Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Портрет

Цикл университетских лекций – в помощь школе

На школьных уроках по обществознанию не учат анализировать, утверждают старшеклассники
Учительская газета, №01 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

В рамках программы Департамента образования города Москвы «Подготовка команд школьников города Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву» философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова начал цикл лекций для школьников. Бесплатные занятия проводят преподаватели факультета, имеющие опыт работы по довузовской образовательной программе.

Субботний день, полупустые коридоры университета, стайка ребят под дверью указанной аудитории. Зная заявленную в программе цель этой субботней встречи, пытаюсь выяснить, а за чем конкретно пришли они. На разговор сперва идут нерешительно. Одиннадцатиклассник Виталий мечтает поступить на философский факультет МГУ, надеется, что занятия в университете помогут подготовиться к ЕГЭ и олимпиадам. «Пока что олимпиады пишу из того, что знаю сам», – признается он. Десятиклассница Елена с планами на будущее еще не определилась, но, имея опыт участия в олимпиадах, знает, чему хочет научиться. «Не хватает творческих навыков в первую очередь и умения анализировать», – говорит она. «А еще не хватает знания терминов и умения излагать свои мысли в сочинениях», – подхватывает Федор.

Восьмиклассница Лиза мечтает в будущем поступать на юридический факультет или на политологию и уже участвует в олимпиадах за девятый класс. «В школе не дают достаточно знаний, чтобы выиграть олимпиаду. То есть люди, которые хорошо учатся в школе, приходят на олимпиаду с уверенностью, что они смогут ее выиграть или хотя бы стать призерами, а там абсолютно другие задания, которые в школе даже не разбираются. Поэтому я сюда пришла, чтобы получить эти знания», – уверенно говорит Лиза.

По словам заместителя зав­кафедрой философии языка и коммуникаций философского факультета МГУ Александра Сегала, абитуриенты и студенты младших курсов обладают достаточно путаными представлениями об обществе и о процессах его развития. «Надо сказать, что в основном учебники по обществознанию сделаны вполне добротно, особенно базовый и профильный комплекты для 8‑11‑х классов под редакцией Л.Н.Боголюбова. Но охват изучаемых тем огромен: экономика, право, философия, политология, психология. А объем и содержание связаны, увы, обратным отношением. Коллеги, ведущие подготовительные курсы, говорят, что материал, разбитый по темам, а не по научным школам, создает мозаичную картину. Поэтому при подготовке в вузы приходится перегруппировывать материал школьной программы по научным школам и персоналиям», – говорит Александр Сегал.

А вот восьмикласснице Лизе экономики и права на школьных уроках по обществознанию как раз не хватает. «В школе проходят только общество, и все, не затрагивают экономику, право, а задачи на олимпиадах на это есть. Не учат в школе анализировать. Только когда ходим на дополнительные занятия, более или менее уже начинаем что-то понимать», – признается она.
Научить решать творческие задачи, требующие развернутого письменного ответа, и уметь анализировать обществоведческие проблемы, и подтянуть базовые темы курса «Обществознание» берутся преподаватели философского факультета. «Программа, которая вас уже позиционирует,  очень почетно называется «Работа с молодыми талантами». Здесь уже анонсировано, что вы таланты, и эти таланты надо раскрыть. Вообще сейчас конкурентная борьба за таланты начинается именно на школьном уровне во всем мире. Поэтому, конечно, для любой страны очень важно выявлять этот потенциал молодежи. Мы рады вам в чем-то помочь», – обращается к ребятам доцент кафедры философии образования философского факультета МГУ Татьяна Сохраняева.

На субботних лекциях планируется повысить и уровень общей эрудиции школьников, потому в программу занятий включены темы, которые в школе глубоко не анализируют и которые даже не всегда представлены в учебниках. «Все-таки главной задачей школы по-прежнему остается приобщение детей к апробированному знанию, а не к дискуссионному. Соответственно расширение «поля зрения» возможно как раз через различные виды дополнительного образования», – говорит Татьяна Вилевна.

Философский факультет уже четыре года участвует в масштабной комплексной программе по работе с талантливой молодежью, которую МГУ имени М.В.Ломоносова проводит в сотрудничестве с Департаментом образования города Москвы. И важность таких лекций для старшеклассников, убеждена Татьяна Сохраняева, не только в том, что они могут помочь выиграть олимпиаду, а значит, получить преференцию при поступлении в вуз, но и в том, что такое сотрудничество школьников и вузовских преподавателей поможет ребятам лучше узнать самих себя.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt