С 1 января 2011 года вводится новый порядок аттестации педагогов, утвержденный Министерством образования и науки РФ и согласованный с отраслевым профсоюзом. Аттестация станет обязательной. На семинаре эту тему осветили советник отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников департамента общего образования Минобрнауки России Лидия Комиссарова и академик РАО, директор Института содержания образования Государственного университета – Высшей школы экономики Владимир Шадриков. Методика оценки уровня квалификации педагогических кадров, разработанная научным коллективом под руководством Владимира Шадрикова, будет рекомендоваться министерством для применения в регионах. Пока с ней знакомы только в трех субъектах РФ, где она апробировалась, – в Псковской области, Ставропольском крае и Ярославской области. На сентябрьском семинаре-совещании в Сочи она была впервые представлена широкой аудитории.
Предлагаемая методика разработана на базе профессионального стандарта педагогической деятельности, в основу которого положен психологический анализ деятельности учителя и ученика, а также данные педагогической теории, опросы педагогов, учащихся и других участников образовательного процесса.Авторы методики выделили шесть базовых компетенций учителя, которые и предлагается оценивать: компетенции в области мотивации учебной деятельности; в области постановки целей и задач педагогической деятельности; в области информационной основы педагогической деятельности; в области разработки программ и принятия педагогических решений; в области организации учебной деятельности, а также профессионально важные личностные качества (эмпатийность, самоорганизация, общая культура).При этом методика включает три основных направления аттестации: экспертную оценку уровня педагогической компетентности, самооценку учителя и письменное квалификационное испытание на соответствие занимаемой должности.Первое направление предполагает оценку педагогических компетенций по специально разработанным параметрам (всего подготовленный экспертный лист содержит 90 позиций). Каждый из них экспертам предлагается оценить по пятибалльной шкале. Пять баллов учитель получает в том случае, когда конкретный параметр компетентности реализуется в его деятельности постоянно и с высоким качеством, один балл – когда оцениваемый параметр в деятельности не реализуется.При проведении оценки экспертам рекомендуется опираться на такие источники, как анализ урока, собеседование с педагогом и руководителем образовательного учреждения, анализ рабочих программ и материалов к урокам, динамика успеваемости и внеучебные достижения учащихся, анализ достижений педагога (грамоты, награды), результаты опросов и диагностики учеников.Для тех регионов, которые будут использовать методику научного коллектива Владимира Шадрикова, готовится специальная программа повышения квалификации экспертов.«Раньше профессионализм педагога часто оценивался по количеству предоставляемых им бумаг, – отметила Лидия Комиссарова. – Сейчас мы от этого уходим. Мы настаиваем на том, что аттестация должна основываться на профессиональном стандарте педагогической деятельности. Этот профессиональный стандарт выведен в шесть базовых компетенций, о которых мы сегодня говорим. Здесь важно то, что педагога будут оценивать не только эксперты, но и сам он должен будет себя оценить, этот дуализм – очень важный составляющий момент, потому что педагог сможет определить, насколько завышена или занижена его самооценка».Руководители образовательных учреждений, по словам Лидии Комиссаровой, тоже должны пройти аттестацию, но ее форма и содержание будут несколько иными. Над ними сейчас работает научный коллектив РАО, и в ноябре будут готовы рекомендации по аттестации руководящих кадров.Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова подчеркнула: «Мы договорились с министерством стремиться к тому, чтобы были единые подходы, единые принципы по оцениванию в соответствии с требованиями на квалификационную категорию и на соответствие занимаемой должности. Либо педагог владеет компетенциями, либо нет, поэтому так и должна строиться аттестация. Мы договорились о том, что оценка будет основываться не на знании предмета учителем – речь идет именно об оценке владения компетенциями. Например, умеет ли он грамотно составить план урока, и так далее. Думаю, что этот механизм оценивания не будет похож на тесты по предметам, мы от этого ушли. Мы очень надеемся, что не позднее ноября все необходимые материалы, инструментарии для оценки предъявляемых требований будут доработаны и направлены в регионы».Владимир Шадриков считает, что аттестация должна способствовать повышению квалификации педагогов и выступать стимулом для этого, поэтому ставить людей в стрессовую ситуацию нецелесообразно: «В процессе исследования, которое мы проводили, выяснилось, что ниже коэффициента соответствия занимаемой должности оказалось около пяти процентов опрашиваемых педагогов. В таком случае с этими результатами педагог должен прийти в институт повышения квалификации, как мы идем к врачу с медкартой. И педагогу должны предоставить целенаправленную подготовку в соответствии с теми проблемами профессионального характера, которые у него есть. Мы должны понимать, что за любой оценкой стоит человек с его плюсами и минусами».Для проведения самооценки учителя также разработан специальный опросник. Его позиции аналогичны тем, по которым педагога оценивают эксперты. Но по результатам апробации листов самооценки количество вопросов было сокращено с 90 до 72.Больше всего объяснений на семинаре потребовал третий блок аттестации – письменное испытание на соответствие занимаемой должности. По словам Владимира Шадрикова, было много споров, что включить в эту письменную работу. В итоге остановились на следующем: учителю предложат написать конспект урока по одной теме в рамках учебного предмета, который он преподавал в текущем учебном году. При этом тему конспекта выбирает представитель экспертной комиссии. Учитель должен раскрыть структуру урока и содержание каждого из его этапов, отразить деятельность педагога и учеников на всех этапах, продемонстрировать, как подается новый материал, как осуществляется проверка и контроль знаний.«Выполнение этого задания будет свидетельствовать о том, что педагог знает свой предмет целиком, – полагает Владимир Дмитриевич. – Надежда Константиновна Крупская говорила: «Учителя от ученика отличают знания в один урок». Это ненормальная ситуация, учитель должен знать весь курс, который он преподавал в течение учебного года. Когда педагог приходит на аттестацию, эксперт узнает, какой курс он ведет, и называет тему конспекта. В этой письменной работе педагог должен показать знания предметного материала и методически отработать предложенную тему.Знание предмета и педагогические компетенции – это две составляющие, которые проходят через всю процедуру аттестации, надо знать предмет и уметь донести его до ученика. Опыты, которые мы проводили, показывают, что учителя испытывают определенные трудности при выполнении такого задания. Но мы считаем, что учитель должен быть в состоянии составить конспект по теме, которую он преподавал уже, быть может, несколько лет. Если он не владеет материалом, это говорит об уровне его квалификации.По результатам письменной работы эксперт дает заключение о соответствии данного педагога занимаемой должности. Здесь уже нет никаких баллов: либо «да», либо «нет». Возможна ситуация, когда работник будет частично соответствовать занимаемой должности, то есть эксперт условно ставит «да», но при этом педагогу выдается индивидуальное задание на повышение квалификации. В течение определенного времени, например года, с ним будут работать над повышением педагогической грамотности в тех аспектах, которые он не смог продемонстрировать.Кстати, мы проводили психологический анализ деятельности ученика и учителя, который показал, что именно компетенции, заявленные в нашей методике, являются важными для того, чтобы ученик активно работал, а учитель создавал условия для этого.К сожалению, как показывают исследования, наши учителя на семьдесят процентов не владеют компетенциями, которые будут определяться в ходе аттестации. Многие не ставят цели урока, слабо работают в области мотивации учебной деятельности ученика. Педагогические институты сегодня не готовят кадры, которые владеют этими компетенциями. Нужно перестроить методы преподавания в педагогических учебных заведениях».Так как вопрос об обязательном характере аттестации давно решен, председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова попросила участников семинара не воспринимать ее как карательную меру и гарантировала защиту профсоюза. «Это должен быть системный анализ деятельности педагога. В этом процессе участвует не просто директор, который определяет судьбу учителя, а представительный орган – аттестационная комиссия, которая может не аттестовать учителя только на базе серьезных оснований, причем с участием профсоюза. Я думаю, что если процедура аттестации будет проводиться так, как положено, такую аттестацию можно воспринимать как защиту учителя».
Комментарии