В профессии педагога наставничество и личный пример авторитетного учителя могут сыграть главную роль в выборе жизненного пути. Учитель начальных классов Галина Качай работает в школе №2065 уже 42 года, а я, ее ученица, став педагогом благодаря ей, уже второй год преподаю в соседнем классе.
Первый раз я увидела Галину Викторовну на подготовительных занятиях к школе, куда привела меня мама, и очень обрадовалась, узнав, что это моя первая учительница. Я многое запомнила из уроков Галины Викторовны. Прошло много лет, а я успешно использую все педагогические приемы на своих уроках. Например, Галина Викторовна учила нас делить в столбик («как будто цифры едут на лифте по клеточкам»), запоминать члены предложения (это семья, где есть «мама»-подлежащее, «папа» – сказуемое, «дочка» – определение и два «брата» – обстоятельство и дополнение). В такой игровой форме информация, не совсем привычная для нас, вчерашних дошколят, запоминалась легко и непринужденно.
Когда я перешла в пятый класс, во время перемен заходила в начальную школу к своей первой учительнице, делилась своими успехами, рассказывала о новых учителях и предлагала помощь, протирала доску, поливала цветы в кабинете. Однажды Галина Викторовна дала мне красный карандаш и тетради, чтобы я помогла проверить домашние задания. С тех пор это стало доброй традицией. Галина Викторовна объясняла, зачем она выписывает найденные ошибки, рассказывала, как важно их проработать с учеником. Когда я стала учиться в старших классах, показывала мне, как заполнять журнал, рассказывала, для чего это нужно.
И мне, девятикласснице, было интересно все, даже бумажная работа. Тогда я окончательно поняла, кем хочу стать. И в 11‑м классе торжественно объявила о своем решении. Галина Викторовна со мной поговорила, предложила все взвесить, предупредила, что профессия сложная. Мы еще раз обсудили все за и против, и я подала документы в педагогический вуз.
Когда выдавалось свободное время, приходила к своей первой учительнице и набиралась опыта, которого не даст ни один, даже самый лучший, институт. Я запоминала и записывала педагогические методики не только на лекциях в университете, но и на уроках у Галины Викторовны, у которой к тому моменту был большой опыт преподавания. А когда я писала дипломную работу, Галина Викторовна помогала мне как консультант.
После окончания МПГУ я, конечно, пошла работать в родную школу. Сбылась моя мечта – я стала учителем начальных классов и работаю в соседнем классе, рядом со своей первой учительницей! Я в любой момент могу обратиться к ней за помощью и поддержкой. Как объяснить непонятную тему, как договориться с учеником, который отвлекается на уроках, как найти общий язык с родителями… Галина Викторовна всегда с готовностью все объясняет и делится советами. И мне было бы очень сложно без наставника.
Впрочем, у нас взаимообмен. Я тоже помогаю Галине Викторовне, которая, как она сама говорит, привыкла держать в руках мел и указку. Показываю, как пользоваться информационными технологиями. Помогаю осваивать МЭШ, мы обсуждаем темы для общения с детьми, которые в Интернете как рыба в воде. Недавно объяснила, что такое соцсети и для чего они нужны.
Первоклассники, конечно, сейчас немного другие, и на это в том числе влияет скорость распространения информации. Но «цифры, которые едут на лифте» и «семья» членов предложения актуальности не теряют. Я даже попросила у Галины Викторовны табличку, которую помню еще со школьной парты, сделала копию и учу первоклассников читать и считать по методике, придуманной моей первой учительницей и незаменимой наставницей.
Светлана КОРШУНОВА, учитель начальных классов школы №2065
Комментарии