдумав, из чего складывается такая школа.Во-первых, из деятельности ученика. Что он делает в здании? На мой взгляд, когда у нас будет цифровая школа, в здании он будет только тогда, когда нужно взаимодействие с другими лицом к лицу: это все, что связано с социализацией и воспитанием, физкультура, лаборатории, потому что все-таки есть предметы, где сколько теорию ни учи, а пока не обожжешься щелочью или не щипнет электрическим током, так и будешь думать, что вся эта наука и есть только на экране компьютера – в виде графиков и формул. В остальном цифровая среда должна освободить ученика от привязки к одному месту – получать знания, сдавать зачеты и экзамены, получать сертификаты об освоении той или иной компетенции он может где угодно: дома, в инфотеке, в специализированных центрах и т. п.Во-вторых, речь должна идти о деятельности коллектива. На мой взгляд, она должна изменить вектор – от предметной ориентации к организационной – по поводу обучения и воспитания. И главная задача здесь – создание и поддержание мотивации ребенка на получение образования. Этот вопрос, кстати, педагоги и родители должны решать вместе, потому что и те и другие понимают – именно мотивация обеспечивает успешность наших детей. И все равно до сих пор случаются конфликты на тему того, кто и кому больше должен – родители школе или школа родителям.Большие возможности в цифровой среде открываются и для сетевого взаимодействия педагогов. Оно, по сути, становится формой непрерывного повышения квалификации учителей – не раз в несколько лет, а постоянно, за счет содержательного общения с коллегами.Третий аспект – сама школа, которая организует информационное пространство вне пределов образовательной организации. Здесь, кстати, очень важно использовать крауд-технологии, потому что решение проблем школы сообща – силами учителей, детей, родителей, местного сообщества – это важный элемент равноправия…Здесь можно еще много фантазировать и прогнозировать, но главное одно – когда мы все это поймем, обо всем договоримся, вот тогда можно будет переходить к разговору о том, какие нам нужны гаджеты и сервисы. Но одними призывами и лозунгами «Даешь цифровое пространство!» ничего не решишь, выдумыванием в институтах и исследовательских центрах идеальных моделей тоже, а попыткой спустить сверху программу действий на суконном языке тем более. Из всех возможных методов самым действенным можно считать, пожалуй, передачу передового опыта. В регионах такие почти «школы будущего» уже есть: некоторые возникли сами по себе – от понимания того, как надо, некоторые – при вузах. Пусть они и становятся локальными драйверами изменений. А в основе этих изменений должны быть независимый аудит школы (не для начальства, а для себя) и индивидуальная траектория достижения образа цифровой школы. И у каждой она будет своя.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии