search
main
0

Цифры говорят сами за себя,. или Соглашение на 160 миллионов

​Четверть века Рамзия ХАСАНОВА возглавляет Азнакаевскую районную профсоюзную организацию работников образования Республики Татарстан. Сегодня в ее структуру входят 93 первички, объединяющие 100% работников! Отраслевой профсоюз в районе имеет большой авторитет: 27 профлидеров находятся на своем посту уже более 15 лет. В интервью с Рамзией Миргасимовной мы попросили ее рассказать о том, как строится руководство первичными организациями, а также о том, как на местах развивается главное направление профсоюзной работы – социальное партнерство.

– Рамзия Миргасимовна, какие формы и методы работы вы используете в руководстве первичными профсоюзными организациями?- Руководство первичками Азнакаевский совет профсоюзных организаций осуществляет на основе перспективного плана, в котором предусматривается оказание практической помощи, обучение кадров и актива, информационное, методическое обеспечение первичных профорганизаций.Учитывая удаленность сельских учреждений образования от районного центра, мы создали шесть кустовых информационно-методических центров (Актюбинский, Тумутукский, Карамалинский, Чалпинский, Урманаевский, Какре-Елгинский), которые объединяют первичные профсоюзные организации 39 школ и 37 детских садов. Кстати, таким образом у нас в районе издавна координируется и методическая служба. Четыре раза в год, во время каникул, на базе кустовых центров проводятся заседания профсоюзного актива, в ходе которых опытные председатели профкомов дают мастер-классы, организуют деловые игры. Между заседаниями проходят семинары по обмену опытом, консультации по различным вопросам работы профсоюзных организаций, подводятся итоги различных конкурсов. Наша цель – научить профлидеров работать для учителя и во имя учителя. Мы стремимся сделать как можно больше для того, чтобы профсоюз стал в районе равноправным участником социального партнерства.В целях укрепления первичек раз в два года мы объявляем Год первичной профсоюзной организации. Это позволяет определить профсоюзных лидеров, добившихся значительных успехов в защите прав работников образования. Налаженная в районе система постоянного мониторинга профсоюзной деятельности позволяет отслеживать и объективно оценивать работу каждой организации.- Какую роль в руководстве первичками вы отводите информационной работе?- Большую, если не сказать первостепенную. В целях обмена опытом и информацией о деятельности профсоюзных комитетов ежемесячно собирается профсоюзный кружок «Трибуна профсоюзного лидера». Тексты выступлений публикуются в сборнике, который распространяется среди учреждений образования. Совет выпускает ежеквартальный бюллетень «Профсоюзный вестник» по вопросам правовой поддержки, охраны и оплаты труда, социальных гарантий.Разработана программа «Информационная работа в Азнакаевской районной профсоюзной организации». Своими силами мы организовали курсы компьютерной грамотности для председателей профкомов и сегодня cо всеми первичными организациями поддерживаем связь по электронной почте. С 2009 года работает наш сайт (http://aznprof.edusite.ru), существуют и школьные профсоюзные интернет-страницы. По итогам семинаров участники получают электронные материалы, помогающие профсоюзным руководителям грамотно решать вопросы, возникающие в трудовых коллективах.Хорошее подспорье для нас – сайты республиканского комитета и Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки, Федерации профсоюзов РТ. На местах вся полученная информация размещается в профсоюзных уголках и на стендах.- Что, на ваш взгляд, является определяющим в жизнедеятельности первички?- Основа сильной первички – уверенность членов коллектива в необходимости и значимости профсоюза. Главное здесь – совместная деятельность профсоюзного комитета и администрации учреждения образования. Если председатель и профсоюзный комитет проявляют заботу о каждом члене профсоюза, стараются создать комфортные условия на рабочих местах, то и в коллективе будет благоприятный психологический климат для успешной работы. Безусловно, немаловажную роль в формировании положительного имиджа профсоюзной организации играют и личные качества профсоюзного лидера. Очень многое в работе первичек зависит от того, как выстроены отношения с руководителем учреждения.У нас, к примеру, администрация и профком всегда находят общий язык в том, как совместными усилиями сделать лучше и интересней жизнь каждого педагога и работника. Преимущественно в коллективах царит атмосфера доверия и дружелюбия. Каждый наш работник знает, что в любое время может решить возникшие у него проблемы совместно с председателем первичной профсоюзной организации и руководителем учреждения. Кроме того, в школах и детских садах Азнакаево открыты профсоюзные кабинеты, где члены профсоюза всегда могут найти помощь и поддержку.- Рамзия Миргасимовна, как вы оцениваете уровень социального партнерства у вас в территории?- Я бы оценила его достаточно высоко. В нашем районе между администрацией, работодателями и профсоюзом сложились деловые и честные отношения. Мы никогда не доводили ситуацию до конфликта, не было ни одного разбирательства из-за невыполнения обязательств какой-либо из сторон.В практику совместной деятельности руководства образовательных учреждений и профкомов вошли такие формы работы, как ежегодное обсуждение и подведение итогов реализации колдоговоров. Более того, их выполнение отслеживается также Советом профсоюзных организаций и трехсторонней комиссией. Неоднократно мы проводили практикум по методике подсчета экономической эффективности коллективных договоров. Например, в коррекционной школе поселка городского типа Актюбинский она по итогам 2010-2011 учебного года достигла 471938 рублей, что в расчете на одного работника составило 7865 рублей, в поселковой средней школе №2 – 675544 рублей (9650), в средней школе №2 города Азнакаево – 586461 рубль (8371), в азнакаевском детском саду №3 – 509966 рублей (6778), в детском саду села Какре Елга – 345765 рублей (4567).- Какова роль в этом процессе заключаемого на территориальном уровне соглашения?- С помощью положений соглашения мы стараемся решать самые наболевшие вопросы, для чего проводим расширенные заседания с участием руководителей образовательных учреждений и работников управления образования, организуем «круглые столы», пытаясь в диспуте найти правильное решение. К примеру, в соглашении на 2011-2013 годы нам удалось прописать пункты о выплатах председателю и членам профкомов, премировании победителей районных смотров и конкурсов, работников, награжденных отраслевыми, ведомственными, районными наградами. Ежегодно администрация района спонсирует мероприятия к Дню учителя, награждает лучших. Большим подарком к профессиональному празднику для 500 работников и ветеранов образования Азнакаевского района от администрации стал концерт Государственного фольклорно-инструментального ансамбля РТ.В 2011 году более 2000 работников прошли плановые медицинские осмотры – на эти цели местный бюджет выделил 491 тыс. рублей. На мероприятия по охране труда из муниципального бюджета было направлено 2 млн 589 тыс. рублей. На аттестацию 473 рабочих мест – 1 млн 361 тыс. рублей. Экономическая эффективность выполнения соглашения составляет более 160 миллионов рублей в год, это 53 тысячи рублей на каждого работника. Такие результаты говорят сами за себя.- Есть мнение, что там, где нет конкретной прибыли, коллективный договор носит формальный характер и представляет собой свод переписанных из Трудового кодекса норм. Что вы можете сказать по этому поводу?- Конечно, учреждения образования не приносят прибыли, но есть премиальный фонд, фонд стимулирующих выплат, который распределяется в соответствии с коллективным договором. Предусмотренные доплаты и надбавки прописываются в договоре и в приложениях, чтобы у руководителя было основание для грамотного оформления приказов. Например, только после предоставления колдоговора, в котором есть пункт о выплате одного оклада работникам, уходящим на заслуженный отдых, бухгалтерия начисляет положенную доплату.Согласно этому документу оказывается материальная помощь работникам, выплачиваются поощрения к юбилеям, предоставляется дополнительный отпуск, утверждаются правила внутреннего трудового распорядка и многое другое. Немаловажно, что коллективные договоры, заключенные в первичных профсоюзных организациях, гарантируют предоставление учреждением технических информационных средств для ведения профсоюзной деятельности. Согласование интересов сторон в вопросах оплаты и охраны труда, режима рабочего времени, времени отдыха способствует созданию хорошего микроклимата, творческой деловой атмосферы в коллективах, предотвращению коллективных и индивидуальных трудовых споров.- Какие пункты, прописанные в коллективных договорах школ и дошкольных учреждений, вы считаете самыми важными?- Самые важные пункты коллективного договора те, которые повышают уровень социальной защищенности работников, улучшают условия их труда. В ходе колдоговорной кампании 2011 года мы ставили перед профсоюзными организациями задачу в полной мере использовать механизм социального партнерства для решения проблем, возникающих в связи с переходом на НСОТ. Основной упор делался на разработку положений и приложений к колдоговору, устанавливающих дополнительные выплаты к заработной плате по самым разным направлениям. Учреждения Азнакаевского района в новом учебном году перешли на НСОТ-2, и выплаты из стимулирующего фонда работникам осуществляются в соответствии с критериями по балльной системе. Надо сказать, что роль Совета профсоюзных организаций в этом вопросе была велика. Совместно с управлением образования, Советом директоров на основе коллективных договоров были разработаны следующие документы: положение о распределении премиального фонда, о критериях оценки эффективности деятельности, положение о комиссии по распределению выплат за качество выполняемых работ, оценочные листы на каждого педагога и сотрудника.- Каковы ваши дальнейшие планы в этом направлении работы?- Мы будем добиваться повышения уровня информированности работников о деятельности профсоюза, о целях и задачах социального партнерства, об итогах выполнения обязательств коллективных договоров и соглашений. Продолжим правовое обучение профсоюзного актива для ведения социального диалога с руководителями учреждений. Учитывая тот факт, что в настоящее время система образования модернизируется, будем держать руку на пульсе и своевременно вносить изменения в коллективные договоры и соглашение, чтобы эти правовые акты по-настоящему защищали интересы работников.Казань, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте