Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика впитываются, откладываются, фиксируются в сознании ребенка. Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло бы реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Без правильно сформированной речи ребенку сложно общаться и познавать красоту окружающего мира! Ведь он воспринимает предметы двояко – непосредственно с помощью органов чувств и посредством слов. Благодаря речи ребенок может воспринимать действительность отвлеченно, мысленно.
Развитие речи и речевого общения – одна из главных задач работы с детьми. Это воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. Направления работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – самая благодатная почва для решения этих задач. Благодаря знакомству детей с искусством, с художественной литературой расширяются знания детей, обогащается активный словарь, пополняется литературный багаж, а также совершенствуются художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх-драматизациях. Упражнения по развитию речи, как и упражнения по художественно-эстетическому воспитанию дошкольника, – два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения детей в детском саду. Каждый из них в одно и то же время – начало и продолжение другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств могут свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, а также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача взрослого – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Это интеграция развития речи и художественно-эстетического воспитания. Как показывает практика, такой подход позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. К 6-7 годам у детей уже в основном сформированы основные умения и навыки рисования, аппликации, лепки. В то же время именно в этом возрасте открывается огромный потенциал: познавательная деятельность приобретает более сложные формы, под умелым руководством ребенок задумывается над тем, как усовершенствовать какой-либо предмет, сделать его более красивым и полезным, то есть у него пробуждается творческое мышление. Стремлению детей что-то придумывать, видоизменять предметы, овладевать навыками творческо-преобразовательной деятельности способствует ежедневная регулярная совместная работа взрослого и ребенка!Советы родителям по развитию речи детей Ребенку необходимо слышать только правильную речь в семье. Речь отца и матери, всех членов семьи – это первый образец, которому он подражает. Даже если вы молчаливы от природы, все равно говорите с ребенком. Всегда поддерживайте стремление ребенка к общению, выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Отвечайте на его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью. Уважайте ребенка! В те моменты, когда ребенок говорит, выключайте громкую музыку, дайте ему возможность слышать себя и вас. Не подражайте неправильной речи ребенка, не сюсюкайте с ним. Говорите простыми словами, короткими фразами, соблюдайте паузы между фразами, тогда и дети, подражая вашей речи, научатся правильно говорить. Не допускайте у детей быстрой речи. Неторопливая, правильная, четкая речь предупреждает дефекты речи. В обучении и развитии речи детей создавайте игровые ситуации и играйте вместе с ними. Как можно больше читайте ребенку хорошие стихи, сказки, рассказы, перечитывайте их по нескольку раз, дети лучше воспринимают знакомые тексты. После прочитанного текста побеседуйте с ребенком (о чем была сказка? кто главный герой?), это повысит его словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка! Заучивайте с ребенком стихи и поощряйте его в досказывании рифмы, что помогает развивать фонематический слух ребенка. Не перегружайте ребенка речевым материалом, не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихи, при выборе книг пользуйтесь советами воспитателей. Н.БОЛДИНА, И.РУМЯНЦЕВА, Е.ТЕРНО, учителя-логопеды детского сада №2523 «Алые паруса»
Комментарии