Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Школа XXI века

Цифровые компетенции учителя

Учительская газета, №22 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

Ежегодная международная выставка образовательных технологий BETT – событие, по которому сверяют свои цели и формулируют задачи системы образования всего мира. Прошедший в январе форум продемонстрировал новейшие проекты и актуальные тенденции: инновационную начинку для школ, андроиды, которые учат детей программированию, роботов, записывающих лекции, интерактивные панели и доски для школ, умеющие переводить написанный неуверенной детской рукой текст в печатный шрифт и даже решать задачки. Участники выставки говорили о виртуальной и дополненной реальности, рассказывали об обучающих онлайн-программах, цифровых лабораториях и прочих полезных вещах для детских садов, школ, колледжей и вузов. Эффектные инновационные продукты были оценены по достоинству, но в то же время по результатам опроса, проведенного среди более 1000 учителей и преподавателей разных стран, только 38 процентов респондентов признали, что их подготовка позволяет эффективно использовать цифровые технологии в учебном процессе. А всего через два месяца показать свою цифровую компетентность пришлось практически 100 процентам учителей.

Экзамен на прочность прошла и вся российская система образования. Цифровизация из размеренных планов-графиков на перспективу стала реальностью и единственным средством, поддержавшим дееспособность школы на дистанционном обучении.

В лето-2020 мы все вошли с пониманием, что мир уже никогда не будет прежним и школа, вернувшись из онлайна в офлайн, переоценит ценности, проведет работу над ошибками, использует полученный опыт для своего развития. Учителя осознали, что опыт работы в удаленном режиме будет востребован всегда, поэтому современные технологии необходимо осваивать серьезно и основательно.

Анна ЕЛАНСКАЯ

Угнаться за поколением Z

Как и многие мои коллеги, я не ожидал такого резкого перехода к дистанту. Мне, можно сказать, повезло: в 2019 году я окончил магистратуру по программе «Электронные образовательные технологии» и овладел знаниями и навыками, позволяющими правильно организовать обучение в режиме онлайн, исключая участок пути из проб и ошибок. Сразу скажу, что работа в новом формате позволила приобрести отличный опыт, который поможет повысить эффективность учебного процесса при возвращении учеников в класс. Сочетание различных форм обучения (онлайн и офлайн) – это реалии сегодняшнего дня и вектор развития школы XXI века.

В условиях карантина вместо традиционных уроков я давал ребятам материал, который они могут посмотреть и почитать в удобном для себя режиме, и старался, чтобы эти сведения были полными, а новые знания вызывали интерес и желание их расширить.

Онлайн-консультации я проводил только несколько раз:

– чтобы разъяснить ребятам порядок работы;
– для оказания помощи учащимся, которым требовалась дополнительная поддержка и кому не хватило тех сведений, что я прикреплял;
– для углубленной проработки сложных тем с ребятами, которые выбрали экзамены по моим предметам. С ними мы встречались два-три раз в неделю, чтобы разобрать задания и чтобы они имели возможность задать вопросы.

В новых условиях мне пришлось решать еще одну задачу, связанную с тем, что я веду дополнительные занятия с младшими школьниками. Так как занятия в кружках стали невозможны, я создал группу в социальной сети, разослал ссылку родителям учащихся, и они присоединились. В этой группе трижды в неделю – по понедельникам, средам и пятницам – я выкладывал видео по программированию. Благодаря этому и, конечно, активности мам и пап ребята не потеряли навыки, которые приобрели во время занятий, и получили новые актуальные знания. Мы изучили виртуальные конструкторы, в которых каждый может собрать свои уникальные устройства и проверить их работу. Когда мы научились использовать виртуальные лаборатории, ребята оценили безграничные возможности в генерации своих творческих идей и получили ощущение свободы при их воплощении. Теперь младшие школьники могут проверять свои разработки не только на реальных конструкторах. Когда занятия в кружках возобновятся, уверен, времени у нас станет больше, а продуктивность – выше, так как ребята смогут свои идеи проверять в виртуальном формате и заранее увидят, какие проблемы могут возникнуть в процессе их реализации.

Кстати, было неожиданно и очень приятно, что в итоге в группе собралось гораздо больше участников, чем занималось в кружках. Это еще одно преимущество электронной среды обучения. Занятия стали доступны большему числу ребят и… взрослых!

В этот сложный период работы нам с коллегами необходимо было правильно применять новые технические возможности. Наши ученики уже живут в цифровом мире, и для них это абсолютно нормально. Учителю же важно как минимум не отстать от ребенка и уверенно продемонстрировать на уроке диапазон возможностей цифровизации. Мы можем и должны готовить уроки с учетом того, что мир изменился и никогда уже не будет прежним. Учителя технологии понимают, что сегодняшним детям необходимо уже в школе овладевать устойчивыми навыками 3D-моделирования, 3D-печати и другими. На уроках МХК практиковать виртуальные экскурсии в музеи мира.

Используя цифровые технологии в преподавании, мы подтверждаем свой авторитет в глазах учеников и показываем им, что школа развивается и прогрессирует вместе с окружающим миром, что обучение становится разнообразнее и эффективнее. Вариативность предложений, потребность самостоятельно находить решения, удовлетворение от того, что у детей появляется новый интерес к учебе, – это то, к чему мы стремимся.

Александр СТЕПАНОВ, учитель информатики

Дорога к облакам

Часто в советской школе нерадивым ученикам с упреком говорили: «Хватит витать в облаках!» Прошли годы, и слова эти получили новое звучание: сегодня именно облачные технологии позволяют учителю организовать активную познавательную деятельность детей на основе внутренней мотивации, сделать образовательный процесс личностно значимым и увлекательным, выйти за пределы классно-урочной формы, осознать, что современное образование не имеет границ, а педагогу и ученику действительно «по дороге с облаками».

В безграничном облачном пространстве Интернета огромное количество просветительских проектов, обучающих платформ, онлайн-уроков. Мне эту «дорогу» открыл Microsoft Office 365, а универсальной образовательной платформой стал Microsoft Teams. Здесь я нашла большие возможности организовать полноценное онлайн-обучение. Проведение учебных занятий в формате видеоконференции позволяет мне организовать урок любого типа по ФГОС. Для мотивации учеников использую MyQuiz – онлайн-викторины в режиме реального времени, чтобы дети в занимательной игровой форме могли освежить имеющиеся знания. В чате к беседе размещаю ссылки на интерактивные ресурсы, которые использую в системе, например Mentimeter, где учащиеся могут задать вопросы, на которые они хотят получить ответы в ходе занятия. Так появляется коллективное «облако вопросов», из которых складывается сценарий урока, а целеполагание становится личностно значимым для каждого.

На этапе открытия нового знания педагог может использовать любые форматы: презентация, видеоролики, таблицы и граф-схемы. Для этого достаточно одним кликом открыть свой рабочий стол. В ходе урока учащиеся могут задавать вопросы в чате, давать комментарии, отвечать на вопросы учителя и таким образом организовать живой обучающий диалог. На этапе первичного закрепления материала в пробном действии ребята могут работать в командах, например, создавать совместную интеллект-карту в MindMeisterе, онлайн-презентацию в PowerPoint или Sway, что способствует формированию не только предметных, но и универсальных учебных действий – компетенций ХХI века. Для активизации познавательного интереса включаю интерактивные игры на классификацию и систематизацию на базе LearningApps.org, которые легко интегрируются в Microsoft Teams. На этапе контроля знаний для организации эффективной обратной связи оптимален Microsoft Forms – это очень большое подспорье для учителя! Тесты, выполненные учащимися на уроке или дома, автоматически проверяются, указываются время их выполнения, процент освоения содержания материала по отдельному ученику, по каждому заданию, по классу в целом, выстраиваются графики обученности. Причем учащийся, выполнив тест, сразу может увидеть те задания, в которых были допущены ошибки, сопоставить внутреннюю самооценку с объективными показателями, оценив уровень своих знаний по изученной теме. Таким образом, программа позволяет оптимизировать рабочее время учителя, дает возможность проследить динамику учебных результатов каждого учащегося и всего класса. Если вы преподаете устный предмет, можно попросить учеников сделать короткий видеоролик в Flipgrid, задав в разделе «Задания» критерии к его оцениванию. Так снимется проблема, связанная с тем, что дети разучились красиво и связно говорить из-за пристрастия к гаджетам. Но я убеждена, что гаджеты – наши первые помощники, главное – правильно использовать их в образовательных целях.

Microsoft Teams позволяет мне быть на одной волне с учениками, оптимизировать свою работу, сделать образовательный процесс динамичным, вариативным, эффективным, а главное – увлекательным как для детей, так и для себя.

Людмила КАРПОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы лицея информационных технологий №28, Киров

Что должен уметь современный учитель:
✓ Учиться вместе с учениками.
✓ Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.
✓ Выстраивать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности учащихся с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
✓ Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
✓ Вести занятия в режиме диалога и дискуссии.
✓ Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
✓ Обеспечивать условия для мотивирования обучающихся на самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий.
✓ Использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (в том числе при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt