search
main
0

Оценки. Планы. Тенденции

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Краткая характеристика текущей ситуации в российской экономике

Весной текущего года Минэкономразвития России разработало сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

16 июня на заседании рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии было заслушано сообщение представителя Минэкономразвития России «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

По информации Минэкономразвития России, оценка осуществлялась на основе прогноза, подготовленного в сентябре 2020 года, и изменений первых месяцев 2021 года. Были сделаны выводы об улучшении как внешних, так и внутренних условий развития российской экономики. Вместе с тем экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в России и в мире до конца не преодолены, более того, в значительном числе стран вновь введены либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития как на кратко-, так и на среднесрочном горизонте, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами. Сценарные условия разработаны в двух вариантах. Базовый описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, рассчитанного до конца 2021 года.

Консервативный вариант основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

На основе прогноза, подготовленного Минэкономразвития России в апреле, ВВП в 2021 году скорректирован до роста в 2,9% (против 3% в 2020 году); рост инвестиций в основной капитал предполагается на 3,3% (против падения в 2020 году на 1,4%); снижение инфляции в годовом выражении ожидается до 4,3%, а уровня безработицы – до 5,2% (к концу года – до уровня менее 5%.) В условиях восстановления рынка труда реальные заработные платы в 2021 году вырастут на 2%; компенсационный рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 3% (после падения на 3,5% в 2020 году).

При базовом варианте развития российской экономики в соответствии с апрельским прогнозом Минэкономразвития России рост ВВП в 2022-2024 годах составит 103,2-103%; инвестиций в основной капитал – 105,3%-105,1%. Инфляция ожидается на уровне 4% все три года; а уровень безработицы, как предполагается, будет снижаться по годам и составит в 2022 году 4,7%, в 2023 году – 4,65, в 2024 году – 4,5%.

К сожалению, в первой половине года в рамках РТК не были рассмотрены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, хотя в Единый план мероприятий на 1‑е полугодие 2021 года по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 годы этот важнейший для обсуждения проекта федерального бюджета вопрос был включен.

По информации Координатора РТК, вице-премьера Татьяны Голиковой, федеральные органы исполнительной власти 27 июля должны были внести предложения в Минфин России к проекту федерального бюджета на 2022 год и плановый период. В связи с предстоящими изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов должен быть внесен в Государственную Думу 15 сентября вместо 15 октября.

Следовательно, согласно установленному порядку основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, а также проектировки федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов должны быть обсуждены в рабочих группах и на заседании РТК до середины сентября.

О докладе Правительства РФ Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году

Деятельность Правительства РФ в сфере образования в 2020 году осуществлялась в соответствии с решениями и поручениями Президента Российской Федерации, положениями законодательства об образовании, а также с учетом установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172‑ФЗ правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации, реализуемых через координацию государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их взаимодействие с общественными, научными и иными организациями.

Общий вектор развития системы образования задан в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, и ежегодно уточняется посланиями Президента РФ Федеральному Собранию.

Положения указанных документов определяют образование в качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Инструментами достижения данной стратегической цели являются:

– возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

– повышение качества общего, профессионального и высшего образования, развитие образовательной инфраструктуры в целях обеспечения экономической безопасности, повышения качества и доступности услуг в социальной сфере с ориентацией их на эффективное удовлетворение запросов и потребностей людей;

– формирование целостной системы воспроизводства кадров для научно-технологического развития страны.

При этом сохраняют свою актуальность показатели, определенные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В числе ключевых результатов, достигнутых в рамках реализации основополагающих документов стратегического планирования, можно отметить следующие:

– завершена реализация Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100);

– поддерживается сеть опорных университетов, ориентированных на сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов, повышающих качество обучения, в том числе за счет кооперации с ведущими университетами-лидерами;

– обеспечивается модернизация инфраструктуры организаций среднего профессионального образования за счет создания центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций;

– запущен пилотный Проект 500+, направленный на поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях;

– совместно с субъектами Российской Федерации осуществляются мероприятия по развитию инфраструктуры дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей;

– осуществляется своевременное обновление содержания образования, образовательных технологий, в том числе активное развитие индивидуальных подходов к обучению;

– расширяется внедрение практикоориентированных подходов в реализации образовательных программ на разных уровнях образования, практика привлечения работодателей к управлению образовательными организациями, внедрение технологий Ворлдскиллс в деятельность системы СПО, в том числе демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации;

– предпринимаются меры по совершенствованию воспитательного потенциала образовательных организаций;

– в целом сформирована и функционирует эффективная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, способствующая развитию интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, физкультурно-спортивной деятельности, в том числе через участие в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, тематических сменах, работе проектных команд;

– создаются условия для раннего развития детей, в том числе формируется действенная система оказания разных видов помощи и поддержки родителей по вопросам обучения, воспитания детей (консультативной, методической, психолого-педагогической);

– принимаются меры по созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инклюзивного образования, разработки адаптированных образовательных программ, создания условий для профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ и содействия их дальнейшему трудоустройству;

– продолжается работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, формированию навыков здорового образа жизни обучающихся, включая развитие физкультурно-спортивного воспитания и модернизацию спортивной инфраструктуры образовательных организаций;

– обеспечивается формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды;

формируется постоянно действующая система повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования;

– расширяются масштаб и география реализации проектов по популяризации русского языка, образования на русском языке для иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, а также меры сохранения и поддержки языков народов Российской Федерации;

– несмотря на сложную эпидемиологическую и социально-экономическую обстановку, удалось обеспечить неснижение показателя количества иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях по программам высшего и среднего профессионального образования.

В 2020 году вектором среднесрочного планирования последовательно выступали указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а затем от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Закреплена ответственность федеральных органов исполнительной власти в сфере образования за достижение целевых показателей национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов», определенной указом №474:

– за Минпросвещения России – по показателям «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» и «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования»;

– за Минобрнауки России – по показателю «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования»;

– за Росмолодежью – по показателю «увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов».

Вместе с тем в 2020 году деятельность системы образования, как и других отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации и всего мира, претерпела существенные трудности в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Федеральные органы исполнительной власти в сфере образования включились в реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 года.

Введенные в Российской Федерации в 2020 году ограничительные меры оказали наибольшее влияние на следующие направления деятельности системы образования:

– были существенно изменены порядок и процедура проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9‑х и 11‑х классов общеобразовательных организаций;

– был отменен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников;

– для обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования массово внедрялись в сжатые сроки электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

– проведение многих массовых общесистемных мероприятий обеспечивалось в онлайн и смешанном очно-заочном форматах, переносились сроки проведения отдельных мероприятий.

* * *

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования приведены некоторые данные о прогнозе развития системы образования и перспективных задачах на среднесрочный период с учетом вызовов и тенденций, стоящих перед системой образования.

Прогнозируемое снижение численности воспитанников в возрасте 3-7 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1318,4 тыс. человек, с 6516,2 тыс. в 2019 году до 5197,8 тыс. к 2024 году, вызвано прогнозируемым снижением численности возрастной когорты 3-7 лет (по данным Росстата).

Как следствие, прогнозируется снижение численности педагогических работников, занятых в сфере дошкольного образования, на 109,1 тыс. человек, с 617,9 тыс. в 2019 году до 508,8 тыс. в 2024 году.

В сфере общего образования прогнозируется увеличение численности обучающихся на 1,9 млн человек, с 16,6 млн в 2019 году до 18,5 млн в 2024 году.

Прогнозируемая численность педагогических работников в сфере общего образования рассчитана исходя из прогнозируемой численности обучающихся с учетом незначительного роста на прогнозном периоде величины соотношения численности обучающихся к численности педагогических работников до 13,6 в 2024 году. В результате численность педагогических работников может увеличиться на 123 тыс. человек, с 1241 тыс. в 2019 году до 1364 тыс. в 2024 году.

Анализ данных распределения педагогических работников по возрастным группам за 2016-2020 годы показывает рост численности педагогических работников в возрастных группах до 25 лет, 30-34 лет, 35-39 лет. При этом по-прежнему наблюдается увеличение численности педагогических работников в возрастной группе старше 50 лет.

Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, прогнозируется с ростом на 13%, или на 439 тыс. человек, в период 2020-2024 годов, с 3336 тыс. в 2020 году до 3775 тыс. в 2024 году, что связано с увеличением численности возрастной когорты 15-20 лет и востребованностью специалистов в реальных секторах экономики.

Численность преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования может увеличиться на 16,4 тыс. человек, со 165 тыс. в 2020 году до 181,4 тыс. в 2024‑м. Увеличение численности рассматриваемой категории работников будет составлять 4-5 тысячи человек ежегодно.

Прогнозная численность обучающихся, осваивающих программы высшего образования, рассчитана с учетом изменения численности выпуска общеобразовательных школ, выпуска учреждений среднего профессионального образования и контрольных цифр приема (КЦП). Численность обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, может возрасти на 177 тыс. человек, с 4049,3 тыс. в 2020 году до 4226,3 тыс. в 2024 году.

Объем и структура КЦП формируются с учетом потребности в квалифицированных кадрах на основе предложений, полученных от субъектов РФ и центров ответственности, в качестве которых выступают федеральные органы исполнительной власти, работодатели и Минобрнауки России (постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 г. №261).

За последние 5 лет произошел существенный рост объемов КЦП в области здравоохранения и медицинских наук (на 44%), образования и педагогических наук (на 23%), в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» с 2019 по 2021 год более чем на 20 тысяч увеличилось число бюджетных мест в области информационных технологий.

Начиная с 2021 года формирование КЦП осуществляется с учетом необходимости обеспечения 50% выпускников школ бюджетными местами по очной форме обучения. На 2021-2022 учебный год количество бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета (очная форма обучения) было увеличено на 33,7 тыс.

С 2022 по 2024 год, исходя из демографической ситуации, планируется поддержание объема КЦП на уровне 2021 года.

Расчет прогнозной численности профессорско-преподавательского состава произведен по численности студентов, приходящихся на одного работника, замещающего должность ППС. На прогнозный период данное значение было зафиксировано на уровне 2020 года (18,15).

По прогнозной оценке численность профессорско-преподавательского состава может возрасти на 9,7 тыс. человек, с 223,1 тыс. в 2020 году до 232,8 тыс. в 2024 году.

Численность профессорско-преподавательского состава вслед за динамикой численности студентов прогнозируется с ежегодным ростом на 2,4 тыс. человек начиная с 2021 года.

Анализ возрастной структуры ППС показывает незначительный рост среднего возраста, при этом наблюдается снижение доли преподавателей в возрасте до 39 лет, с 28,9% в 2017 году до 25,1% в 2020 году, то есть более чем на процент в год. Средний возраст ППС в 2020 году составил 49,3 лет.

Выводы

Изменения численности обучающихся и педагогических работников в сфере образования в наибольшей степени обусловлены изменениями в демографии населения. Демографическая волна предопределяет изменение численности обучающихся по различным уровням образования, прежде всего в сфере общего образования. Наибольший рост (как в абсолютном выражении, так и в относительном) ожидается в сфере общего образования.

Вслед за трендами изменения численности обучающихся по уровням образования численность педагогических работников в прогнозном периоде также будет подвержена изменениям.

Пик потребности в педагогических кадрах приходится на сферу общего образования, где потенциальная потребность в кадрах в 2021 году может превысить 45 тыс. педагогических работников. В последующие годы потребность будет сохраняться с тенденцией к снижению.

В сферах среднего профессионального и высшего образования корректирующими факторами выступают регулирующие действия исполнительной власти, выражающиеся в распределении контрольных цифр приема, увеличении учебных мест, стимулирующих мерах по привлечению профессиональных кадров в сферу образования. Данные факторы могут скорректировать прогноз в сферах среднего профессионального и высшего образования. В данных сферах в рассматриваемом периоде в 2020-2024 годы наиболее ожидаемым сценарием является продолжение тенденции превышения темпа роста численности обучающихся по программам среднего профессионального образования над темпом роста обучающихся по программам высшего образования.

Таким образом, результаты прогнозных оценок показывают, что в сфере образования проявляются разнонаправленные процессы в разных ее сегментах. С учетом тренда изменения численности воспитанников дошкольных образовательных организаций ожидается снижение потребности в учебных местах и занятых в данной сфере. В сегментах общего, среднего профессионального и высшего образования положительная динамика изменения численности обучающихся обуславливает соответствующий рост потребности в дополнительных учебных местах и педагогических кадрах.

* * *

Хотелось бы обратить внимание на некоторые важные оценки и выводы, которые сделали депутаты Государственной Думы VII созыва – члены Комитета по образованию и науке, рассмотрев доклад Правительства РФ 15 июня 2021 года.

Отметив, что отчет представляется в Государственную Думу в восьмой раз, комитет констатировал определенные позитивные изменения в его структуре, но вместе с тем заявил, что доклад не представляет собой документ, который мог бы служить основой определения приоритетных направлений государственной политики в сфере образования на очередной календарный год, определения и уточнения необходимых мер для их реализации, а также совершенствования нормативного правового регулирования сферы образования.

Комитет считает, что в тексте рассматриваемого доклада отсутствуют данные государственных, как федеральных, так и региональных, органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, что не позволяет увидеть положение дел в полном объеме.

В докладе по-прежнему сохраняются неопределенность и разночтения относительно выбора документов, которые фиксируют реализуемую государственную политику в сфере образования.

В отчете приведен достаточно большой перечень стратегических документов, указанных как задающих общий вектор развития системы образования. В то же время информация о том, каким образом исполнялись перечисленные документы, какие показатели их реализации достигнуты в отчетном году, отсутствует.

Как можно видеть, каждый год доклад формируется с учетом существенно отличающихся документов стратегического планирования. По мнению комитета, необходимо более четко определить документы, которыми формируется государственная образовательная политика, и инструменты ее реализации. В связи с изложенным комитет отмечает, что стратегическое видение в рассматриваемом докладе отсутствует, что во многом мешает сконцентрироваться на главном, избавиться от дублирования и противоречий в стратегических документах.

Постановлением Государственной Думы от 23 июля 2019 года №6683-7 правительству рекомендовалось разработать и утвердить Стратегию развития образования в Российской Федерации, структурированную по видам образования.

Работа над этим документом, судя по отчетам правительства, ведется уже четвертый год. В рассматриваемом докладе отмечено, что Минпросвещения России в 2020 году продолжило разработку проекта отраслевой стратегии. Однако каковы результаты этой работы и когда она может быть завершена, в документе не отражено.

О рассмотрении комплекса стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития, подготовленного правительством, на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам

19 июля 2021 года на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был представлен подготовленный правительством комплекс стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития, которые призваны связать в единое целое государственные программы, национальные проекты и национальные цели.

В своем вступительном слове Президент России Владимир Путин заявил, что «благодаря ответственной и одновременно гибкой макроэкономической политике, мерам поддержки предпринимательства и высокотехнологичных отраслей страна смогла быстро преодолеть кризисные последствия». Экономический рост по итогам текущего 2021 года составит порядка четырех процентов. При этом президент подчеркнул, что «нужно использовать такие позитивные тенденции для повышения уровня жизни людей, потому что в конечном счете именно в этом и заключается смысл экономического роста, его ключевой результат, и за всеми макроэкономическими показателями, индикаторами нужно всегда видеть конкретного человека и его проблемы».

Отмечая наиболее важные решения и действия власти в социальной сфере, президент обратил внимание на то, что серьезные шаги уже сделаны в образовании. Речь о создании новых мест в школах, развитии естественно-научных и инженерных направлений. За ближайшие пять лет нужно провести капитальный ремонт школ, прежде всего в селах, небольших населенных пунктах. Для более семи миллионов школьников – то есть практически для всех учеников младших классов – уже организовано бесплатное горячее питание. Что касается профессионального образования, то по мировым стандартам уже оснащены более полутора тысяч колледжей и техникумов. В регионах все больше вузов, где качество обучения, исследовательской деятельности признано на международном уровне.

Переходя к обсуждению повестки заседания, президент предупредил, что новые инициативы должны не отменять, а именно дополнять принятые ранее решения, обеспечивать безусловное достижение национальных целей.

Выступивший затем Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заверил, что представляемые инициативы добавят гибкости социально-экономической системе, дадут возможность ее быстрой подстройки под динамично меняющиеся внешние условия и, таким образом, позволят свести к минимуму отклонения, которые возможны при длительных сроках планирования. При этом предлагаемые правительством инициативы социально-экономического развития не нарушают сбалансированности бюджета, и есть четкое понимание, за счет каких источников будет осуществлено финансирование новых проектов. Общая стоимость этих инициатив на три с половиной года составит 4 триллиона 600 миллиардов рублей, основная часть – это уже имеющиеся бюджетные ресурсы, средства частных инвесторов, государственных компаний, институтов развития. Дополнительно потребуется выделить порядка 736 миллиардов рублей из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния.

Председатель правительства также отметил, что все повышенные, социальные обязательства перед людьми будут выполнены в полном объеме. Граждане своевременно получат все выплаты, пособия, пенсии, а ранее принятые решения в социальной сфере будут осуществляться в проактивном режиме. Правительство будет жестко контролировать расходование средств на эти цели.

По словам премьер-министра, важная задача в образовательной сфере – повышение популярности рабочих специальностей: «Предстоит сконцентрировать программы подготовки примерно по 200 профессиям и специальностям. Чтобы у молодых людей были высокие компетенции в области информационных технологий, мы планируем ввести курсы программирования в школах и цифровые кафедры в университетах. Это необходимо, чтобы мы учитывали наши планы по обеспечению доступа к Интернету и современным услугам связи, в том числе в небольших поселениях и на отдаленных территориях. По всей стране появится возможность в онлайне получать государственную услугу по оформлению выплат, пособий и справок. Работа над ее формированием идет полным ходом, как и реализация планов в рамках цифровой трансформации».

Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что по поручению президента правительством прорабатывается системная долгосрочная программа по содействию молодежной занятости и одновременно проводится трансформация программы профессионального образования в СПО. В связи с этим она представила проект «Профессионалитет», который «обеспечивает вклад сразу в достижение двух национальных целей: с одной стороны, создавая возможность для самореализации, а с другой – влияя на благополучие граждан за счет востребованности на рынке с достойной заработной платой».

В частности, правительство планирует комплексную реструктуризацию среднего профессионального образования за счет взаимодействия с предприятиями, то есть отраслевого подхода к подготовке кадров. По словам вице-премьера, профессионалитет по сути – это новый уровень образования, который включает не только новые механизмы управления колледжами, но и новое содержание образовательных программ. Правительство предполагает изменить механизмы управления колледжами на основе принципов государственно-частного партнерства посредством создания управляющих компаний. Быстро включаться в работу на реальном производстве студентам СПО позволят гибкие образовательные программы с возможностью донастройки в процессе обучения и с использованием соответствующих цифровых модулей. Запуск проекта намечен на сентябрь этого года.

Для реализации проекта вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей определены пилотные отрасли: атомная промышленность, металлургия, машиностроение, нефтегазохимия, транспорт, горнодобывающая и фармацевтическая промышленность. «Ожидаем, что трудоустройство выпускников колледжей возрастет с сегодняшних 60 до 85 процентов, а предприятия будут получать высококвалифицированных работников не через четыре года, как сейчас, а уже через два года с начала обучения», – сказала вице-премьер. На эти цели предполагается направить дополнительно 30 миллиардов только из федерального бюджета.

В ходе выступления Т.А.Голикова проинформировала о ряде достигнутых результатов в рамках национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов»: «По итогам 2020 года показатель «средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований по общему образованию» составил 13,5 при плановом значении 14. Планируем, что к 2024 году Российская Федерация максимально приблизится к 12‑му месту и сохранит положительную динамику по вхождению в десятку мировых лидеров по общему образованию».

В рамках национального проекта «Образование» создано почти 150 тысяч новых мест, в 2024 году будет создан еще один миллион, в том числе с использованием механизма ГЧП. Благодаря принимаемым мерам численность детей, обучающихся в третью смену, по итогам 2020 года снизилась на 20,6 процента и составила чуть больше 18 тысяч человек.

Татьяна Голикова также сообщила о том, что обработаны статистические данные по школам для запуска программы капитальных ремонтов, предложенной президентом. В целом в капитальном ремонте в стране нуждаются семь тысяч школьных зданий, это чуть более 10 процентов. Наибольшее количество таких зданий в Северо-Кавказском и Дальневосточном округах.

Справочно: 28 июля в ходе совещания по вопросам подготовки к новому учебному году президент высказал неудовлетворенность тем, что поставленная им задача провести до 2026 года капитальный ремонт всех школьных зданий, которые в нем нуждаются, может быть не выполнена.

По сообщению министра просвещения РФ Сергея Кравцова, на 2022 год намечен капитальный ремонт порядка 700 зданий, имеющих проектно-сметную документацию, тогда как по оценке президента для выполнения задачи в срок нужно ремонтировать по 1400-1500 зданий в год. Президент поручил министру пересмотреть объемы и сроки намеченного ремонта школ.

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ, выступая на заседании совета, сообщил, что в 2021 году планируется завершить программу подключения школ к быстрому Интернету: «Два года назад у половины школ вообще не было высокоскоростного Интернета, а к концу этого года будут подключены все школы из программы. На сегодняшний день остаются школы, их порядка 20 процентов, у которых скорость доступа меньше федерального стандарта, они не были включены в первичные заявки от регионов. Этот вопрос правительство держит на контроле и предполагает решить его за счет федеральных субсидий. И параллельно решается задача, чтобы ученики и учителя каждой школы могли воспользоваться беспроводным Интернетом на уроках в школах, в классе».

Напомнив о поручении президента развивать рынок IT-кадров, вице-премьер отметил, что уже третий год подряд увеличиваются контрольные цифры приема в вузы по IT-специальностям. Также многие состоявшиеся специалисты в других отраслях, видя востребованность цифровых компетенций, хотят попробовать себя в IT-сфере, освоить технологии по искусственному интеллекту. Для таких граждан в этом году стартовала программа компенсации половины затрат на обучение.

Отдельно Дмитрий Чернышенко остановился на новых инициативах правительства в IT-сфере: «Ученикам старших классов предоставим возможность пройти двухлетнее обучение современным языкам программирования бесплатно. Считаю, что это крайне важная инициатива, так как именно в этом возрасте ребята выбирают будущую профессию. Если дадим им стимул обу­чаться IT, они смогут связать свою жизнь с этой сферой. Эта инициатива касается также и студентов. Для студентов будут созданы цифровые кафедры, где в течение года или двух они смогут получить дополнительную IT-специальность».

В партнерстве с крупными компаниями правительство планирует создавать передовые инженерные школы. Также вице-премьер представил инициативу «Платформа университетского технологического предпринимательства». В рамках нее для студентов будут открыты стартап-студии, акселераторы, предусмотрены гранты на создание таких стартапов во время учебы.

Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением трудовых прав и социально-экономических интересов работников государственных и муниципальных учреждений, включенных по инициативе профсоюза в Генеральное соглашение на 2021-2023 годы

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы подписано в марте 2021 года председателем ФНПР Михаилом Шмаковым, президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным и министром труда и социальной защиты Антоном Котяковым. В церемонии в режиме видеоконференции принял участие Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Проект Генерального соглашения на 2021-2023 годы был одобрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2020 года.

Документ затрагивает интересы более 70 миллионов человек, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Состав РТК на 2021-2023 годы обновился. Количество членов комиссии осталось прежним: по 30 человек от каждой из сторон социального партнерства – профсоюзы, работодатели, Правительство РФ. Обязанности координатора РТК продолжила исполнять заместитель Председатель Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова.

Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова вошла в новый состав РТК и, как и в предыдущий трехлетний период, стала сопредседателем рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения (рабочая группа №2).

Текущая работа РТК ведется в соответствии с Единым планом первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации Генерального соглашения, утверждаемым на 1‑е или 2‑е полугодие.

Общероссийский Профсоюз образования, как и общероссийские профсоюзы работников здравоохранения и культуры, входящие в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, принял активное участие в подготовке проекта нового Генерального соглашения.

Проблема перманентного роста региональной дифференциации в оплате труда работников образования, всей бюджетной сферы становится сегодня одной из ключевых, ее преодоление требует своевременных как экономических, так и организационных решений. По предложению профсоюза в результате непростых трехсторонних переговоров в раздел «Экономическая политика» Генерального соглашения на 2021-2023 годы в перечень взаимных обязательств сторон включен пункт 1.3 «формировать политику в сфере межбюджетных отношений, направленную на сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

В разделе II «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения» Генерального соглашения записано, что стороны обязуются:

2.1. Обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе:

– на установление минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации;

– на сохранение установленных соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, а также безусловное сохранение достигнутых значений средней заработной платы в абсолютном выражении перечисленных в этих указах категорий работников государственных и муниципальных учреждений;

– на установление региональным соглашением о минимальной заработной плате размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.3. Проводить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы, в том числе обеспечить:

– определение требований к размерам окладов (должностным окладам, ставкам заработной платы) при установлении требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

– формирование единых подходов при разработке требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, в том числе по соответствующим профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп) на основе дифференциации типовых должностей;

– утверждение Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в зависимости от сложности труда, применяемых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера и условий назначения указанных выплат;

– разработку мер по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений;

– установление на уровне субъекта Российской Федерации равных минимальных размеров ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) работников бюджетной сферы для государственных учреждений субъектов Российской Федерации одной профессиональной квалификационной группы (квалификационного уровня соответствующей профессиональной квалификационной группы), выполняющих одинаковую трудовую функцию.

2.4. Своевременно (до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) разрабатывать в рамках комиссии Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

2.6. Проводить работу по содействию организации нормирования труда, в том числе:

– по научно-методическому обеспечению организации нормирования труда;

– по актуализации по мере необходимости типовых отраслевых норм труда, в том числе в сферах здравоохранения, образования и культуры;

– по профессиональной подготовке специалистов по нормированию труда.

Рекомендовать организациям определять системы нормирования труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций с учетом мнения представительного органа работников.

О рассмотрении актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования, здравоохранения и культуры Российской трехсторонней комиссией

В первом полугодии 2021 года в рамках Единого плана первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации Генерального соглашения на 2021-2023 годы было рассмотрено несколько актуальных вопросов, связанных с обеспечением защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования, здравоохранения и культуры.

Так, на рассмотрение рабочей группы №2, сопредседателем которой является Галина Меркулова, был вынесен вопрос «О динамике среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных организаций (в абсолютном выражении) в 2019-2020 годах».

При этом члены рабочей группы сочли целесообразным одновременно рассмотреть еще один важный вопрос – «О мерах, принятых в 2020 году в целях сохранения достигнутых целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761, от 28 декабря 2012 г. №1688».

Большую обеспокоенность государственных органов власти в субъектах Российской Федерации в 2020 году вызывал тот факт, что по итогам года уровень зарплаты основных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента РФ, может существенно превысить величину целевого показателя – «среднемесячного дохода от трудовой деятельности», который мог снизиться в связи с кризисными явлениями в экономике страны.

Как известно, объемы выделяемой бюджетам субъектов РФ финансовой поддержки из федерального бюджета определяются в соответствии с определенными соглашениями и могут быть уменьшены в зависимости от такого превышения целевого показателя.

В связи с этими рисками многие регионы в ответ на запрос Минэкономразвития России о величине прогнозных значений среднемесячного дохода от трудовой деятельности (Знр) на 2020 год предъявили очень осторожные данные. Поэтому весь 2020 год, как стало известно профсоюзу, регионы с учетом ими же сформированных прогнозов по размеру Знр принимали решения по изменению среднемесячной зарплаты основных категорий педагогических работников. Более того, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, ориентировали на аналогичные действия органы местного самоуправления.

Все это привело к нестабильности (поквартальной) в размерах выплачиваемой педагогическим работникам средней заработной платы, вызванной отменой или снижением стимулирующих и даже компенсационных выплат, судя по сообщениям из ряда регионов России. Опубликованные официальные данные федерального статистического обследования о размерах начисленной среднемесячной заработной платы педагогических работников за 9 месяцев 2020 года позволили убедиться в массовом снижении величин этого показателя (по сравнению с первым полугодием, а в отдельных случаях – с первым кварталом 2020 года и даже с показателями 2019 года) по основным категориям педработников во многих регионах.

По итогам обсуждения 2 июля 2021 го­да рабочей группой №2 принято решение:

1) принять к сведению сообщения представителей Минтруда России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минздрава России, Минкультуры России по двум рассматриваемым вопросам;

2) включить в Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на II полугодие 2021 года вопрос «Об эффективности принимаемых мер в целях сохранения достигнутых целевых показателей уровней заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных организаций, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761, от 28 декабря 2012 г. №1688, в ряде субъектов Российской Федерации, в которых в течение нескольких отчетных периодов допущено невыполнение целевых показателей уровней заработной платы по ряду основных категорий работников в государственных и муниципальных организациях разных видов деятельности» для рассмотрения на рабочей группе РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения;

3) предложить Минтруду России, Минпросвещения России, Минздраву России, Минкультуры России совместно с представителями Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Профсоюза работников здравоохранения РФ и Российского профсоюза работников культуры в срок до 20 июля 2021 года определить согласованный список субъектов РФ, в которых в течение ряда отчетных периодов было допущено неоднократное невыполнение целевых показателей уровней заработной платы;

4) для рассмотрения указанного вопроса на заседании рабочей группы комиссии пригласить для участия представителей субъектов Российской Федерации.

28 мая 2021 года на заседании РТК обсуждался проект постановления Правительства РФ «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения». В основном комиссия согласилась с проектом постановления. Кроме того, в решении РТК отмечено, что сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает необходимым:

– предложить Минтруду России совместно с Минздравом России в рамках разработки методологии формирования систем оплаты тpyда работников предусмотреть рекомендуемые параметры систем оплаты труда для расчетной апробации в пилотных регионах: структуру групп должностей, минимальную расчетную величину, коэффициенты сложности труда, региональные коэффициенты для определения размера должностных окладов, наименования выплат компенсационного и стимулирующего характера и их рекомендуемые размеры;

– зафиксировать в проекте постановления участие заинтересованных профсоюзов при разработке проектов нормативных правовых актов для целей реализации пилотного проекта;

– предложить Минтруду России и Минздраву России поэтапно информировать Российскую трехстороннюю комиссию о ходе реализации пилотного проекта.

На заседании РТК 28 мая 2021 года был рассмотрен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год».

В решении РТК было отмечено, что сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект постановления в представленной редакции и считает необходимым:

– увеличить коэффициенты региональной дифференциации для тех субъектов РФ, в которых расчетная величина прожиточного минимума на основе таких коэффициентов снижается по сравнению с установленной величиной прожиточного минимума на 2021 год;

– установить коэффициенты по социально-демографическим группам населения для каждого субъекта Российской Федерации с учетом сложившихся в настоящее время значений данных коэффициентов, но не ниже тех, что предусмотрены в проекте постановления;

– предложить Минтруду России продолжить работу над проектом постановления с учетом вышеуказанных замечаний и предложений и повторно представить на рассмотрение рабочей группы комиссии.

Также Минтруду России предложено представить информацию о расчетах величины федерального прожиточного минимума и величины регионального прожиточного минимума для каждого субъекта РФ.

По результатам рассмотрения на заседании РТК 23.07.2021 проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г.№82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» стороны социального партнерства приняли решение согласиться с проектом документа. Вместе с тем сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает необходимым пересмотреть соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы и предлагает сторонам РТК провести консультации по вопросу увеличения этого соотношения.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте