search
main
0

Да здравствует словесность! ​Мнение

В ближайшем будущем в рамках реформы школьного образования в старших классах русский язык и литературу хотят объединить в один предмет – словесность. Хорошо это или плохо? Для меня, студентки физфака, это непростой вопрос. Потому что я и мои сокурсники имеют слабое представление о том, что такое словесность. В нашей школе уж точно эти предметы не были никак друг с другом связаны. На русском языке мы учились грамотно писать. На литературе мы обсуждали книги.

Но все изменилось, когда эти предметы у нас стала вести учительница, заведующая гуманитарным профилем нашей школы. Оказалось, она работает не на зачеты и экзамены, а на некую высшую идею. Она хотела, чтобы мы научились понимать непростые книги, полюбили читать, чтобы мы умели внятно излагать свои мысли, поощряла наличие независимого мнения и не жалела тратить на нас ни времени, ни сил. Примерно тогда русский язык, литература и даже история перестали быть для меня независимыми друг от друга дисциплинами. Они сложились в единое знание с определенной внутренней логикой. При подготовке к ЕГЭ мы писали эссе по сложным, глубоким текстам, которые зачастую перекликались с программой по литературе, истории. Мы знакомились с различными мнениями об изучаемых произведениях. Нам рассказывали о вещах, не имеющих никакого отношения к обязательной программе (как и на математике, но в этом не было ничего удивительного, ведь наш профиль был математическим). Мы задумывались над тем, кто такие интеллигенты, в чем заключается варварство русского народа, что такое хосписы. Мы учили стихи, но выбирали их сами. Непосредственно того, что называют словосочетанием «русский язык», у нас было мало. Нас не заставляли решать тесты в огромном количестве. И я не занималась этим сама, потому что это было совсем не интересно, хоть и важно. Зато я вынесла с уроков нечто более значимое. Интуитивное понимание предмета на более высоком уровне. Если под словесностью понимается то, что происходило у нас в старших классах, то я поддерживаю это нововведение. Что до школьного образования в целом, мне кажется, основная проблема заключается в том, что в школе детям предлагают какой-то набор знаний, прививают навыки, но не учат свободно мыслить и редко дают повод по-настоящему полюбить тот или иной предмет. Я думаю, что школьное образование должно быть направлено не только на получение знаний, но и на развитие креативного мышления. Буквально сегодня на практикуме преподаватель, обсуждая с нами задачу, озадачил вопросом, почему многие великие изобретатели были троечниками. Да потому, что в школе ценится прилежание, а не способность мыслить нестандартно и что-то придумывать. Я полагаю, что если определенные личностные качества двигают человечество вперед, они достойны того, чтобы о них помнили в школе при выставлении оценок. Анна КРАПИВИНА, студентка 1-го курса физфака МГУ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте