Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Чаще всего они бывают замечены психологами, воспитателями, учителями и родителями. Знание особенностей таких детей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Одаренных отличают: высокий интеллект и любознательность, серьезность и критичность, настойчивость и воля. Одаренные дети рано овладевают знаниями в любимой сфере, они увлечены своим делом, независимы, умеют контролировать себя. Их тянет к контактам с другими одаренными людьми – возраст не имеет значения.
Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных решений. Удивляет и восхищает их способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Оригинальность мышления – отличительная черта одаренных детей.
Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи – это тоже одаренность, как и легкость генерирования новых идей, высокая концентрация внимания и отличная память.
Педагогу важно знать, что для одаренного ученика стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творческого человека.
Самостоятельность характеризует творческого ученика и выражается в независимости суждений, способности самому реализовывать важные решения, нести ответственность за свои поступки. Самостоятельность базируется в данном случае на способности к самооценке.
Очень близка самостоятельности социальная автономность. Она нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к такому ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.
Творчество и лидерство. Настоящий лидер – редкое явление, дар, истинный лидер – всегда творец. Но справедливо ли обратное утверждение? Всегда ли творец – лидер? Мы должны признать, что нет, но возрастание важности коллективного труда в обществе влечет за собой формирование у одаренного человека лидерских способностей.
Мы только начинаем разговор об одаренности на страницах нашей газеты, продолжение следует…
Е.ФАДЕЕВА, профессор МИОО
Комментарии