search
main
0

Дадим учителю особый статус

Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы:

– Нет, пожалуй, ни одного человека, который бы не имел воспоминаний, связанных со школой и учителями. Объявление 2010 года Годом учителя – это возможность поднять статус профессии учителя, обратить внимание на проблемы учительства. Уверен, что для нас важно, чтобы вся работа московских учителей в этом году заложила основу для улучшения условий работы учителя, его положения на последующие годы. Мэр города и Правительство Москвы всегда проявляли особую заботу об учителях. В самое сложное для нас время зарплата учителей выплачивалась стабильно и регулярно повышалась. Мой пятнадцатилетний практический опыт работы начальником управления образования свидетельствует, что существенным фактором развития столичного образования всегда была стабильность, зарплата всегда выплачивалась вовремя и в полном объеме. Сегодня зарплата московского учителя самая высокая среди регионов России и выше, чем средняя зарплата в Москве. Особую поддержку получают отдельные категории учителей. Могу сказать, что сегодня достойная зарплата учителей позволяет им спокойно работать, это во многом определяет статус столичного учителя. Несколько лет назад создалась напряженная ситуация с учителями иностранного языка, для которых существовал значительный разрыв между их зарплатой в системе образования и тем доходом, который они могут получать вне этой системы. Это приводило к утечке кадров. Правительство Москвы пошло на беспрецедентную меру – повышение зарплаты этой категории учителей вдвое. Сегодня ситуация с учителями иностранного языка стабильная. Кроме того, ежегодно наши лучшие учителя получают премии Правительства Москвы, в последние годы они дополнились федеральными грантами.

Постоянное повышение зарплаты учителей действительно необходимо, но важно еще установить принципы и основания, по которым происходит распределение выделяемого финансирования. Они известны, это новая система оплаты труда учителей и нормативное подушевое бюджетное финансирование. Нам необходимо завершить разработку нашей региональной системы и начать ее последовательно реализовывать. Нужно поддерживать учителя через поддержку школы, обеспечивая школе реальную финансовую самостоятельность, директору и управляющим органам школы – право распределять фонд заработной платы. Поощряя учителей, дающих наивысшие результаты, мы создадим условия для обеспечения качества образования, дадим возможность школе учесть все виды его работы, привлечь систему государственно-общественного управления школой. Нужно, чтобы достойный уровень оплаты труда вытекал из качества всего образовательного процесса, его индивидуализации, воспитательной работы, а не достигался сверхнагрузкой, классными часами, которые набирает учитель. Это и должно обеспечить способы влияния на нагрузку учителя, на которую мы не можем влиять чисто административными методами. Особую систему оплаты труда нужно предусмотреть для учителей, ведущих индивидуальную подготовку, элективные курсы, ориентирующие учащихся на продолжение образования по специальностям, наиболее перспективным для города и страны. Это очень важная задача – реальная финансово-хозяйственная самостоятельность образовательного учреждения. Есть школы, которые уже готовы к ее решению, работая в таких условиях, и эту самостоятельность им надо дать.

Одной из мер повышения престижа учителя, создания особого статуса для него могло бы стать формирование электронного банка, содержащего электронные паспорта всех учителей. Идентификация учителя может осуществляться, например, по электронной карточке москвича. Учитель, включенный в этот банк, получает право на бесплатный доступ к тем или иным образовательным благам города, например доступ в музеи и театры, в спортивно-оздоровительные комплексы (в каком-то ограниченном определенном объеме). Идея особого статуса и удостоверения учителя обсуждается педагогическим сообществом давно. Нам могут сказать, что меры такого рода социальной поддержки противоречат идее монетизации льгот, но мы никогда эту идею и не поддерживали, а вклад в здоровье и культурный уровень учителей всегда окупится.

Принят Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы, за которым последуют стандарты основной и старшей школы. Этот стандарт вносит существенные, продиктованные временем изменения в систему образовательных целей, в систему работы учителя и требования к нему. Если теперь каждый выпускник начальной школы должен уметь писать текст на компьютере, выступать с презентацией, искать информацию в Интернете и так далее, то и учи- теля должны овладеть новыми способами работы. Требуется обеспечить новый уровень квалификации учителей начальной школы и новые принципы их работы, базирующиеся на современных информационных технологиях.

Наши учителя начальной школы должны быть обеспечены компьютерами и Интернетом как в школе, так и дома, начинать это нужно с учителей будущих первоклассников из 180 школ, определенных округами как пилотные во введении нового стандарта. Те 450-500 из них, которые прошли повышение квалификации и продемонстрировали свою компетентность, должны получить компьютер для подготовки своих уроков с первоклассниками. Эту инициативу я предлагаю реализовать уже в этом году, тем самым положив начало системе обеспечения индивидуальным персональным компьютером и Интернетом каждого московского учителя, подтвердившего свое умение использовать современные технологии, по его заявке, как это делается сегодня во многих странах мира. Мы много раз обсуждали вопрос о том, что компьютер может быть даже устаревшей модели, который школа перестала использовать. Хочу подчеркнуть, что монетизация льгот не даст результата, а, наоборот, возможность бесплатного получения компьютера будет способствовать большему росту престижа учителя, чем соответствующая прибавка к зарплате.

Нам нужно разработать специальную программу, дающую перспективу учителям-пенсионерам. С одной стороны, школа и все образовательное сообщество должны объективно оценивать качество работы учителя независимо от его возраста и прошлых заслуг, дети не должны страдать, если учитель больше не может обеспечивать необходимое качество образования. С другой стороны, учитель, уходящий на пенсию, может многое сделать для школы. Ситуация здесь индивидуальная, например, учителя с ограниченной возможностью перемещения могут работать в системе дистанционного образования, для других категорий учителей есть возможность для работы во второй половине дня, в том числе индивидуальным педагогом. При реализации новой системы оплаты труда это тоже должно быть учтено. Напомню, что в рамках Года ребенка у нас был запущена программа помощи отстающим из социально незащищенных семей по Интернету, она доказала свою эффективность: сотни детей, получая по Интернету индивидуальную помощь, выправились, начали получать хорошие отметки. При этом многие из учителей, работавших с этими детьми, – это пенсионеры. Только в Восточном округе в прошлом году около 30 учителей пенсионного возраста прошли курсы повышения квалификации, получили домой компьютер, доступ к Интернету и ежедневно помогают почти двум сотням школьникам преодолеть тотальную школьную неуспешность. Эта работа правильная и эффективная, очень жаль, что из-за отсутствия финансирования эта работа остановлена. Думаю, что было бы правильно расширить эту работу в текущем году.

Особую заботу город проявляет о пополнении нашего учительского корпуса и повышении качества его подготовки. Созданы новые педвузы, уже ставшие ведущими педагогическими вузами России, такие как Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский гуманитарный педагогический институт. На федеральном уровне предлагаются мероприятия, которые должны содействовать повышению качества наших педагогов, но не все из них могут быть немедленно реализованы в Москве. Например, для нас не актуально предложение о том, чтобы влить наши основные педагогические вузы в состав классических университетов. С другой стороны, серьезно нужно отнестись к идее привлечения к работе представителей других профессий, обладающих педагогическим талантом, включения этих педагогов в систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Такую работу в течение последнего десятилетия ведет Московский институт открытого образования.

Департамент образования в ближайшие годы столкнется с новой для себя ситуацией – ситуацией «перепроизводства» педагогических кадров: число выпускников наших городских педагогических вузов, даже если не считать федеральные, будет превосходить число вакансий. Надо к этой ситуации отнестись конструктивно – как к реальному эффективному ресурсу повышения качества работы наших педагогов. Например, в таком крупном регионе России, как Татарстан, Министерство образования республики предложило сократить набор в педагогические вузы, а нагрузку преподавателям этих вузов обеспечить за счет проведения элективных и других курсов в школах, наиболее заинтересованных в этом. Более жесткий конкурсный отбор поступающих (одновременно с материальным стимулированием молодых педагогов) может там дать положительный результат.

Присоединение России к так называемому Болонскому процессу привело к радикальным изменениям в системе педагогического образования. Как и в большинстве других областей профессионального образования, в стране введена двухступенчатая система «бакалавр – магистр». Мы должны выработать нашу региональную концепцию педагогического образования, предусматривающую повышение требований к выпускникам школ, поступающим в педагогические вузы, обязательную педагогическую практику (по существу, работу в школе) в течение не менее одного полного учебного года выпускников бакалавриата и при положительных итогах этой работы – возможность поступления на магистерскую программу подготовки. Мониторинг работы выпускников бакалавров и магистратуры должны вести те самые методисты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте