search
main
0

Дадим детям образцы служения Отечеству

​Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования: – В Москве тема первого урока 1 сентября была такой: «Великие победы россиян». Тема урока формулировалась и согласовывалась с Правительством Москвы, как это бывает обычно. Мы поняли, что стоит говорить о победах россиян, о победах, которые более всего важны для России как страны в XXI веке. «Есть ли будущее у России?» – вот тот вопрос, который мы обсуждали, надеясь, что разговор будет связан с победами нашей страны в области науки, технологий, экономики – это те победы, о которых мы можем и хотели бы говорить в XXI веке.

Что такое победа? Победа – некоторое исключительное достижение как результат борьбы с обстоятельствами, с природой, может быть, с косностью других людей, может быть, с экономическими трудностями. Назову одно из имен: Мстислав Всеволодович Келдыш, который во многом стоял за победой Юрия Гагарина – космонавта, впервые облетевшего Землю. Это было очень важно, но у этой победы есть и политическая основа, и военная. Сегодня у нас есть цель – воссоздать Россию как научно-технологическую сверхдержаву, а в приземленном, но более интересном для родителей и детей смысле – обеспечить их поступление в технические вузы. Для того чтобы это сделать, нужны примеры побед, которые россияне одержали в науке и технологиях. Я думаю, что большая часть тех образцов, тех примеров, которые наши дети реально видят и в жизни, и в средствах массовой информации, к сожалению, негативная. По телевизору показывают, по радио сообщают прежде всего горячие новости, а горячие новости – это катастрофы, трагедии, убийства. Фактически объем негативной информации очень велик. Когда мы говорим о победах, то это победы россиян, индивидуальные победы рабочего, конструктора, инженера, руководителя, ориентированные прежде всего на экономику, науку и технологии, и это важно. Победителем был не только Гагарин, не только Келдыш, главный теоретик космонавтики, но и до миллиона людей, которые работали в военно-промышленном комплексе Советского Союза. Они действительно побеждали, достигали индивидуальных результатов каждый на своем рабочем месте. Сейчас речь идет не о военном противостоянии, а об экономическом, о том, чтобы страна выжила, чтобы она перестала быть страной нефти, вот об этом очень серьезном деле идет разговор, вот здесь нам нужны победители. Власть тоже пытается, но у нее не слишком успешно получается говорить о том, что нам нужны победы, нужны победители, поэтому это некоторое реальное дело, в котором мы должны помочь. Если 1 сентября мы настраиваем наших детей на то, что были победы – победы Шухова, Эйлера, Келдыша и других, то это существенно. А то, что при этом можно говорить еще и о полководцах, – уже другой вопрос. Я хочу сказать, что есть, например, такая замечательная победа (если говорить о современных победах), как главная премия по математике в мире, которую получил молодой российский математик Станислав Смирнов. Есть победа тех же самых школьников – выпускников 11-го класса – у нас 8 победителей международных олимпиад. Я считаю, что примеры побед есть, сейчас их меньше, но они все же есть. Об этом нужно говорить, чтобы формировать у детей ощущение страны не только как страны со сложной противоречивой историей, но и как страны, в которой были одержаны очевидные для всего мира победы. Я считаю, что никакой учитель, в том числе учитель истории, не должен отказываться от обсуждения актуальных вопросов, он должен выражать свою собственную гражданскую позицию. Я думаю, что нужно честно говорить с ребенком, но в этом разговоре должен быть разговор о Келдыше, который всегда писал, что он из дворян, что его родственники были репрессированы. Надо честно рассказывать про Королева, в том числе сколько он отсидел, как он относился в результате к жизни. Но, кроме того, надо честно говорить и о победах, и о достижениях. Нужно воспитывать гражданское отношение, нужно иметь собственное отношение к тому, что делает власть, нужно работать и побеждать на своем рабочем месте. Безусловно, надо воспитывать способность к выбору, это один из основных результатов воспитания в школе, нужно выбирать, но нужно и давать серьезное основание для выбора в том, чтобы остаться в этой стране и создавать эту страну. Другое дело, что мы потеряли престиж учителя, что государство о нем хотя бы постоянно заботилось при советской власти, и это катастрофа в сознании людей. Очень серьезная проблема то, что дети не идут в учительскую профессию, то, что они не идут в учительские вузы. Поэтому мы больше должны говорить об учителях-победителях, в том числе и в средствах массовой информации, о конкретных победах в Год учителя, о том, что каждый день происходит в классе. Задача демонстрации честных и искренних, правдивых образцов служения государству и народу еще более важна, а линия на предъявление примеров побед в уроках истории, побед в области науки, технологии и экономики очень важна и для всего народа, и для наших детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте