search
Топ 10

Да здравствует одаренность!

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Чаще всего они бывают замечены психологами, воспитателями, учителями и родителями. Знание особенностей таких детей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Одаренных отличают: высокий интеллект и любознательность, серьезность и критичность, настойчивость и воля. Одаренные дети рано овладевают знаниями в любимой сфере, они увлечены своим делом, независимы, умеют контролировать себя. Их тянет к контактам с другими одаренными людьми – возраст не имеет значения.

Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным.

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных решений. Удивляет и восхищает их способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Оригинальность мышления – отличительная черта одаренных детей.

Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи – это тоже одаренность, как и легкость генерирования новых идей, высокая концентрация внимания и отличная память.

Педагогу важно знать, что для одаренного ученика стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творческого человека.

Самостоятельность характеризует творческого ученика и выражается в независимости суждений, способности самому реализовывать важные решения, нести ответственность за свои поступки. Самостоятельность базируется в данном случае на способности к самооценке.

Очень близка самостоятельности социальная автономность. Она нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к такому ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.

Творчество и лидерство. Настоящий лидер – редкое явление, дар, истинный лидер – всегда творец. Но справедливо ли обратное утверждение? Всегда ли творец – лидер? Мы должны признать, что нет, но возрастание важности коллективного труда в обществе влечет за собой формирование у одаренного человека лидерских способностей.

Мы только начинаем разговор об одаренности на страницах нашей газеты, продолжение следует…

Е.ФАДЕЕВА, профессор МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту